Гр.дело № 2-421/2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Асино 05 июля 2012 года Асиновский городской суд Томской области в составе: Председательствующего - Марченко Н.М., с участием помощника Асиновского городского прокурора – Крейзан Е.С., при секретаре - Сайфуллиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Асиновского городского прокурора в интересах Чумаковой И.С. к Администрации Батуринского сельского поселения о предоставлении жилого помещения, установил: Асиновский городской прокурор в интересах Чумаковой И.С. обратился в суд с иском к Администрации Батуринского сельского поселения о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения, указав, что Чумакова И.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья. Её родители – мать К. и отец Ч. решением Асиновского городского суда Томской области от 31.07.2001 года лишены родительских прав в отношении Чумаковой И.С.. Постановлением Главы Администрации Асиновского района №120 от 02.02.2001 года над Чумаковой И.С. была установлена опека. Жилое помещение указанным постановлением за Чумаковой И.С. закреплено не было. Чумакова И.С. состоит с 04.02.2010 года на учете в Администрации Батуринского сельского поселения в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди. Однако, до настоящего времени жилье ей не предоставлено. Истец просит обязать Администрацию Батуринского сельского поселения предоставить Чумаковой И.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм. В судебном заседании представитель процессуального истца – Крейзан Е.С. исковые требования поддержала, уточнив, что просит предоставить жилое помещение Чумаковой И.С. с учетом нормы предоставления жилого помещения – 17 кв.м, просит учесть, что в настоящее время Чумакова И.С. не имеет своей семьи, временно проживает в семье опекуна. В обоснование иска привела те же доводы, что в заявлении. Дополнила, что на момент рассмотрения дела Чумакова И.С. жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет. Просит обязать Администрацию Батуринского сельского поселения предоставить Чумаковой И.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм (17кв.м.), на территории муниципального образования «Батуринское сельское поселение». Истец Чумакова И.С. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, в котором указала, что исковые требования Асиновского городского прокурора, заявленные в её интересах, поддерживает в полном объеме. Просит рассмотреть дело в её отсутствие. Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Чумаковой И.С. Ответчик - представитель Администрации Батуринского сельского поселения Степаненко А.Ф. исковые требования Асиновского городского прокурора не признал. Пояснил суду, что действительно в настоящее время Чумакова И.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Чумакова И.С. была поставлена на учет на основании заявления, распоряжением Администрации Батуринского сельского поселения от 04.02.2010 года (номер очереди -16), т.к. согласно Федерального Закона истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, собственных денежных средств на приобретение жилья у Администрации сельского поселения нет, свободного жилья в настоящее время не имеется. Предусмотренные законом обязанности исполняются Администрацией по мере поступления соответствующего финансирования из областного бюджета и могут быть исполнены в отношении истца в случае получения субвенций на приобретение жилых помещений. Субвенции из областного бюджета в 2012 году не поступали, хотя заявка на такие субвенции была сделана в 2011 году. Поэтому в настоящее время предоставить жилье истцу нет возможности. Кроме того, истцом не указаны разумные сроки для исполнения заявленных требований. Установление подобных сроков считает необходимым в связи с тем, что отношения, связанные с приобретением жилого помещения в муниципальную собственность, требуют установленных законом процедур и занимают значительное время. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд считает, что заявленные к Администрации Батуринского сельского поселения исковые требования подлежат удовлетворению. Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. № 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Согласно ст.5 указанного Закона, Предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области. В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. № 188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями). Частью 3 ст.3 данного Закона установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8июня2005года №91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В судебном заседании установлено, что Чумакова И.С. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, и состоит в Администрации Батуринского сельского поселения на учете, как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Данные обстоятельства подтверждаются решением Асиновского городского суда Томской области от 31.07.2001 года о лишении родительских прав К. и Ч. – родителей несовершеннолетней Чумаковой И.С., постановлением Администрации Асиновского района № 120 от 02.02.2001 года об установлении над несовершеннолетней Чумаковой И.С. опеки. Согласно свидетельства об уровне квалификации, выданного Чумаковой И.С. ОГОУ НПО /иные данные/ 30.06.2010 года, Чумакова И.С. закончила обучение в данном учебном учреждении и решением Государственной аттестационной комиссии от 25.06.2010 года ей присвоена квалификация «портной третьего разряда». Таким образом, Чумакова И.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закончила обучение в профессиональном училище, и в силу приведенных выше положений закона должна быть обеспечена жилой площадью вне очереди, однако, в настоящее время жилье ей не предоставлено. Согласно протокола заседания комиссии по учету и распределению жилья Администрации Батуринского сельского поселения №2 от 04.02.2010 года Чумакова И.С. была поставлена на учет на льготную очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении, и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, льготная очередь - № 16. Решением Совета Батуринского сельского поселения №52 от 14.07.2006 года установлен размер учетной нормы площади жилого помещения на территории Батуринского сельского поселения - 10 кв.метров – для определения уровня обеспеченности граждан жилой площадью в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по договорам социального найма исходя из норм предоставления не менее: 17 кв.метров общей площади на одиноко проживающего. В уведомлении, выданном Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области 13.02.2012 года, указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах отдельного лица – Чумаковой И.С. на имеющиеся объекты недвижимого имущества. Кроме того, как следует из пояснений процессуального истца в судебном заседании, у родителей Чумаковой И.С. не было в собственности своего жилья, поэтому ей ничего не осталось. В настоящее время, по окончании обучения в ОГОУ НПО /иные данные/, истец Чумакова И.С. временно проживает в семье опекуна (супруга опекуна, т.к. опекун умер) по <адрес>. Довод представителя Администрации Батуринского сельского поселения об отсутствии соответствующего финансирования, о наличии иных граждан претендующих на получение жилья во внеочередном порядке, не может быть учтен при вынесении судебного решения, поскольку обязанность реализации права истца на внеочередное получение жилого помещения возложена на Администрацию Батуринского сельского поселения. Кроме этого, исходя из буквального понимания требований ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, суд приходит к выводу о том, что разрешение требования о предоставлении истцу жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Предоставление жилых помещений вне очереди, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, а потому указанное право истца должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Следовательно, жилье истцу должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди, поэтому суд не соглашается с позицией ответчика в той части, что в решении суда следует указывать разумные сроки для предоставления жилья истцу. Кроме того, суд принимает во внимание и то, что на момент постановки Чумаковой И.С. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, она являлась лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Судом установлено, что жилое помещение за ней не закреплялось, жилого помещения на праве собственности либо на условиях социального найма она не имеет. Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований. Делая такой вывод, суд исходил из того, что истец является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, в связи, с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Асиновского городского прокурора в интересах Чумаковой И.С. к Администрации Батуринского сельского поселения - удовлетворить: обязать Администрацию Батуринского сельского поселения предоставить Чумаковой И.С., /дата/ рождения, /иные данные/, жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм, т.е. не менее 17кв.м., на территории муниципального образования «Батуринское сельское поселение» Асиновского района Томской области. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Асиновский городской суд. На момент размещения не вступило в законную силу