Дело №2-694/2012



Гражданское дело №2-694/2012

Решение

именем Российской Федерации

г. Асино 1 ноября 2012 года

            Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Пикина В.П.,

при секретаре Юрченко Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области гражданское дело по иску Асиновского городского прокурора в интересах Порваткиной М.С. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

установил:

Асиновский городской прокурор в интересах Порваткиной М.С. обратился в суд с иском к администрации Асиновского городского поселения о предоставлении изолированного жилого помещения на территории Асиновского городского поселения отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью, с учетом нормы жилой площади при предоставления жилья в Томской области.

В обоснование исковых требований указано, что родителями Порваткиной М.С. приходятся Р. и Т.. /дата/ решением Первомайского районного суда Томской области Т. была лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении истца записаны со слов матери. Постановлением главы Асиновского района /номер/ от /дата/ Порваткина М.С. была передана в приемную семью Л. В 2012 истец закончила обучение в ОГОУ НПО «Асиновский профессионально-технический лицей /номер/» В настоящее время помещение истцу не предоставлено, она состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди. Однако, вопреки требованиям ст.8 «Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.15 Закона Томской области №28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения для постоянного места жительства, до настоящего времени Порваткиной М.С. не предоставлено, что повлекло нарушение гарантированного ст.40 Конституции РФ права на жилище.

Материальный истец Порваткина М.С. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Родионов И.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что Администрация Асиновского городского поселения иск признает, Порваткиной М.С. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма не менее 17 кв.м., определенной решением Совета Асиновского городского поселения от 08.02.2007 № 73. Дело просил рассмотреть в его отсутствие.

Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца Порваткиной М.С. и представителя ответчика.

Процессуальный истец – помощник Асиновского городского прокурора Шаргаева С.А. исковые требования поддержала, в обоснование иска привела доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что жилое помещение необходимо предоставить по договору социального найма вне очереди, общей площадью не менее 17 кв.м..

Заслушав пояснения процессуального истца, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.

Из положений ч.1 ст.57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей отнесены - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 выше указанного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

Согласно ст.5 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-ОЗ, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.

В соответствии с Законом Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями).

Частью 3 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ установлено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

В судебном заседании установлено, что родителями Порваткиной М.С., /дата/ года рождения приходятся: Р. и Т.. Сведения об отце в свидетельстве о рождении истца записаны со слов матери. /дата/ Т. была лишена родительских прав. /дата/ Порваткина М.С. была передана в приемную семью Л.. С /дата/ она состоит на учете в администрации Асиновского городского поселения» в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма под номером /номер/ по состоянию на /дата/ и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. /дата/ она закончила обучение в ОГБОУ НПО «Асиновский профессионально-технический лицей /номер/». За ней не зарегистрированы, какие либо объекты недвижимого имущества. В настоящее время она временно зарегистрирована по адресу: /адрес/, в жилом помещении граждан, не являющихся её родственниками.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями процессуального истца, а также материалами дела, исследованными в судебном заседании (свидетельством о рождении Порваткиной М.С. (л.д.10), решением Первомайского районного суда Томской области от /дата/ (л.д.11,12), уведомлением администрации Асиновского городского поселения от /дата/ (л.д.13), постановлением администрации Асиновского городского поселения от /дата/ (л.д.14), постановлением Асиновского района от /дата/ /номер/ (л.д.15), дипломом ОГБОУ НПО «Асиновский профессионально-технический лицей /номер/» (л.д.16), справкой Первомайского отдела ЗАГС, справкой паспортного отдела МКУ «Управление городским жилищным фондом».

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Порваткина М.С. на момент подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что она в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. /дата/ она окончила обучение в ОГБОУ НПО «Асиновский профессионально-технический лицей /номер/» в /иные данные/ и до настоящего время не имеет своего жилья, состоит на учете в администрации Асиновского городского поселения, как нуждающаяся в жилом помещении.

В настоящее время Порваткина М.С. не утратила статус нуждающейся в жилом помещении и в силу вышеуказанных норм закона должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди по норме, установленной Решением Совета Асиновского городского поселения №73 от 08.02. 2007, т.е. не менее 17 кв.м. общей площади.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Асиновского городского прокурора в интересах Порваткиной М.С. кадминистрации Асиновского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору найма вне очереди удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Асиновского городского поселения Томской области предоставить Порваткиной М.С. жилое помещение по договору социального найма вне очереди жилой площадью не менее 17 кв.м. общей площади, соответствующей санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования «Асиновское городское поселение.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения с подачей апелляционной жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области.

Судья (подписано) В.П. Пикин

На момент размещения решение не вступило в законную силу.