Дело НОМЕР
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2010 года
Ашинский городской суд г. Аши Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.М. Хайрутдиновой
при секретаре Н. Н. Романенковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению «10-й отряд Федеральной Противопожарной службы по Челябинской области», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управлению федерального казначейства по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о возмещении расходов на проезд к месту проведения
отпуска,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 - сотрудник Государственного учреждения «10-й отряд Федеральной Противопожарной службы по Челябинской области» (далее- ГУ«10 ОФПС по Челябинской области») обратился к ГУ «10 ОФПС по Челябинской области», МЧС России, УФК по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, ГУ МЧС РФ по Челябинской области с иском о взыскании расходов на проезд к месту проведения очередного отпуска и обратно, произведенных в 2008г. Просит взыскать 17 600 рублей за счет федерального бюджета.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» в судебном заседании иск не признал, указывая, что не оспаривает право истца
на получение компенсации за проезд в требуемом им размере. Отряд не
обладает собственными денежными средствами, не является распорядителем бюджетных средств. Денежные средства поступают на счет Отряда в соответствии с целевым назначением по распоряжению ГУ МЧС России по Челябинской области. Заявки на денежные средства, необходимые для оплаты расходов сотрудникам направлены в ГУ МЧС России по Челябинской области, однако, удовлетворены не полностью.
Представитель ответчика УФК по Челябинской области в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором считает УФК ненадлежащим ответчиком, указав, что денежное содержание личного состава ГУ «10 ОФПС по Челябинской области», в том числе, истца осуществлялось за счет средств бюджета Челябинской области, поэтому и расходы по проезду сотрудников к месту проведения очередного отпуска должны финансироваться за счет средств областного бюджета.
Представители ответчиков ГУ МЧС России по Челябинской области, МЧС России, Министерства финансов Челябинской области в суд не явились, извещены, представили письменные отзывы. ГУ МЧС России по Челябинской области полагает, что возмещение расходов истца следует производить за счет бюджета субъекта РФ - Челябинской области, т.к. в 2008 году содержание личного состава осуществлялось за счет средств бюджета Челябинской области, но возмещение расходов личного состава профинансировано областным бюджетом не в полном объёме, Министерство финансов Челябинской области и Правительство Челябинской области утверждало, что финансирование расходов сотрудников противопожарной службы на проезд к месту отдыха и обратно являлось в 2008 году расходным обязательством Российской Федерации и в
соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 30.09.2002 г. № 716 должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
МЧС России полагало, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку финансирование содержания ГУ «10 ОФПС по Челябинской области (правопреемника ОГПС-10) в 2008 году осуществлялось за счет средств бюджета Челябинской области. Соответственно, субсидиарную ответственность несет Министерство Финансов Челябинской области.
Представители 3-х лиц Государственное учреждение « ОГПС по Челябинской области» и Правительство Челябинской области в судебное заседание не явились, направили отзыв на иск, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. № 716 утверждено ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЗМЕЩЕНИИ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С
В ПЕРЕВОЗКОЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ СО СЛУЖБЫ ИЗ ЭТИХ
ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, А ТАКЖЕ ИХ ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА.
Пунктом 2 данного Положения установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возмещает расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно (один раз в год).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. № 716 установлено, что финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением в отношении сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, содержание которых осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на их текущее содержание в федеральном бюджете на соответствующий год.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано при формировании собственных бюджетов предусматривать финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных Положением, утвержденным настоящим Постановлением, в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, расходы по содержанию которых осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов (п.3 Постановления).
В соответствии с ч.3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными
договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им
осуществление части своих полномочий, если это не противоречит
Конституции Российской Федерации и федеральным законам. (ч.2 ст. 78
Конституции РФ).
Статьёй 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ “Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” (далее — Закон № 184-ФЗ) установлено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО3 проходит службу в ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» ( ранее ГУ ОГПС-15») в должности начальника караула.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой, копией контракта.
ГУ «Отряд государственной противопожарной службы № 15 Главного управления МЧС России по Челябинской области» (далее ГУ «ОГПС- 15 ГУ МЧС по Челябинской области») входит в систему Государственной противопожарной службы, является самостоятельным оперативным структурным подразделением ГУ МЧС России по Челябинской области, что подтверждается Положением. Приказом МЧС РФ от 27.11.2008г. № 471 ГУ «ОГПС № 15 ГУ МЧС России по Челябинской области реорганизовано путем слияния в ГУ «10 ОФПС по Челябинской области», которое в соответствии с п.1 Положения входит в систему федеральной противопожарной службы.
