Дело №2-42/2012 (решение)



Гражданское дело № 2-42/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Асино 28 февраля 2012 года

Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Дубакова А.Т.,

при секретаре Каракулове Т.Г.,

с участием прокурора Ряпусовой Н.В.,

представителя ответчика – администрации Асиновского городского поселения – Родионова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Асиновского городского прокурора к муниципальному образованию «Асиновское городское поселение» в лице администрации Асиновского городского поселения о понуждении к совершению действий по обеспечению инженерно-технической укрепленности водозабора,

УСТАНОВИЛ:

Асиновский городской прокурор обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Асиновское городское поселение» в лице Администрации Асиновского городского поселения, (учреждение)», в котором просил обязать ответчиков обеспечить инженерно-техническую укрепленность объекта - водозабора, расположенного (адрес), в соответствии с Руководящим документом, утвержденным Министерством внутренних дел Российской Федерации 06.11.2002 «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» в срок не позднее чем в течение четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В заявлении указано, что Администрацией Асиновского городского поселения (дата) заключен договор аренды муниципального имущества (номер) с (учреждение)), который предусматривает передачу в аренду комплекса имущества, расположенного в (адрес), обеспечивающего население города Асино питьевой водой. (дата) отделением (учреждение) в целях предотвращения чрезвычайных происшествий, а также совершения террористических актов и диверсий, проведена выездная проверка соответствия технической укрепленности водозабора. Проверкой установлено, что собственником объекта - Администрацией Асиновского городского поселения - не выполняются требования Руководящего документа РД 78.36.003-2002 - ограждение водозабора выполнено из металлического прута и имеет многочисленные бреши, не охватывает всей территории объекта и не обеспечивает защиту от случайного или намеренного проникновения на объект, минуя центральный въезд. Контрольно-пропускной пункт также не оборудован в соответствии с установленными требованиями. Видеонаблюдение на территории объекта отсутствует. Аналогичные нарушения были выявлены (учреждение) при проведении обследования (дата). По результатам обследования арендатору имущества - (учреждение) - выдано предписания о проведении мероприятий по технической укрепленности водозабора. Несоответствие технической укрепленности водозабора требованиям Руководящего документа ставит под угрозу обеспечение безопасности граждан и антитеррористическую защищенность потенциального объекта террористических посягательств - объекта жизнеобеспечения, создает угрозу жизни и здоровью граждан, как проживающих на территории Асиновского городского поселения, так и временно находящихся на территории населённого пункта.

Окончательные требования истцом сформулированы в заявлении от (дата), котором прокурор уточнил иск, исключив из числа ответчиков (учреждение)», просил обязать Администрацию муниципального образования «Асиновское городское поселение» обеспечить инженерно-техническую укрепленность объекта - водозабора, расположенного в (адрес) в соответствии с Руководящим документом,
утвержденным Министерством внутренних дел Российской Федерации
06.11.2002 «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» в срок не позднее чем в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:

1. Территорию объекта по всему периметру обнести ограждением (железобетонным, каменным, кирпичным, сплошным металлическим) высотой не менее 2,5 метра.

2. В оконные проемы первого этажа, а также контрольно-пропускного пункта установить металлические решетки, изготовленные из стальных прутьев диаметром не менее 16 мм, образующих ячейки не более 150х150мм или другими конструкциями соответствующей прочности. Входные двери зданий и контрольно пропускного пункта выполнить из дерева со сплошным заполнением полотен, толщиной не менее 40 мм, усиленные обивкой с двух сторон листовой сталью толщиной не менее 0,6 мм с загибом листа на внутреннюю поверхность двери или на торец полотна внахлест с креплением по периметру и диагоналям полотна гвоздями диаметром 3 мм и шагом не более 50 мм.

3. Оборудовать территорию объекта внутренним и внешним
видеонаблюдением.

4. Оборудовать контрольно-пропускной пункт смотровыми окошками
или «глазками».

