Дело №12-13/2012 (решение)



№ 12-13/2012

РЕШЕНИЕ

г. Асино 23 мая 2012 года

Судья Асиновского городского суда Томской области Дубаков А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Потехина Б.В. на постановление начальника отдела охотничьего надзора Комитета охраны животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ от 19.03.2012,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания от 19.03.2012 начальника отдела охотничьего надзора Комитета охраны животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Потехин Б.В., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ (нарушение правил охоты) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 руб.

Потехин Б.В. обратился с жалобой на постановление, в которой просил его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В жалобе указано, что действительно /дата/ он двигался на снегоходе <данные изъяты> через <адрес> лесничества. При себе у него имелось ружье <данные изъяты>, право на ношение которого он имеет в соответствии разрешением <данные изъяты> и охотничьим билетом . Каких-либо продуктов охоты при нем не было, поскольку ни кем они у него не изымались. Кроме того правомерность его нахождения в <адрес> лесничества подтверждается наличием договора заключенного с <данные изъяты> от /дата/ на основании которого он имел право добыть и продать заготовителю в лице <данные изъяты> пушнину, в том числе соболь. Фактически данным договором ему было разрешено осуществлять охоту. Сведения сообщенные Меркушевым А. П. являются ни чем иным как его вымыслом, поскольку у них существуют длительное время неприязненные отношения и он имеет умысел на то, чтобы оговорить Потехина Б.В. Ссылки о нарушении правил охоты указанные в постановлении по делу об административном правонарушении от /дата/ являются надуманными. Меркушев А.П. лицом уполномоченным осуществлять проверку документов у охотников в Филимоновском урочище Асиновского участкового лесничества не является, таких полномочии он не имел и не имеет. Протокол по делу об административном правонарушении составлен начальником отдела охраны ООПТ ОГБУ «Облкомприрода» Мурзахановым Е.Б. При этом деятельность данного ОГБУ четко определена Уставом, согласно п.2 которого определены цели и виды деятельности данного Учреждения. При этом данным Уставом не предусмотрено право данного учреждения на составление протоколов по делу об административном правонарушении и кроме того п.2.8 данного Устава прямо предусматривает запрет на осуществление какой-либо деятельности не предусмотренной Уставом данного учреждения. ОГБУ «Облкомприрода» не является лицом уполномоченным государственным органом Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а следовательно права на составление протокола об административном правонарушении по ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ не имеет, и данное право кроме того не предусмотрено и Уставом данного Учреждения. Следовательно, протокол об административном правонарушении, составленный начальником отдела охраны ООПТ ОГБУ «Облкомприрода» Мурзахановым Е.Б. вынесен в нарушении ст.28.3 КоАП РФ, т.е. является доказательством полученным с нарушением закона, а следовательно не могущим быть использованным по делу.

В судебном заседании Потехин Б.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Пояснил, что продукции охоты при проверке егерем Меркушевым А.П. у него не было. При себе у него было разрешение на добычу рябчика, зайца, белки. Он предъявил егерю охотничий билет, в котором лежало это разрешение, однако, егерь не стал его смотреть. В охотничьем билете так же находилось разрешение на оружие. Между ним и Меркушевым давние неприязненные отношения, которые послужили причиной этого конфликта. Он и его супруга не работают, живут от подсобного хозяйства, имеют сына инвалида.

Выслушав Потехина Б.В., проверив материалы дела в полном объеме, судья приходит к выводу, что постановление об административном правонарушении от 19.03.2012 подлежит изменению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на добычу охотничьих ресурсов» право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

В соответствии со ст. 14 Закона любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях. Любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях. Любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона. Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 20 Закона охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.

Охотник и указанный в части 2 настоящей статьи, приравненный к нему работник (далее - охотник), за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, должны иметь:

1) охотничий билет;

2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оружии", за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию.

В соответствии с п. 2 Правил добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 18, добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты ведется с соблюдением настоящих Правил в охотничьих угодьях в соответствии с путевкой (разрешением).

