Дело №2-469/2012



Гражданское дело № 2-469/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Асино 01 августа 2012 года

Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Уланковой О.А.,

при секретаре Крутовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Непомнящих Т.А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области об устранении нарушений пенсионных прав,

установил:

Непомнящих Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области (далее ГУ УПФ РФ в Асиновском районе Томской области) об устранении нарушений пенсионных прав.

В заявлении указано, что истица /дата/ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии на основании пп.20 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

/дата/ ГУ УПФ РФ в Асиновском районе Томской области ввиду отсутствия трудового стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, отказал в досрочном назначении пенсии, поскольку в специальный стаж не был принят период работы с /дата/ по /дата/ в качестве медицинского регистратора в медико-санитарной части Асиновского лесопромышленного комбината (структурного подразделения Асиновской городской больницы), поскольку в соответствии с письмом Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 года работа в должности медицинского регистратора, по мнению ответчика, может быть включена в медицинский стаж лишь при наличии в период работы медицинского образования.

С принятым решением Непомнящих Т.А. не согласна. Полагает, что период ее работы в качестве медицинского регистратора подлежит зачету в стаж медицинской деятельности. При разрешении вопроса о его зачете должны применяться нормативные акты, регулирующие исчисление льготного стажа в спорный период, то есть инструктивное письмо, составленное в 1986 году, о том, что работа в должности медицинского регистратора может быть включена в льготный стаж лишь при наличии соответствующего образования, не может быть применено, поскольку разъяснения были даны после ее работы в этой должности. Работая медицинским регистратором, истец полагала, что выполняет работу, дающую право на досрочное назначение пенсии. Истец просит суд обязать ответчика зачесть спорный период в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на льготу, и назначить пенсию досрочно, с момента обращения с заявлением к ответчику.

В судебном заседании истец Непомнящих Т.А. исковые требования поддержала, в их обоснование привела те же доводы, указала, что находит решение пенсионного органа нарушающим ее конституционные права.

Представитель ответчика - юрисконсульт Государственного Учреждения - Управление пенсионного Фонда РФ в Асиновском районе Томской области Красноперов Ю.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что по представленным Непомнящих Т.А. документам установлено, что стаж ее работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составляет /иные данные/. Не принят к зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период работы с /дата/ по /дата/ в должности медицинского регистратора поликлиники, т.к. в приложении к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, должность медицинского регистратора отсутствует. Действующими нормативными документами, предусматривающими должности, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет в связи с медицинской деятельностью, должность медицинского регистратора не предусмотрена. Оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения нет, в связи с отсутствием требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости специального стажа в городе – 30 лет. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав истца, представителя ответчика, а также, изучив представленные письменные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В силу ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года, каждый человек имеет право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статьей 46 Конституции РФ гарантированы право каждого лица защищаться всеми не запрещенными законом способами и право на судебную защиту.

Требования ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 года, устанавливают, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях... имеет право на... справедливое... разбирательство дела... судом.. Статья 1 Протокола N 1 к Конвенции предусматривает, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Суд полагает, что истец, соблюдая требования ст.56 ГПК РФ об обязанности каждой из сторон доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, представил суду достаточно доказательств того, что принятое ответчиком решение допустило нарушение его прав и свобод, а также послужило препятствием к их осуществлению.

В силу подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173 – ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного указанным Федеральным законом лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пункт 2 ст.27 Закона предусматривает, что списки производств, работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п.1 ст.27 названного Закона, правила исчисления периодов и назначения трудовых пенсий … утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указаниями, содержащимися в п. 9 и абз. 3 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года утвержден Список профессий и должностей, работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, где был указан средний медицинский персонал, независимо от наименования должностей лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Это постановление СМ РСФСР действовало до принятия Постановления Правительства РФ №1066 от 22.09.1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью.

Согласно инструктивному письму от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» пенсия за выслугу лет лицам, работающим в должности медицинского регистратора, может быть назначена при условии наличия в период работы медицинского образования.

В настоящее время должности, работа в которых дает право на льготу, предусмотрены Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, в том числе за выслугу лет в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. Вместе с тем, Списками № 1066 и № 781 не предусмотрена должность медицинского регистратора.