В отзыве на иск представитель Администрации Асиновского городского поселения указал, что с заявленными требованиями не согласен. Действительно, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в профилактике терроризма. Однако само понятие «участие в профилактике» законодателем не расшифровывается. Приведенное истцом правовое основание перечня необходимых работ по инженерно-технической укрепленности водозабора - РД 78.36.003-2002 - не может судом приниматься во внимание, поскольку этот руководящий документ имеет межведомственный характер, разработан в целях реализации права гражданина на жизнь, определяет правовой статус банков, однако, в нарушение действующих норм, не зарегистрирован в установленном порядке. Также в соответствии с положением о МВД РФ, утвержденным 01.03.2011, разработка и утверждение правил по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной защите, не входит в полномочия этого министерства. Кроме того, истцом высказано требование о необоснованно коротком сроке проведения работ по технической укрепленности водозабора. Администрацией Асиновского городского поселения утверждена муниципальная Программа «Обеспечение инженерно-технической укрепленности объекта - водозабор, расположенного (адрес) на 2012-2016 г.г.» (постановление от (дата) (номер)). Срок реализации мероприятий Программы составляет 5 лет, этот срок является экономически обоснованным и реальным в исполнении.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержала. В обоснование привела доводы, указанные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что обязанность по устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов в г. Асино, в силу закона возложена на ответчика. Орловский водозабор является единственным гидротехническим сооружением, обеспечивающим жителей г. Асино питьевой водой, подлежит обязательной государственной охране. В настоящее время его охрана и инженерно-техническая укрепленность в должной мере ответчиком не обеспечены. Срок проведения мероприятий по укреплению водозабора в три года считает разумным. Требования инженерно-технической укрепленности таких объектов указаны в приведенном Руководящем документе, который широко применяется, не признан недействующим.

Представитель администрации Асиновского городского поселения иск не признал по обстоятельствам, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснил, что нормативно не закреплено, что Орловский водозабор является объектом жизнеобеспечения. Считает, что у МВД РФ отсутствуют нормативно закрепленные полномочия для решения вопросов, отраженных в руководящем документе, а также полномочия по осуществлению контрольно-надзорных функций в области технической укрепленности объектов. Поэтому представитель ответчика считает, что руководящий документ является незаконным нормативным актом и не может применяться при вынесении решения. Косвенно указанные отношения урегулированы ФЗ «О техническом регулировании», который устанавливает обязанность государственной регистрации технических регламентов, которые должны приниматься Министерством промышленности и торговли РФ. Контрольно-надзорными функциями в данной сфере наделена Антитеррористическая комиссия Томской области, а не МВД РФ, которые не имели права проводить проверки водозабора с целью определения его технической укрепленности. Кроме этого, ответчиком принята муниципальная Программа по обеспечению инженерно-технической укрепленности водозабора рассчитанная на 5 лет. Представитель ответчика указал о том, что предварительная стоимость работ по укрепления водозабора составляет порядка 50 млн. руб., тогда как доходы местного бюджета составляют 36 млн. руб. в год. В настоящий момент администрацией Асиновского городского поселения осуществляется решение 42 вопросов местного значения, расходование всех средств бюджета на решение только одного вопроса является неприемлемым.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные документы, считает необходимым удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что в собственности Администрации Асиновского городского поселения находится комплекс муниципального имущества, расположенный (адрес) обеспечивающий население города Асино питьевой водой – водозабор /свидетельства о государственной регистрации права от (дата), (дата), имеются в материалах дела/.

Между (учреждение) и (учреждение)» (дата) заключен договор на охрану указанного водозабора /договор (номер)

При проведении обследования объекта (дата) (учреждение) были выявлены нарушения технической укрепленности объекта, арендатору имущества - (учреждение)» - выдано предписания о проведении мероприятий по технической укрепленности водозабора, в соответствии с которыми территорию предприятия необходимо обнести ограждением высотой 2,5 метра, в оконные проемы зданий расположенные на 1-м этаже установить металлические решетки, входные двери зданий обшить с двух сторон металлическими листами толщиной не менее 0,6 мм и оборудовать двумя не самозащелкивающимися замками, оборудовать территорию видео наблюдением, оборудовать КПП в соответствии с требованием технической укрепленности, произвести ремонт телефонной связи.

(дата) проведено обследование водозабора Начальником (учреждение)», (дата) обследование водозабора проведено отделением (учреждение). В ходе этих проверок установлено, что собственником объекта - администрацией Асиновского городского поселения - не выполняются требования Руководящего документа РД 78.36.003-2002 - ограждение водозабора выполнено из металлического прута и имеет многочисленные бреши, не охватывает всей территории объекта и не обеспечивает защиту от случайного или намеренного проникновения на объект, минуя центральный въезд. Контрольно-пропускной пункт также не оборудован в соответствии с установленными требованиями. Видеонаблюдение на территории объекта отсутствует. Состояние антитеррористической защищенности и охраны объекта неудовлетворительное. Объект относится к категории объектов группы А1 - подлежит обязательной государственной охране согласно постановлению Правительства РФ от 02.11.2009г. № 886.

Согласно п. 1, п. 7 ст. 2 и ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.

Следовательно, законом обязанность по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов в соответствии с действующими правилами в границах г. Асино возложена на Администрацию Асиновского городского поселения.

Перечень мероприятий, которые необходимо произвести в соответствии с указанными положениями закона, основан истцом на требованиях "РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", утв. МВД РФ 06.11.2002 /далее Руководящий документ/.

