Гражданское дело № 2-168/2012 (решение)



Гр.дело № 2-168/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Асино 20 марта 2012 года

Асиновский городской суд Томской области в составе:

Председательствующего - Марченко Н.М.,

с участием ст.помощника Асиновского городского прокурора – Ряпусовой Н.В.,

при секретаре - Качаровой Ж.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Асиновского городского прокурора в интересах Метелева Г.В. к администрации Новокусковского сельского поселения о предоставлении жилого помещения,

установил:

Асиновский городской прокурор в интересах Метелева Г.В. обратился в суд с иском к Администрации Новокусковского сельского поселения о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения, указав, что Метелев Г.В. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья. Его мать – О. решением Назаровского городского суда Красноярского края от 03.05.2007 года лишена родительских прав, отец - М. решением Бакчарского районного суда Томской области от 13.01.2009 года лишен родительских прав. Постановлением Главы Верхнекетского района от /дата/ над Метелевым Г.В. было установлено попечительство. Жилое помещение указанным постановлением за Метелевым Г.В. закреплено не было. Метелев Г.В. состоит с /дата/ на учете в Администрации Новокусковского сельского поселения в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди. Однако, до настоящего времени жилье ему не предоставлено.

Истец просит обязать Администрацию Новокусковского сельского поселения предоставить Метелеву Г.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, с учетом состава семьи.

В судебном заседании представитель процессуального истца – Ряпусова Н.В. исковые требования поддержала, уточнив, что просит предоставить жилое помещение Метелеву Г.В. без учета состава его семьи, с учетом того, что закон не содержит такой нормы, и кроме того, Метелев Г.В. в настоящее время не женат, не имеет своей семьи, проживает в семье попечителя. В обоснование иска привела те же доводы, что в заявлении. Дополнила, что на момент рассмотрения дела Метелев Г.В. жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет. Просит обязать Администрацию Новокусковского сельского поселения предоставить Метелеву Г.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, на территории муниципального образования «Новокусковское сельское поселение».

Истец Метелев Г.В. в судебном заседании исковые требования Асиновского городского прокурора поддержал, и пояснил, что он действительно относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав, над ним было установлено попечительство. Не смотря на то, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди, Администрацией Новокусковского сельского поселения жилое помещения ему до момента рассмотрения дела в суде не предоставлено. В настоящее время он проживает в доме попечителя, собственного жилья не имеет. Просит обязать Администрацию Новокусковского сельского поселения предоставить ему жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм.

Ответчик - представитель Администрации Новокусковского сельского поселения Лебедева О.Ф. с исковыми требованиями Асиновского городского прокурора согласна частично. Пояснила суду, что действительно в настоящее время Метелев Г.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Метелев Г.В. был поставлен на учет на основании заявления, распоряжением Администрации Новокусковского сельского поселения /номер/ от /дата/, т.к. согласно Федерального Закона истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, собственных денежных средств на приобретение жилья у Администрации сельского поселения нет, свободного жилья в настоящее время не имеется. Предусмотренные законом обязанности исполняются Администрацией по мере поступления соответствующего финансирования из областного бюджета и могут быть исполнены и в отношении истца в случае получения субвенций на приобретение жилых помещений. Субвенции из областного бюджета в 2012 году не поступали, хотя заявка на такие субвенции была сделана в ноябре 2011 года. Поэтому в настоящее время предоставить жилье истцу нет возможности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд считает, что заявленные к Администрации Новокусковского сельского поселения исковые требования подлежат удовлетворению.

Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. № 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Согласно ст.5 указанного Закона, Предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).

Частью 3 ст.3 данного Закона установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:

осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8июня2005года №91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма";

за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;

по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В судебном заседании установлено, что Метелев Г.В. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, и состоит в Администрации Новокусковского сельского поселения на учете, как нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Данные обстоятельства подтверждаются решением Бакчарского районного суда Томской области от 13.01.2009 года о лишении родительских прав отца - М., и решением Назаровского городского суда Красноярского края от 03.05.2007 года о лишении родительских прав матери – О., постановлением Главы Администрации Верхнекетского района /номер/ от /дата/ об установлении над Метелевым Г.В. попечительства.

Метелев Г.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в силу приведенных выше положений закона должен быть обеспечен жилой площадью вне очереди, однако в настоящее время жилье ему не предоставлено.

Согласно распоряжению Администрации Новокусковского сельского поселения /номер/ от /дата/ о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, Метелев Г.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, общая очередь /номер/, льготная очередь - /номер/.

Решением Совета Новокусковского сельского поселения № 38 от 24.05.2006 года, установлен размер учетной нормы площади жилого помещения на территории сельского поселения - 10 кв.метров – для определения уровня обеспеченности граждан жилой площадью в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по договорам социального найма исходя из норм предоставления не менее: 17 кв.метров общей площади на одиноко проживающего.

В уведомлении, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области /дата/, указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах отдельного лица – Метелева Г.В. на имеющиеся объекты недвижимого имущества.

Кроме того, истец Метелев Г.В. в судебном заседании пояснил, что у родителей не было в собственности своего жилья, поэтому ему ничего не осталось. В настоящее время он зарегистрирован и проживает по адресу: /адрес/. Данное жилое помещение принадлежат на праве общей долевой собственности попечителю Д., и членам её семьи - К., Л. и Г.

Пояснения истца подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от /дата/ и /дата/, согласно которым жилой дом, расположенный по адресу: /адрес/, площадью 37,94 кв.метра, принадлежит на право общей долевой собственности Г., Л., К. и Д., доля в праве каждого - 1/4.

Довод представителя Администрации Новокусковского сельского поселения об отсутствии соответствующего финансирования, о наличии иных граждан претендующих на получение жилья во внеочередном порядке, не может быть учтен при вынесении судебного решения, поскольку обязанность реализации права истца на внеочередное получение жилого помещения возложена на Администрацию Новокусковского сельского поселения.

Кроме этого, исходя из буквального понимания требований ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требования о предоставлении истцу жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Предоставление жилых помещений вне очереди, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, а потому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Следовательно, жилье истцу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Кроме того, суд принимает во внимание и то, что на момент постановки Метелева Г.В. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, он являлся лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что жилое помещение за ним не закреплялось, жилого помещения на праве собственности либо на условиях социального найма он не имеет.

Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

Делая такой вывод, суд исходил из того, что истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, в связи, с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Асиновского городского прокурора в интересах Метелева Г.В. к Аминистрации Новокусковского сельского поселения - удовлетворить:

Обязать Администрацию Новокусковского сельского поселения предоставить Метелеву Г.В., /дата/ рождения, уроженцу /иные данные/, жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, на территории муниципального образования «Новокусковское сельское поселение».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Асиновский городской суд.

Судья: /подписано/ Н.М. Марченко

На момент размещения не вступило в законную силу