В судебном заседании установлено, что Непомнящих Т.А. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в том числе в период с /дата/ по /дата/. В данный период времени она работала в должности медицинского регистратора поликлиники без медицинского образования (в должности младшего медицинского персонала). /дата/ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ГУ УПФ РФ в Асиновском районе Томской области /номер/ от /дата/ истице было отказано в назначении досрочной пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием специального стажа работы. При этом ответчик принял в льготный стаж /иные данные/ работы истца, и не принял работу Непомнящих Т.А. с /дата/ по /дата/ в должности медицинского регистратора поликлиники, поскольку должность ею замещалась без соответствующего образования.

Данные обстоятельства установлены на основании доказательств, исследованных в судебном заседании:

- трудовой книжки Непомнящих Т.А., выданной /дата/, о том, что истица в период с /дата/ по /дата/ исполняла обязанности медрегистратора поликлиники,

- справки от /дата/ о том, что Непомнящих Т.А. в спорный период работала в медико-санитарной части Асиновского лесопромышленного комбината медицинским регистратором поликлиники, работала полный рабочий день. В документе указано, что должность медицинского регистратора относится к среднему медицинскому персоналу. Медико-санитарная часть Асиновского лесопромышленного комбината являлась структурным подразделением Асиновской центральной городской больницы, которая впоследствии реорганизована в МУЗ «Асиновская центральная районная больница»,

- решения ГУ УПФР в Асиновском районе Томской области /номер/ от /дата/, которым истице было отказано в назначении досрочной пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием специального стажа работы. Из решения следует, что ответчик принял в льготный стаж /иные данные/ работы истца, и не принял работу Непомнящих Т.А. с /дата/ по /дата/ в должности медицинского регистратора поликлиники, поскольку должность ею замещалась без соответствующего образования.

Суд находит решение пенсионного органа нарушающим пенсионные права истца.

Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В период, когда истица работала в должности медицинского регистратора поликлиники, действовал Список № 464 от 06.09.1991 года, п. 2 которого предусматривалось, что право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу

На момент работы истицы медицинским регистратором, действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому, полагает суд, дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления ее прав в области пенсионного обеспечения. В связи с чем, рекомендации инструктивного письма от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» должны применяться лишь при оценке правоотношений, имеющих место после 30.06.1986 года, а не в данном случае.

Учитывая эти обстоятельства, а также то, что работа на должностях среднего медицинского персонала в поликлинике, которая являлась структурным подразделением лечебного учреждения, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан, отказ ответчика в зачете периода времени указанной работы в специальный стаж является неверным, основанным на неправильном толковании норм материального права и противоречащим представленным доказательствам.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей 19 (части1 и 2) и 55 (части2 и 3) Конституции РФ.

Согласно ст.19 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. При этом, трудовая пенсия назначается не ранее, чем со дня возникновения права на эту пенсию.

Следовательно, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием у гражданина права на пенсию.

Из материалов гражданского дела следует, и было установлено в судебном заседании, что Непомнящих Т.А. с заявлением о назначении пенсии обратилась /дата/. Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области у истца приняло заявление, рассмотрело обращение и отказало в назначении пенсии, чем, по убеждению суда, нарушило конституционное право Непомнящих Т.А.

Ответчик, принимая решение об отказе в назначении истцу пенсионных выплат досрочно, и, не признав иск в части назначения пенсии с /дата/, то есть со дня обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, с учетом момента возникновения права на нее, сослался на то, что период работы истицы в должности медицинского регистратора без специального образования не дает право на льготу, предусмотренную подп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, отказ в ее назначении, по мнению ответчика, является обоснованным.

Судом установлено, что к моменту обращения к ответчику с заявлением истец обладала правом на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку к /дата/ она являлась лицом, имеющим более 30 лет стажа работы, дающей права на льготу (при рассмотрении вопроса о досрочном назначении пенсии за выслугу лет ответчиком было принято /иные данные/, принятый судом, как период, подлежащий включению в специальный стаж), то есть фактически обладала необходимым стажем для реализации своего права на назначение досрочной пенсии, гарантированного Конституцией РФ.

Таким образом, суд считает, что досрочная пенсия согласно подп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна быть назначена истцу со дня обращения с заявлением о назначении пенсии, с учетом дня возникновения права на нее. Данное толкование не противоречит ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Непомнящих Т.А. удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области зачесть период работы Непомнящих Т.А. в качестве медицинского регистратора медико-санитарной части Асиновского лесопромышленного комбината - с /дата/ по /дата/ в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области назначить Непомнящих Т.А. трудовую пенсию с /дата/.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Асиновский городской суд Томской области.

Судья (подписано) О.А. Уланкова

На момент размещения не вступило в законную силу