Контракт на прохождение службы, действующий на 2008г. заключен с ФИО3 –начальника караула 75-й пожарной части ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» от имени Управления противопожарной службы МЧС России.
Пунктом 1, 2 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА Российской ФЕДЕРАЦИИ « О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» от 9 ноября 2001 года № 1309 установлено: преобразовать до 1 января 2002 г. Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 г. в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской
Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе с имуществом.
Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;
лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации считаются с 1 января 2002 г. соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых в должностях без проведения их переаттестации и переназначения.
В соответствии с Совместным приказом № 1 начальника ГУ МЧС по Челябинской области и начальника «Государственного учреждения «Управление государственной противопожарной службы ГУВД по Челябинской области» от 02.03.2005г. и приказом ГУ МЧС по Челябинской области № 80 от 02.03.2005г. ГУ МЧС по Челябинской области и Государственное учреждение «Управление государственной противопожарной службы ГУВД по Челябинской области» реорганизованы в форме присоединения Государственного учреждения «Управление государственной противопожарной службы ГУВД по Челябинской области» к ГУ МЧС по Челябинской области, что подтверждается копиями приказов, свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ.
Начальник ГУ «ОГПС-15 ГУ МЧС по Челябинской области» при заключении контракта с истцом в 2005г. выступал от имени МЧС России на основании приказа МЧС России от 21 июня 2003г. № 442 «О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, истец проходит службу в составе федеральной противопожарной службы, что не оспаривается сторонами.
Истцу ФИО3 в 2008г. предоставлялся очередной отпуск с выездом за
пределы города Челябинска. По прибытии из отпуска в 2008г. истец
обратился с рапортом к руководителю по месту прохождения службы о
компенсации расходов на проезд, представив документы, подтверждающие
указанные расходы. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями
рапорта, отпускным удостоверением л.д.6,7).
ФИО3 отпуск проводил в г. Владивосток. Расходы на проезд истца к месту проведения отпуска и обратно составили 17600 руб. 00 коп., что подтверждается копиями билетов, справки л.д.8, 9).
В соответствия со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ « О пожарной безопасности” (далее Закон «О пожарной безопасности») финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций её личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
Статьей 8 того же Закона установлено, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.
Право истца на получение компенсации расходов на проезд в
соответствии с п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002г. №716 ответчиками не оспаривается.
Частью 1 ст. 84 БК РФ установлено, что расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов
и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;... принятия с федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерация на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе
устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением межбюджетных трансфертов (ч.6 ст. 84 БК РФ).
В 2004г. между МЧС России и Правительством Челябинской области
заключено Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 753 от 08.12.2004г. (далее Соглашение 2004 года).
Во исполнение данного Соглашения 26 января 2005г. между Правительством Челябинской области и ГУ МЧС России по Челябинской области заключен договор № 4 о совместной деятельности по реализации соглашения между МЧС России и Правительством Челябинской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий.
Срок действия договора в соответствии с п. 6.1 определен с 01.01.2005г.
по 31.12.2008г.
В соответствии с п. 2.2 данного Договора Правительство обеспечивает деятельность ГУ МЧС России по Челябинской области по реализации
переданных ГУ МЧС России полномочий, а также финансирование расходов по содержанию численности личного состава территориальных подразделений ГПС в количестве 3903 единицы согласно приложению к настоящему договору, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
Содержание личного состава ГУ « ОГПС- 15 ГУ МЧС по Челябинской области» в соответствии со штатным расписанием, осуществлялось за счет бюджета Челябинской области, что подтверждается копией приказа и штатного расписания.
27 декабря 2007г. между МЧС России и Правительством Челябинской области заключено Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на муниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне,
осуществлении поиска и спасения людей на водных объектах. (далее-
Соглашение 2007г.).
Данное соглашение утверждено Постановлением Правительства РФ от 27
марта 2008г. № 210.
Этим же постановлением признано утратившим силу Постановление
Правительства РФ 753 от 08.12.2004г., которым было утверждено Соглашение 2004года.