Доводы представителя ответчика о неприменимости Руководящего документа при разрешении данного спора в виду того, что данный акт не зарегистрирован в установленном законом порядке, а также издан не уполномоченным на то органом, были проверены в судебном заседании и не нашли своего подтверждения.

В соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» государственной регистрации подлежат только нормативные правовые акты.

В соответствии с п. 10 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 18.07.1996 N 1039, действовавшего на момент утверждения министром внутренних дел РД 78.36.003-2002, министр издает в пределах предоставленных ему полномочий в установленном порядке как нормативные правовые акты обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, так и утверждает стандарты, нормы и правила по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к компетенции Министерства.

В п. 7. указанного Положения к основным задачам Министерства отнесена разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Кроме этого, в соответствии с п. 1.1 Руководящего документа он распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и технически перевооружаемые объекты различных форм собственности, охраняемые или подлежащие передаче под охрану подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

В соответствии с п. 14 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 к таким объектам относятся гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения, а также в закрытых административно-территориальных образованиях.

Кроме этого, установлено, что указанный водозабор является объектом жизнеобеспечения, что подтверждается сообщением Начальника отделения (учреждение) от (дата), справкой Первого заместителя Главы Администрации Асиновского городского поселения от (дата).

Руководящий документ РД 78.36.003-2002. в установленном порядке не признан недействующим.

Следовательно, требования Руководящего документа приняты в установленном порядке, утверждены уполномоченным на то должностным лицом и должны учитываться Администрацией Асиновского городского поселения при исполнении возложенных на нее законом обязанностей по принятию мер антитеррористической защищенности объекта жизнеобеспечения, подлежащего государственной охране – водозабора.

В соответствии с п.п. 5.1.1 - 5.1.5 Руководящего документа, ограждение объекта должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию, минуя контрольно-пропускной пункт. Ограждение должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны. К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. Окна первых этажей этих зданий, выходящих на неохраняемую территорию, должны оборудоваться металлическими решетками, а при необходимости - и металлическими сетками. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток.

В соответствии с п. 5.3.6 Руководящего документа окна контрольно-
пропускного пункта и двери должны оборудоваться защитными конструкциями, соответствующего класса защиты. Для контроля подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками или «глазками».

В соответствии с п. 5.6.3 Руководящего документа входные наружные двери на объект, по возможности, должны открываться наружу. Их следует оборудовать не менее двумя врезными (накладными) замками, установленными на расстоянии не менее 300 мм друг от друга, или одним врезным (накладным) и одним висячим замками.

Согласно п. 8.1 Руководящего документа территория объекта должна оборудоваться системой внутреннего и внешнего видеонаблюдения.

В разделе 3 Руководящего документа приведена классификация объектов. В соответствии с п. 3.1.1 к объектам подгруппы АI относятся объекты особо важные, повышенной опасности и жизнеобеспечения, в том числе и водозабор, поскольку гидротехнические сооружения включены в Перечень объектов подлежащих государственной охране согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587.

В п. 3.2 Руководящего документа указано, что каждой подгруппе объектов должен соответствовать определенный класс (степень) защиты конструктивных элементов (ограждающих конструкций и элементов инженерно-технической укрепленности). Класс защиты - комплексная оценка, учитывающая размещение, прочностные характеристики, особенности конструктивных элементов и показывающий степень достаточности обеспечения надлежащей защиты объекта, оборудованного системой охранной сигнализации. Требуемый класс защиты к конструктивным элементам для различных подгрупп объектов приведен в Приложении N 1.

В соответствии с приложение № 1 к Руководящему документу установлены следующие классы защиты для объектов подгруппы А1:

- входные двери в здание, выходящие на оживленные улицы и магистрали, двери запасных выходов, двери, выходящие на крышу (чердак), во дворы, малолюдные переулки, входные двери охраняемых помещений – 3 класс защиты.

- оконные проемы первого и подвального этажей, выходящие на оживленные улицы и магистрали, дворы, малолюдные переулки, оконные проемы, примыкающие к пожарным лестницам, балконам, карнизам и т.п., оконные проемы помещений охраны – как минимум 3 класс защиты.

- запирающие устройства входных и запасных дверей в здание, входных дверей охраняемых помещений, дверей, выходящих на крышу (чердак), запирающие устройства внутренних дверей - 3 класс защиты.

В п. 3 приложения № 2 к Руководящему документу указано, что ограждения 3 класса защиты (высокая степень защиты объекта от проникновения) - ограждения железобетонные, каменные, кирпичные, сплошные металлические высотой не менее 2,5 м.

