Гражданское дело /номер/ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Асино 03 апреля 2012 года Асиновский городской суд Томской области в составе председательствующего Уланкова О.А., с участием помощника Асиновского городского прокурора Кулаковского Е.В., при секретаре Крутовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асиновского городского прокурора в интересах Клейменовой Ю.В. к Администрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения, установил: Асиновский городской прокурор в интересах Клейменовой Ю.В. обратился в суд с иском к Администрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения. В исковом заявлении указано, что проведенной проверкой по обращению Клейменовой Ю.В. были выявлены нарушения в деятельности администрации Асиновского городского поселения в сфере обеспечения детей-сирот и лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью вне очереди. В соответствии со свидетельством о рождении Клейменовой ЮВ., /дата/ года рождения, её отцом является Н., а матерью - М.. Установлено, что отец был лишен родительских прав решением Асиновского городского суда /адрес/ от /дата/, а мать была лишена решением того же суда от /дата/. Постановлением Главы Администрации Первомайского района Томской области от /дата/ /номер/ (с изменениями внесенными постановлением Главы администрации Первомайского района от /дата/ /номер/) над Клейменовой Ю.В. установлена опека. Жилое помещение указанным постановлением закреплено не было. В 2011 году Клейменова Ю.В. закончила обучение в областном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище /номер/» г. Асино Томской области. До настоящего времени жилое помещение Клейменовой Ю.В. не представлено, она стоит на учете, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в администрации Асиновского городского поселения, что подтверждается, уведомлением администрации Асиновского городского поселения от /дата/ /номер/-О. Клейменова Ю.В. постоянной регистрации не имеет, временно зарегистрирована и проживает в /адрес/ что подтверждается копией свидетельства /номер/ о регистрации по месту требования. Недвижимого имущества в собственности у Клейменовой Ю.В. не имеется. В судебном заседании представитель процессуального истца – Кулаковский Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, в их обоснование привел доводы, указанные в иске, дополнительно пояснил, что на момент рассмотрения дела Клейменова Ю.В. не имеет собственного жилья, временно зарегистрирована в общежитии по адресу: /адрес/ Просит обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Клейменовой Ю.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм. Истец Клейменова Ю.В. в судебном заседании исковые требования Асиновского городского прокурора поддержала в полном объеме и пояснила, что она действительно относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время имеет временную регистрацию в общежитии. С 2009 года она состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, однако Администрацией Асиновского городского поселения жилое помещение до сих пор не предоставлено. Просит обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм. Ответчик - представитель Администрации Асиновского городского поселения Кодочигова Д.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в представленном письменном отзыве на иск указала, что жилое помещение Клейменовой Ю.В. должно быть предоставлено за счет средств бюджета Томской области. Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетами муниципальных образований. Денежных средств указанной целевой субвенции в бюджет ответчика до настоящего времени не поступало, в связи с чем, не представляется возможным исполнить в полном объеме возложенные государственные полномочия по обеспечению жильем. Дополнительно пояснила, что внеочередное предоставление жилого помещения истцу приведет к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц. Суд, заслушав пояснения, процессуального и материального истцов, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Согласно ст. 5 указанного Закона, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещения в соответствии с жилищным законодательством возложена на органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 1 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации муниципальных районов Томской области (далее - органы местного самоуправления муниципальных районов) наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению бюджетам поселений субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций). Частью 3 статьи 3 указанного Закона установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В судебном заседании установлено, что Клейменова Ю.В. родилась /иные данные/ Согласно свидетельству о рождении родителями Клейменовой Ю.В. являются: отец - Н., мать - М.. Решениями Асиновского городского суда Томской области от /дата/, от /дата/ М. и Н. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Клейменовой Ю.В.. Постановлением Главы Администрации Первомайского района от /дата/ (с учетом изменений внесенных постановлением от /дата/) опекуном Клейменовой Ю.В. назначена Ц.. /дата/ Клейменова Ю.В. окончила Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 24» г. Асино Томской области, что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании. Согласно уведомлению Администрации Асиновского городского поселения от /дата/ Клейменова Ю.В. поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По состоянию на /дата/, общая очередь Клейменовой Ю.В. /номер/, также она включена в льготный список на получения жилья под порядковым /номер/, как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно списку граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, утвержденному постановлением Администрации Асиновского района Томской области /номер/ от /дата/, Клейменова Ю.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Из сообщения начальника отдела управления имуществом и землями Администрации Асиновского городского поселения следует, что в настоящее время Администрацией Асиновского городского поселения Клейменовой Ю.В., жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, в связи с отсутствием свободного жилого помещения для предоставления. В уведомлении, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области /дата/, указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведений о правах отдельного лица – Клейменовой Ю.В. на имеющиеся объекты недвижимого имущества. Решением Совета Асиновского городского поселения /номер/ от /дата/, установлен размер учетной нормы площади жилого помещения на территории Асиновского городского поселения - 10,0 кв.м. Жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по договорам социального найма исходя из норм предоставления: 17 кв.м. общей площади на одиноко проживающего. Исходя из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, судья считает установленным, что Клейменова Ю.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей. На день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена. Жилых помещений в собственности не имеет. Таким образом, Клейменова Ю.В. является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения вне очереди, жилой площадью не менее установленных Решением Совета Асиновского городского поселения /номер/ от /дата/социальных норм. Довод представителя Администрации Асиновского городского поселения о том, что при отсутствии фактического финансирования в виде целевых субвенций, ответчик не может нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание судом, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения, во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия в бюджете органа местного самоуправления - Администрации Асиновского городского поселения на это денежных средств. Кроме этого, суд находит несостоятельным и довод представителя ответчика о том, что внеочередное предоставление жилого помещения истцу приведет к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц. Исходя из буквального толкования требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении истцу жилого помещения во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Предоставление жилых помещений вне очереди, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, а потому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, жилье истцу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. На момент постановки Клейменова Ю.В. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, она являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена. Жилых помещений в собственности не имеет. Таким образом, Клейменова Ю.В. является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения вне очереди. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, решил: Иск Асиновского городского прокурора в интересах Клейменовой Ю.В. к Администрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Клейменовой Ю.В., жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Асиновский городской суд Томской области. Судья (подписано) О.А. Уланкова На момент размещения не вступило в законную силу