Статьей 3 Соглашения 2007 года установлено, что МЧС России передает, а Правительство Челябинской области принимает на себя оперативное управление ГУ МЧС России по Челябинской области в части исполнения переданных полномочий в соответствии с настоящим Соглашением, без предоставления субвенций из федерального бюджета бюджету Челябинской области, в порядке реализации части 8 ст. 26.3 Федерального Закона от 06 октября I999года 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.»
МСЧ России обеспечивает в установленном порядке финансирование и материально- техническое обеспечение полномочий Российской Федерации, осуществляемых ГУ МЧС по Челябинской области, в том числе содержание штатной численности личного состава, содержащейся за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 3 статьи 4 того же Соглашения установлено, что средства, предусмотренные на реализацию указанных в настоящем Соглашении
расходных обязательств Российской Федерации перечисляются на счета Главного управления МЧС России по Челябинской области, открываемые в Управлении Федерального казначейства по Челябинской области.
Финансирование осуществления части полномочий Правительства
Челябинской области, передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области через лицевые счета, открываемые Главному Управлению МЧС России по Челябинской области. ..
Выплата в 2008 году денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, производилась за счет межбюджетных трансфертов на основании соответствующих Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2007 г. № 817. Однако данным постановлением не предусмотрены выплаты за счет межбюджетных трансфертов на возмещение расходов на проезд к месту очередного отпуска и обратно.
Федеральным законом от 24.07.2007г. №198-ФЗ « О федеральном бюджете на 2008 год на плановый период 2009 и 2010 годов» Челябинской области предусмотрены денежные средства в сумме 874574,5 тыс. руб. в виде межбюджетных трансфертов на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности”, на 2008 год (таблица № 27 приложения 37 Закона).
Законом Челябинской области от 27.09.2007 № 200-ЗО “Об областном бюджете на 2008 год” (приложение №2) ГУ МЧС России по Челябинской области включено в перечень главных администраторов доходов областного бюджета.
Распределение бюджетных ассигнований на денежное довольствие и
социальные выплаты сотрудникам и заработная плата работникам
территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств субъектов Российской Федерации, предусмотрены в размере, не превышающем сумму межбюджетных трансфертов, определенных на эти цели Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» ( 874574,5 тыс. руб.) (приложение № 4 Закона Челябинской области от 27.09.2007 г. № 200-ЗО).
Выделение ассигнований на денежное довольствие и социальные
выплаты сотрудникам ГУ МЧС РФ по Челябинской области в размере, превышающем межбюджетные трансферты на эти цели, при принятии Закона о бюджете в сентябре 2007г., не предусматривалось.
На основании обращений ГУ МЧС России по Челябинской области от
14.01.2008г., распоряжением Губернатора Челябинской области от 03.04.2008г. № 428-р ГУ МЧС России по Челябинской области за счет остатка средств областного бюджета на 1 января 2008г. выделены средства в сумме 7784 тыс. руб. на увеличение содержания территориальных подразделений государственной противопожарной службы Челябинской области.
На основании письма от 25.11.2008г. за счет перераспределения бюджетных средств, на статью «Транспортные услуги по проезду в отпуск» выделено из областного бюджета дополнительно 678,4 тыс. руб.
Согласно Закону Челябинской области № 200-ЗО « Об областном бюджете на 2008г.» (с учетом изменений и дополнений, внесенных в 2008г.) на содержание территориальных подразделений Государственной противопожарной службы предусмотрены средства в сумме 1091 846, 3 тыс. руб., в том числе, 874574,5 тыс. руб. - межбюджетные трансферты на денежное довольствие и социальные выплаты сотрудникам и работникам территориальных подразделений ГПС, 205 011,40 тыс. руб.- средства бюджета Челябинской области, предусмотренные на материально- техническое обеспечение территориальных подразделений Государственной противопожарной службы, в том числе 8462,4 тыс. руб. на возмещение расходов на оплату проезда к месту отпуска.
Предусмотренная в областном бюджете сумма 8462,4 тыс. руб. перечислена в полном получателями бюджетных средств через Главного распорядителя- ГУ МЧС по Челябинской области, что подтверждается уведомлением об объеме финансирования, реестром уведомлений об объеме финансирования, уведомлением об ассигнованиях, изменением кассового плана, бюджетной росписью, копиями платежных поручений и не оспаривается сторонами.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства,
на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений,
если иное не предусмотрено федеральным законом.
