Решение по иску Макаровой к Администрации Асиновского г/п об обязывании вне очереди предоставить по договору соц.найма жилое помещение



Гражданское дело №2-68/2011

Решение

именем Российской Федерации

г. Асино25 февраля 2011 года

Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего - Пикина В.П.,

при секретаре – Юрченко Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асине Томской области гражданское дело по иску Макаровой А.Р. к Администрации Асиновского городского поселения об обязывании предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение,

установил:

Макарова А.Р. обратилась в суд с иском к администрации Асиновского района о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование исковых требований истец указала, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать, Л. умерла /дата/, а отец, А. решением Асиновского городского суда от 09.06.2005 года лишен в отношении нее родительских прав. Ее воспитанием занималась ее бабушка З.. В 2006 году она закончила МОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа /номер/ /иные данные/, в 2009 году закончила профессиональное училище /номер/. В настоящее время она продолжает обучение в ПУ /номер/ по профессии /иные данные/. В июне 2008 года у нее родился сын Ш.. В настоящее время она вместе с сыном проживает у своего опекуна-З.. 09.02.2010 года ее признали нуждающейся в жилой площади и поставили на учет в администрации Асиновского городского поселения, включив в льготный список на получение жилья под порядковым номером /номер/, о чем она была письменно уведомлена. В декабре 2010 года на ее повторное обращение о продвижении очереди на получение жилья ответчик сообщил ей, что очередь продвинулась на 6 человек. При столь незначительном продвижении льготной очереди, жилье она может получить не раньше чем через 20 лет. В настоящее время распределения жилья нет. Поэтому она вынуждена обратиться в суд для решения своего жилищного вопроса. На основании изложенного просит обязать администрацию Асиновского городского поселения предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных на территории Асиновского поселения социальных норм.

Истица Макарова А.Р., её представитель Шарпило Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. В их обоснование привели доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика муниципального образования «Асиновское городское поселение» в лице администрации Асиновского городского поселения Толстой Д.С. в судебном заседании исковые требования Макаровой А.Р. признал в полном объёме и пояснил, что у администрации Асиновского городского поселения нет оснований возражать в удовлетворении исковых требований. Макарова А.Р. действительно относится к лицам из числа-детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Администрация Асиновского городского поселения предоставит Макаровой А.Р. жилое помещение как только изыщет для этого необходимые денежные средства, так как на администрации не имеется свободных жилых помещений, жилое помещение необходимо приобретать на рынке жилья.

Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца по следующим основаниям.

В ст.40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Из положений ч.1 ст.57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей отнесены - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 выше указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Согласно ст.5 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).

Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В судебном заседании установлено, что родителями Макаровой А.Р., /иные данные/ приходятся: А. и Л.. /дата/ Л. умерла. /дата/ над Макаровой А.Р. установлена опека, опекуном была утверждена З.. 09.06.2005 года А. был лишен родительских прав в отношении ребенка- Макаровой А.Р.. По 14.06.2006 года истица обучалась в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа /номер/ /иные данные/ В 2009 году окончила обучение в профессиональном училище /номер/. В настоящее время она продолжает обучение в ПУ /номер/. Срок обучения заканчивается 30.06.2011 года. В настоящее время Макарова А.Р. совместно со своим сыном Ш. проживает у своего опекуна З. и за ней не зарегистрированы какие либо объекты недвижимого имущества. 09.02.2010 года Макарова А.Р. поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма под номером /номер/ в общей очереди и под номером /номер/ как лицо, из числа детей оставшихся без попечения родителей.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также материалами дела (свидетельством о рождении Макаровой А.Р. /иные данные/, решением Асиновского городского суда Томской области от 09.06.2005 года, справкой о расторжении брака /иные данные/, свидетельством о смерти Л. /иные данные/, постановлением администрации С. района /номер/ от /дата/, аттестатом об основном общем образовании /иные данные/, справкой /иные данные/, справкой паспортного отдела /иные данные/, свидетельством о рождении Ш. /иные данные/, справками /иные данные/, уведомлениями /иные данные/, уведомлениями администрации Асиновского городского поселения от /дата/, от /дата/), непосредственно исследованными судом в судебном заседании.

То есть, указанные обстоятельства указывают на то, что Макарова А.Р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. В настоящее время она обучается в ОГОУ НПО ПУ-/номер/, за ней не закреплено какое-либо жилое помещение и она состоит на учете в Администрации Асиновского городского поселения, как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма под условным номером /номер/.

При таких обстоятельствах, с учётом вышеуказанных правовых норм, суд считает, что жилое помещение Макаровой А.Р. должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди. Такое право у Макаровой А.Р. возникло в 2009 году после окончания ОГОУ НПО ПУ-24 г.С.. Поэтому суд принимает признание иска ответчиком и принимает решение об удовлетворении исковых требований Макаровой А.Р..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Макаровой А.Р. удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию Асиновского городского поселения предоставить Макаровой А.Р., /иные данные/, жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, соответствующей санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в 10 – дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области.

Судья(подписано)В.П. Пикин

На момент размещения решение в законную силу не вступило.