Гражданское дело №2-531/2012 Решение именем Российской Федерации г. Асино 30 августа 2012 года Асиновский городской суд Томской области в составе: председательствующего Пикина В.П., при секретаре Юрченко Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области гражданское дело по иску Асиновского городского прокурора в интересах Петровой О.Ю. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору найма вне очереди, установил: Асиновский городской прокурор в интересах Петровой О.Ю. обратился в суд с иском к администрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм на территории муниципального образования «Асиновское городское поселение». В обоснование исковых требований указано, что родителями Петровой О.Ю. (девичья фамилия Антонова) приходятся О. и Н.. О. умерла /дата/, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Постановлением главы администрации Асиновского района над несовершеннолетней Антоновой О.Ю. была установлена опека, жилое помещение закреплено не было. В 2008 году Петрова О.Ю. окончила ОГОУ НПО «ПУ /номер/». В настоящее время жилое помещение Петровой О.Ю. не предоставлено, она состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Петрова О.Ю. имеет постоянную регистрацию в /адрес/, а проживает по /адрес/. Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведения о наличии недвижимого имущества в собственности Петровой О.Ю. отсутствуют, членом семьи собственника либо нанимателя жилого помещения она не является. До настоящего времени жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения для постоянного места жительства Петровой О.Ю. не предоставлено, что повлекло нарушение гарантированного ст.40 Конституции РФ права на жилище. Материальный истец Петрова О.Ю. в судебное заседание не явилась, исковые требования поддержала, просила дело рассмотреть в её отсутствие. Представитель ответчика администрации Асиновского городского поселения Кодочигова Д.В., действующая на основании доверенности от /дата/, в судебное заседании не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором иск признала в полном объеме, просила дело рассмотреть в её отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие материального истца и представителя ответчика. Процессуальный истец - помощник Асиновского городского прокурора Крейзан Е.С. исковые требования поддержала по основаниям и обстоятельствам, указанным в исковом заявлении. Заслушав пояснения процессуального истца, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования процессуального и материального истцов по следующим основаниям. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ). Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации. Из положений ч.1 ст.57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей отнесены - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с ч. 1 ст. 8 выше указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Согласно ст.5 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области. В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями). Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Органы местного самоуправления за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность и по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В судебном заседании установлено, что родителями Антоновой О.Ю., родившейся /дата/, приходятся: О. и Н.. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. /дата/ О. была лишена родительских прав в отношении своей дочери Антоновой О.Ю., а /дата/ О. умерла. /дата/ над Антоновой О.Ю. была установлена опека. /дата/ Антонова О.Ю. вступила в брак с Р.. После заключения брака ей присвоена фамилия-Петрова. По /дата/ Петрова О.Ю. обучалась в ОГОУ НПО «Профессиональное училище /номер/» /иные данные/. В настоящее время она совместно со своей дочерью Р. зарегистрирована по адресу: /адрес/, временно проживает в квартире, расположенной по /адрес/ принадлежащей Д.., которые не приходятся ей родственниками. За ней не зарегистрированы какие-либо объекты недвижимого имущества. С /дата/ Петрова О.Ю. состоит на учете в администрации Асиновского городского поселения в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также материалами дела, исследованными в судебном заседании (справкой о рождении /номер/ выданной /иные данные/, свидетельством о рождении Антоновой О.Ю. /иные данные/, свидетельством о смерти О. /иные данные/, решением Асиновского районного суда Томской области от /дата/, постановлением администрации Асиновского района /номер/ от /дата/, справкой администрации Асиновского городского поселения от /дата/, уведомлениями об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/, выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от /дата/, справкой администрации Асиновского района от /дата/ /номер/, справками МКУ «УГЖФ» от /дата/, /дата/, свидетельством о заключении брака /иные данные/, дипломом ОГОУ НПО «ПУ /номер/» от /дата/, заявлением Петровой О.Ю. о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от /дата/, заявлением Петровой О.Ю. о включении в список граждан имеющих право на внеочередное предоставление жилья от /дата/). Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Петрова О.Ю. на момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. /дата/ она окончила обучение в ОГОУ НПО «ПУ /номер/». С момента постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и в настоящее время не имеет своего жилья, проживает совместно со своей малолетней дочерью в жилом помещении, принадлежащем лицу, членом семьи которого не является, состоит на учете в Администрации Асиновского городского поселения, как нуждающаяся в жилом помещении. В настоящее время Петрова О.Ю. не утратила статус нуждающейся в жилом помещении и в силу вышеуказанных норм закона должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди по норме, установленной Решением Совета Асиновского городского поселения № 73 от 08 февраля 2007 года, т.е. не менее 17 кв.м. общей площади. Принимая данное решение, суд, наряду с вышеуказанными доказательствами, учитывает признание иска ответчиком, так как признание иска ответчиком заявлено добровольно, не нарушает прав и интересов других лиц, а значит подлежит принятию судом. Суд считает, что отсутствие поступления на счета Асиновского городского поселения субвенций на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, отсутствие в собственности Администрации Асиновского городского поселения жилых помещений не может являться каким-либо условием для отказа указанной категории граждан в реализации права на получение жилых помещений вне очереди по установленной социальной норме. Согласно ст. 6 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год. В соответствии с ч. 1 ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. На основании ст. 6 БК РФ, межбюджетные отношения по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса возникают только между публично-правовыми образованиями. Действующим бюджетным законодательством не предусмотрено участие физических лиц в межбюджетных отношениях, а также выделение финансовых средств конкретному лицу. Таким образом, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования по иску Асиновского городского прокурора в интересах Петровой О.Ю. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди удовлетворить полностью. Обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Петровой О.Ю. жилое помещение по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее установленных социальных норм, соответствующей санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования «Асиновское городское поселение», т.е. не менее 17 кв.м. общей площади. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области. Судья (подписано) В.П. Пикин На момент размещения решение в законную силу не вступило.