Дело №2-380/2012 (решение)



Гражданское дело №2-380/2012

Решение

именем Российской Федерации

г. Асино 15 июня 2012 года

            Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Пикина В.П.,

при секретаре Юрченко Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области гражданское дело по иску Асиновского городского прокурора в интересах Логиновой Т.Г. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору найма вне очереди,

установил:

Асиновский городской прокурор в интересах Логиновой Т.Г. обратился в суд с иском к администрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм, с учетом состава семьи, на территории муниципального образования «Асиновское городское поселение».

В обоснование исковых требований указано, что родителями Логиновой Т.Г. приходятся И. и О.. Решением Октябрьского районного суда г.Томска от 27.11.1998 И. лишен родительских прав в отношении /иные данные/ Логиновой Т.Г., а мать-О. решением Асиновского городского суда Томской области от 14.01.2000 признана безвестно отсутствующей. Постановлением главы администрации Асиновского района /номер/ от /дата/ Логинова Т.Г. определена в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным обеспечением. Жилое помещение за Логиновой Т.Г. указанным постановлением закреплено не было. В 2011 году Логинова Т.Г. завершила обучение в ОГОУ НПО«/иные данные/». В настоящее время она зарегистрирована по месту пребывания в <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит иным лицам, не являющимся членами ее семьи. Какого либо недвижимого имущества в собственности Логиновой Т.Г. отсутствует. У Логиновой Т.Г. имеется дочь-Н., /дата/ года рождения, которая проживает совместно с ней. В настоящее время жилое помещение Логиновой Т.Г. не предоставлено, она состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в администрации Асиновского городского поселения с /дата/.

Процессуальный истец – помощник Асиновского городского Серова М.С. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Материальный истец Логинова Т.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Асиновского городского поселения – Кодочигова Д.В., действующая на основании доверенности от 13.03.2012, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска и пояснила, что Логинова Т.Г. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Логинова Т.Г. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель ответчика Кодочигова Д.В. полагала, что в связи с отсутствием субвенций из бюджета Томской области, отсутствием необходимых денежных средств в бюджете Асиновского городского поселения для приобретения жилого помещения для Логиновой Т.Г., отсутствием необходимого маневренного жилья делает не возможным исполнить администрацией Асиновского городского поселения требование о предоставлении жилого помещения Логиновой Т.Г.. Кроме того, жилое помещение не может быть предоставлено Логиновой Т.Г. и на членов её семьи, так как жилое помещение может быть предоставлено только лицу, относящемуся к детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но не членам семьи указанных лиц.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования частично по следующим основаниям.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Из положений ч.1 ст.57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей отнесены - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 выше указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Согласно ст.5 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).

Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В судебном заседании установлено, что родителями Логиновой Т.Г., /дата/ года рождения приходятся: И. и О.. /дата/ И. был лишен родительских прав в отношении /иные данные/ Логиновой Т.Г., а /дата/ О. была признана безвестно отсутствующей. /дата/ Логинова Т.Г. была направлена в С. детский дом с полным государственным обеспечением. По /дата/ Логинова Т.Г. обучалась в ОГОУ НПО «/иные данные/» <адрес>. В настоящее время она совместно со своей дочерью Н., родившейся /дата/, временно имеет регистрацию по месту жительства в квартире, принадлежащей Л.., не приходящимися ей родственниками и за ней не зарегистрированы какие либо объекты недвижимого имущества. С /дата/ Логинова Т.Г. состоит на учете в администрации Асиновского городского поселения в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также материалами дела, исследованными в судебном заседании (свидетельством о рождении Логиновой Т.Г. /иные данные/, решением Октябрьского районного суда г.Томска от 27.11.1998, решением Асиновского городского суда Томской области от 14.01.2000, постановлением администрации Асиновского района /номер/ от /дата/, дипломом ОГОУ НПО /иные данные/, свидетельством об уровне квалификации, выданный ОГОУ НПО «/иные данные/, сообщением администрации Асиновского городского поселения от /дата/, справками администрации Новониколаевского сельского поселения /номер/ от /дата/, /номер/ от /дата/, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от /дата/ год, свидетельством о регистрации по месту пребывания от /дата/, свидетельством о рождении Н. /иные данные/, путевкой в С. детский <адрес> от /дата/).

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Логинова Т.Г. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. /дата/ она окончила обучение в ОГОУ НПО «/иные данные/» и в настоящее время не имеет своего жилья, проживает совместно со своей малолетней дочерью в жилом помещении, принадлежащем лицам, членом семьи которых не является, состоит на учете в администрации Асиновского городского поселения, как нуждающаяся в первоочередном предоставлении жилого помещения. В настоящее время Логинова Т.Г. не утратила статус нуждающейся в жилом помещении и в силу вышеуказанных правовых норм должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди.

Принимая данное решение, суд не принимает доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете администрации Асиновского городского поселения соответствующего финансирования на приобретение жилого помещения, об отсутствии поступления на счета администрации Асиновского городского поселения субвенций на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, наличия других первоочередных граждан на получение жилья вне очереди, а поэтому отсутствия у администрации Асиновского городского поселения возможности обеспечения Логиновой Т.Г. жилым помещением. Суд считает, что данные доводы не основаны на требованиях действующего законодательства, поскольку обеспечение жилыми помещениями вне очереди граждан, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Исходя из буквального толкования требований ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требования о предоставлении истцу жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Согласно ст. 6 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

На основании ст. 6 БК РФ, межбюджетные отношения по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса возникают только между публично-правовыми образованиями.

Действующим бюджетным законодательством не предусмотрено участие физических лиц в межбюджетных отношениях, а также выделение финансовых средств конкретному лицу.

Таким образом, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

Вместе с тем с учетом приведенных выше правовых норм суд находит не обоснованным требование в части предоставления Логиновой Т.Г. жилого помещения по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм, с учетом состава семьи. С учетом приведенных выше правовых норм суд считает, что правом внеочередного предоставления жилого помещения обладают только лица, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. К таким лицам не может быть отнесена малолетняя дочь Логиновой Т.Г. - Н.. Поэтому Логиновой Т.Г. подлежит предоставлению жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, соответствующей санитарным и техническим требованиям на территории муниципального образования «Асиновское городское поселение», которое соответствует не менее 17 кв.м. на одного человека.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования по иску Асиновского городского прокурора в интересах Логиновой Т.Г. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору найма вне очереди удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Логиновой Т.Г. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, соответствующей санитарным и техническим требованиям на территории муниципального образования «Асиновское городское поселение».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области.

Судья (подписано) В.П. Пикин

На момент размещения решение в законную силу не вступило.