Правом на добывание объектов животного мира обладают:

а) граждане Российской Федерации, получившие охотничий билет в установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации порядке. Добывание объектов животного мира осуществляется в целях любительской и спортивной охоты до 1 июля 2011 г. также гражданами Российской Федерации, имеющими членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями в установленном порядке, в том числе членские охотничьи билеты, выданные ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1993 г. N 728 "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации" /п. 4 указанных Правил/.

При добывании объектов животного мира лица обязаны иметь при себе охотничий билет, путевку, а также лицензию в случае, установленном абзацем первым пункта 6 настоящих Правил.

При добывании объектов животного мира с применением оружия лица обязаны иметь при себе также разрешение на оружие в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оружии /п. 7 указанных Правил/.

Согласно пунктам 1 и 8 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главохоты РСФСР от 04 января 1988 года N 1 и действующих в настоящее время, нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием приравнивается к производству охоты. Охотник обязан иметь при себе охотничий билет, другие необходимые документы на право охоты и предъявлять их по первому требованию уполномоченных на проверку лиц (работников государственных органов управления охотничьим хозяйством, государственного и ведомственного охотничьего надзора, охраны заповедников, заказников и прочих особо охраняемых территорий, промысловых, спортивных и других приписных охотничьих хозяйств, милиции, лесной и рыбной охраны, общественных охотинспекторов и инспекторов охраны природы, членов специализированных добровольных народных дружин по охране природы) в период охоты, при следовании в угодья или возвращения из них, при транспортировке продукции охоты, продаже или сдаче ее заготовительным организациям.

При проверке охотник обязан предъявить для осмотра имеющиеся у него орудия охоты и охотничью продукцию.

Установление в статьях 30, 31 Федерального закона РФ "О животном мире" права должностных лиц, осуществляющих охрану животного мира и среды его обитания, проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, не исключает наличие такого права у штатных работников государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Как следует из материалов дела, Потехин Б.В. /дата/ двигался на снегоходе <данные изъяты> через <адрес> лесничества. При себе у него имелось ружье марки <данные изъяты>. При этом для проверки егерю им был предъявлен только охотничий билет. Иные документы на право осуществления охоты не предъявлял. Эти обстоятельства подтверждаются сообщением о наличии события административного правонарушения от /дата/, протоколом об административном правонарушении от /дата/ с фототаблицей, заявлением самого Потехина Б.В. от /дата/.

При таких обстоятельствах к заявлению Потехина Б.В. в судебном заседании о том, что при проверке /дата/ он предъявил егерю Меркушеву А.П. все необходимые документы, в том числе охотничий билет, разрешение на оружие и разрешение на добычу охотничьих ресурсов зайца, рябчика, белки, суд относится критически и не учитывает при вынесении решения.

Доводы жалобы о том, начальник отдела охраны ООПТ ОГБУ «Облкомприрода» не имел права составлять протокол об административном правонарушении несостоятелен, поскольку такое право в соответствии с п. 14 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ предоставлено должностным лицам государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления, не усматривается.

Вместе с тем, в постановлении указано, что у Потехина Б.В. при себе находилась продукция охоты – одна особь соболя и одна особь зайца. Эти обстоятельства подтверждаются только сообщением и объяснением Меркушева А.П., однако Потехиным Б.В. отрицаются.

Факт наличия продукции охоты у Потехина Б.В. не зафиксирован, иными доказательствами не подтвержден, продукция охоты в соответствии с п. 89 Типовых правил охоты в РСФСР изъята не была.

При таких обстоятельствах из постановления следует исключить указание на указанные обстоятельства

Кроме этого, наказание Потехину Б.В. в нарушение требований ст. 4.1 КоАП РФ назначено без учета его материального положения, что дает основания для снижения его размера до одной тысячи рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела охотничьего надзора Комитета охраны животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 19.03.2012 о признании Потехина Б.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.37 КоАП РФ, изменить, исключив из него указание о том, что на момент проверки у Потехина Б.В. при себе находилась продукция охоты, а именно одна особь соболя и одна особь зайца. Снизить размер назначенного Потехину Борису Васильевичу наказания в виде штрафа до одной тысячи рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней.

Судья подписано А.Т. Дубаков

На момент размещения решение не вступило в законную силу.