В п. 3 приложения № 4 к Руководящему документу указано что дверные конструкции 3 класса защиты - двери деревянные со сплошным заполнением полотен, толщиной не менее 40 мм, усиленные обивкой с двух сторон листовой сталью толщиной не менее 0,6 мм с загибом листа на внутреннюю поверхность двери или на торец полотна внахлест с креплением по периметру и диагоналям полотна гвоздями диаметром 3 мм и шагом не более 50 мм;

В п. 3 приложения № 6 к Руководящему документу указано, что оконные конструкции 3 класса защиты - окна с обычным стеклом, дополнительно защищенные металлическими решетками, изготовленными из стальных прутьев диаметром не менее 16 мм, образующих ячейки не более 150 x 150 мм или другими конструкциями соответствующей прочности.

Указание представителя ответчика о необходимости применения в данном случае положений ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающих обязательную государственную регистрацию технических регламентов, не принимаются во внимание, поскольку Руководящий документ таким техническим регламентом не является, не призван обеспечивать безопасность продукции в соответствии со ст. ст. 6,7 ФЗ «О техническом регулировании».

Пояснения представителя ответчика о том, что законодателем не расшифровывается понятие «участие в профилактике терроризма» неосновательно, так как в п.п. А п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. "О противодействии терроризму" профилактика терроризма определена как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

При оценке доводов ответчика суд также учитывает, что Администрацией Асиносвкого городского поселения фактически начато исполнение требований, содержащихся в иске.

Так, постановлением Администрации Асиновского городского поселения от (дата) (номер) утверждена муниципальная Программа «Обеспечение инженерно-технической укрепленности объекта – водозабора, расположенного в г. Асино, 2,1 километр на запад от ориентира: мост через реку Итатка на автотрассе Асино-Томск» на 2012-2016 г.г.».

При чем, как указано в постановлении от 10.01.2012, эта программа принята в соответствии с Федеральными законами "О противодействии терроризму" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В разделе 5 Программы указано о необходимости разработки проектно-сметной документации с учетом руководящего документа РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", утв. МВД РФ 06.11.2002.

А в силу п. 2.3 руководящего документа его требования подлежат обязательному соблюдению руководителями, ответственными лицами, службами безопасности объектов, подрядными проектно-монтажными организациями, если в проектной документации, акте обследования и в договоре на охрану сделана ссылка на данный документ. Контроль за выполнением требований настоящего Руководящего документа осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при включении их представителей в комиссии по обследованию и приемке в эксплуатацию объектов.

Представителем ответчика указывалось о том, что предварительная стоимость работ по укрепления водозабора составляет порядка 50 млн. руб., что значительно превышает доходы бюджета. Однако это обстоятельство не подтверждается доказательствами. Представленный локальный сметный расчет не имеет реквизитов, не согласован, не утвержден, выполнен лицом, должность которого не указана.

Указание представителем ответчика о необоснованно коротком сроке проведения работ по технической укрепленности водозабора, который был предложен истцом, не может быть принято во внимание, поскольку предоставление более длительного срока для осуществления этих мероприятий, по мнению суда, не будет отвечать целям защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также эффективному выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

При этом судом учитывается, что прокурором приняты во внимание доводы ответчика по этому поводу и срок выполнения работ был значительно увеличен (до трех лет вместо первоначально заявленного срока в четыре месяца с момента вступления решения суда в законную силу).

При таких обстоятельствах, учитывая выявленные нарушения правил защиты водозабора от преступных посягательств, которые могут поспособствовать совершению террористических актов, иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Асиновского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Асиновское городское поселение» обеспечить инженерно-техническую укрепленность объекта - водозабора, расположенного в (адрес) в соответствии с Руководящим документом,
утвержденным Министерством внутренних дел Российской Федерации
06.11.2002 «РД 78.36.003-2002. Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» в срок не позднее чем в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:

1. Территорию объекта по всему периметру обнести ограждением (железобетонным, каменным, кирпичным, сплошным металлическим) высотой не менее 2,5 метра.

2. В оконные проемы первого этажа, а также контрольно-пропускного пункта установить металлические решетки, изготовленные из стальных прутьев диаметром не менее 16 мм, образующих ячейки не более 150х150мм или другими конструкциями соответствующей прочности. Входные двери зданий и контрольно пропускного пункта выполнить из дерева со сплошным заполнением полотен, толщиной не менее 40 мм, усиленные обивкой с двух сторон листовой сталью толщиной не менее 0,6 мм с загибом листа на внутреннюю поверхность двери или на торец полотна внахлест с креплением по периметру и диагоналям полотна гвоздями диаметром 3 мм и шагом не более 50 мм.

3. Оборудовать территорию объекта внутренним и внешним
видеонаблюдением.

4. Оборудовать контрольно-пропускной пункт смотровыми окошками
или «глазками».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Асиновский городской суд в течение месяца.

Судья (подписано) А.Т.Дубаков Решение вступило в законную силу