Дело №2-379/2012 (решение)



Гражданское дело №2-379/2012

Решение

именем Российской Федерации

г. Асино 15 июня 2012 года

            Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Пикина В.П.,

при секретаре Юрченко Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асине Томской области гражданское дело по иску Асиновского городского прокурора в интересах Лещева Ю.С. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору найма вне очереди,

установил:

Асиновский городской прокурор в интересах Лещева Ю.С. обратился в суд с иском к администрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм на территории Асиновского городского поселения.

В обоснование исковых требований указано, что родителями Лещева Ю.С. приходятся В. и Е.. Решением Асиновского городского суда Томской области от /дата/ В. лишена родительских прав в отношении /иные данные/ Лещева Ю.С., а отец Е. умер /дата/. Согласно справке органа опеки и попечительства администрации Асиновского района от /дата/ /номер/ Лещев Ю.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, закрепленного за ним жилого помещения не имел и не имеет, правами на объекты недвижимости не обладает, членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения не является. Вопреки требованиям действующего законодательства жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения для постоянного места проживания до настоящего времени ответчиком не предоставлены.

Процессуальный истец – помощник Асиновского городского прокурора Серова М.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Материальный истец Лещев Ю.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Асиновского городского поселения - Кодочигова Д.В., действующая на основании доверенности от /дата/ в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении и пояснила, что с /дата/ Лещев Ю.С., /дата/ года рождения состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Лещев Ю.С. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель ответчика Кодочигова Д.В. полагала, что исковое заявление должно содержать требование о том, что жилое помещение должно быть предоставлено Лещеву Ю.С. за счет средств бюджета Томской области, так как финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований. С учетом того, что денежных средств указанной целевой субвенции в бюджет до настоящего времени не поступало, исполнить в полном объеме возложенные государственные полномочия по обеспечению жильем не представляется возможным. Исполнение требований истца будет возможно при поступлении денежных средств на приобретение жилья в установленном законном порядке. Кроме того, необходимо учитывать наличие других граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Из положений ч.1 ст.57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей отнесены - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 выше указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Согласно ст.5 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).

Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В судебном заседании установлено, что родителями Лещева Ю.С., /дата/ года рождения приходятся: Е. и В.. /дата/ В. и Е. были лишены родительских прав, в том числе и /иные данные/ Лещева Ю.С., Е. умер /дата/. В связи с чем /дата/ Лещев Ю.С. был определен в детское учреждение с полным государственным обеспечением. /дата/ над Лещевым Ю.С. была установлена опека, опекуном назначена Н. В период с /дата/ по /дата/ Лещев Ю.С. обучался в ОГОУ СПО «О.». В настоящее время он проживает в квартире своей сожительницы Х., за ним не зарегистрированы какие либо объекты недвижимого имущества. С /дата/ Лещев Ю.С. состоит на учете в администрации Асиновского городского поселения в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также материалами дела, исследованными в судебном заседании (свидетельством о рождении Лещева Ю.С. /иные данные/, решением Асиновского городского суда Томской области от /дата/, свидетельством о смерти Е. /иные данные/, справкой администрации Зырянского сельского поселения /номер/ от /дата/, постановлениями администрации Асиновского района /номер/ от /дата/, 411 от /дата/, сообщением администрации Асиновского городского поселения от /дата/, аттестатом об основном общем образовании /иные данные/, справкой ОГОУ СПО «/иные данные/» /номер/ от /дата/, справкой администрации Асиновского района /номер/ от /дата/, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от /дата/).

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Лещев Ю.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что он в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. /дата/ он окончил обучение в ОГОУ СПО «О.» и в настоящее время не имеет своего жилья, проживает в жилом помещении, принадлежащем лицу членом семьи которого не является и состоит на учете в Администрации Асиновского городского поселения, как нуждающийся в жилом помещении, то есть в настоящее время Лещев Ю.С. не утратил статус нуждающегося в жилом помещении и в силу вышеуказанных норм закон должен быть обеспечен жильем вне очереди.

Принимая данное решение, суд не принимает доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете администрации Асиновского городского поселения соответствующего финансирования на приобретение жилого помещения, об отсутствии поступления на счета администрации Асиновского городского поселения субвенций на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, наличия других первоочередных граждан на получение жилья вне очереди, а поэтому отсутствия у администрации Асиновского городского поселения возможности обеспечения Лещева Ю.С. жилым помещением. Суд считает, что данные доводы не основаны на требованиях действующего законодательства, поскольку обеспечение жилыми помещениями вне очереди граждан, относящимся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Исходя из буквального толкования требований ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требования о предоставлении истцу жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Согласно ст. 6 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

На основании ст. 6 БК РФ, межбюджетные отношения по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса возникают только между публично-правовыми образованиями.

Действующим бюджетным законодательством не предусмотрено участие физических лиц в межбюджетных отношениях, а также выделение финансовых средств конкретному лицу.

Таким образом, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования по иску Асиновского городского прокурора в интересах Лещева Ю.С. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору найма вне очереди удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Лещеву Ю.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, соответствующей санитарным и техническим требованиям на территории муниципального образования «Асиновское городское поселение».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области.

Судья (подписано) В.П. Пикин

На момент размещения решение в законную силу не вступило.