Гражданское дело №2-637/2012 Решение именем Российской Федерации г. Асино 15 октября 2012 года Асиновский городской суд Томской области в составе: председательствующего Пикина В.П., при секретаре Юрченко Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области гражданское дело по иску Асиновского городского прокурора в интересах Уйданова С.В. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, установил: Асиновский городской прокурор в интересах Уйданова С.В. обратился в суд с иском к администрации Асиновского городского поселения о предоставлении изолированного жилого помещения на территории Асиновского городского поселения отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью, с учетом нормы жилой площади при предоставления жилья в Томской области. В обоснование исковых требований указано, что родителями Уйданова С.В. приходятся Д и З. /дата/ решением Асиновского городского суда родители Уйданова С.В. были лишены родительских прав. Постановлением администрации Асиновского района от /дата/ /номер/ Уйданов С.В. был определен в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с полным государственным обеспечением. Жилое помещение за ней закреплено не было. В 2012 Уйданов С.В. закончил обучение в ОГОУ НПО «Профессиональное училище /номер/» в г.Асино Томской области. Он состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения вне очереди. Однако, вопреки требованиям ст.8 «Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.15 Закона Томской области №28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения для постоянного места жительства, до настоящего времени Уйданову С.В. не предоставлено, что повлекло нарушение гарантированного ст.40 Конституции РФ права на жилище. Представитель ответчика Кодочигова Д.С., действующая на основании доверенности от /дата/ в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, представила суду письменный отзыв, указав, что Уйданов С.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с /дата/ и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение должно быть предоставлено Уйданову С.В. за счет средств бюджета Томской области, так как финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению лиц данной категории осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований. Однако денежных средств указанной целевой субвенции в бюджет ответчика до настоящего времени не поступало, свободных жилых помещений, отвечающих требованиям законодательства и пригодных для проживания, в собственности муниципального образования «Асиновское городское поселения» нет, то есть исполнить в полном объеме возложенные государственные полномочия по обеспечению жильем не представляется возможным. Кроме того, исковые требования подлежат уточнению с учетом решения Совета Асиновского городского поселения от 08.02.2007 №73 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего составляет 17 кв.м. Просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Кодочиговой Д.В. Процессуальный истец –помощник Асиновского городского прокурора Шаргаева С.А. исковые требования поддержала, в обоснование иска привела доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что жилое помещение необходимо предоставить по договору социального найма вне очереди. Материальный истец Уйданов С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что в настоящее время он своего жилья не имеет, а поэтому не имеет регистрации по месту жительства, проживает без регистрации по месту жительства своего друга. Заслушав пояснения процессуального и материального истцов, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ). Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации. Из положений ч.1 ст.57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей отнесены - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с ч. 1 ст. 8 выше указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Согласно ст.5 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области. В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями). Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании. В судебном заседании установлено, что родителями Уйданова С.В., /дата/ года рождения приходятся: Д и З. /дата/ Д и З были лишены родительских прав. /дата/ Уйданов С.В. был направлен в детский дом. С /дата/ он состоит на учете в администрации Асиновского городского поселения» в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма под номером /номер/ по состоянию на /дата/ и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В период с /дата/ по /дата/ он проходил службу по призыву в рядах Российской армии. /дата/ закончил обучение в ОГБОУ НПО «Профессиональное училище /номер/» и в настоящее время временно проживает без регистрации по адресу: /адрес/ За ним не зарегистрированы, какие либо объекты недвижимого имущества. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями процессуального и материального истцов, а также материалами дела, исследованными в судебном заседании (свидетельством о рождении Уйданова С.В. (л.д.12), решением Асиновского городского суда Томской области от /дата/ (л.д.13-15), постановлением администрации Асиновского района /номер/ от /дата/ (л.д.19), уведомлением администрации Асиновского городского поселения от /дата/ (л.д.17), справкой администрации Асиновского городского поселения от /дата/ (л.д.18), уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ (л.д.21), военным билетом (10,11) дипломом ОГБОУ НПО «Профессиональное училище /номер/» (л.д.20), заявлением о принятии на учет от /дата/, постановлением администрации Асиновского городского поселения /номер/ от /дата/. Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Уйданов С.В. на момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что он в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. В /дата/ он закончил службу по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а /дата/ окончил обучение в ОГБОУ НПО«Профессиональное училище /номер/» в г.Асино и в настоящее время не имеет своего жилья, состоит на учете в администрации Асиновского городского поселения, как нуждающийся в жилом помещении. В настоящее время Уйданов С.В. не утратил статус нуждающегося в жилом помещении и в силу вышеуказанных норм закона должен быть обеспечен жилым помещением вне очереди по норме, установленной Решением Совета Асиновского городского поселения №73 от 08.02. 2007, т.е. не менее 17 кв.м. общей площади. Принимая данное решение, суд не принимает доводы представителя ответчика, указанные в отзыве на исковое заявление, об отсутствии поступления на счета Асиновского городского поселения субвенций на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, об отсутствии в собственности Администрации Асиновского городского поселения жилых помещений для обеспечения Уйданова С.В. жилым помещением. Суд считает, что данные доводы не основаны на требованиях действующего законодательства, поскольку обеспечение вне очереди детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких либо условий. Согласно ст. 6 Закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год. В соответствии с ч. 1 ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. На основании ст. 6 БК РФ, межбюджетные отношения по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса возникают только между публично-правовыми образованиями. Действующим бюджетным законодательством не предусмотрено участие физических лиц в межбюджетных отношениях, а также выделение финансовых средств конкретному лицу. Таким образом, отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Асиновского городского прокурора в интересах Уйданова С.В. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору найма вне очереди удовлетворить полностью. Обязать администрацию Асиновского городского поселения Томской области предоставить Уйданову С.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее 17 кв.м. общей площади, соответствующей санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования «Асиновское городское поселение. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области. Судья (подписано) В.П. Пикин На момент размещения решение в законную силу не вступило.