МЧС России (на которое Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. № 716 возложено финансирование мероприятий по возмещению расходов по проезду к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно в отношении сотрудников Государственной противопожарной службы), Министерством финансов РФ, доказательства того, что на Правительство Челябинской области в 2008г. возлагалась обязанность по содержанию штатной численности личного состава, в том числе, выплате денежного довольствия, социальных гарантий и компенсаций сотрудникам ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» за счет средств бюджета Челябинской области в части, превышающей сумму полученных межбюджетных
трансфертов, либо Правительством Челябинской области принимались на себя
обязательства по финансированию всех расходов, связанных с проездом сотрудников ГУ МЧС России по Челябинской области и их подразделений), и членов их семей к месту проведения очередного ежегодного (каникулярного) отпуска и обратно в суд не представлены.
Законом «О пожарной безопасности», иными нормативными актами не
предусмотрено возложение на субъект Российской Федерации обязательств
(переданных полномочий) по предоставлению социальных гарантий, установленных федеральными законами лицам, проходящим федеральную государственную службу, без финансового обеспечения осуществления указанных отдельных полномочий.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 14 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной
власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют
право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и
финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Финансирование бюджетом Челябинской области расходов на проезд сотрудников Государственной противопожарной службы к месту отпуска не противоречит положениям данного Закона и не может свидетельствовать о возложении на бюджет Челябинской области обязанности по финансированию расходов на проезд сотрудников федеральной противопожарной службы к месту проведения отпуска.
Министерство финансов Челябинской области является органом
исполнительной власти Челябинской области. В его функции входит, в
частности, исполнение областного бюджета (п. 8 Положения о Министерстве финансов Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 20 августа 2004 г. № 433).
Согласно Положению «Об управлении федерального казначейства по Челябинской области», утвержденному приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 04.03.2005г., основными задачами действия Управления являются кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с бюджетным законодательством РФ и иные задачи, установленные законодательством Российской Федерации.
На Министерство финансов Челябинской области, Управление Федерального казначейства Челябинской области Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. №716 и иными нормативными актами не возложена обязанность по предоставлению сотрудникам Государственной противопожарной службы социальных льгот, в том числе, по возмещению расходов по проезду к месту проведения отпуска.
МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее-чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Государственная противопожарная служба)...
МЧС России организует финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета; создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, образовательных,
научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектование их личным составом, тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения; (пп. 3 п.8).
ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.
Выплата денежного довольствия и предоставление социальных гарантий
сотрудникам территориальных органов Государственной противопожарной службы непосредственно Министерством ЧС России, а не через территориальные органы, в которых проходят службу сотрудники, Положением не предусмотрено.
ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» является бюджетным
учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств
Федерального бюджета, а также средств иных источников финансирования не
запрещенных законодательством Российской Федерации. (п.4, 5 Положения).
Положением о ГУ «ОГПС-10 ГУ МЧС по Челябинской области» (пункт 5) было установлено, что финансирование ОФПС № 10 осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, а также за счет средств других источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации (л.д.27-31).
В соответствии с Перечнем главных распорядителей средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 23 января 2006 года № 6 ОГПС № 15 ( ныне ГУ « 10- ОГПС по Челябинской области) в 2008г. являлось получателем средств областного бюджета через Главного распорядителя — ГУ МЧС России по Челябинской области.
В 2009 году финансирование подразделений государственной противопожарной службы, в том числе Главного управления МЧС РФ по Челябинской области, ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Главным распорядителем бюджетных средств является МЧС России, ГУ
МЧС РФ по Челябинской области является распорядителем и получателем средств федерального бюджета.
ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» является получателем средств федерального бюджета, но не является их распорядителем, не может быть получателем средств федерального бюджета минуя Главное управление МЧС РФ по Челябинской области, что подтверждается сообщением ГУ МЧС РФ по Челябинской области, УФК по Челябинской области.
В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет
операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 221 БК РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение ГУ «10 ОФПС по Челябинской области»
осуществлялось в 2008г. в соответствии с бюджетной сметой, разработанной ГУ МЧС России по Челябинской области.
Ответчик ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» направлял главному распорядителю бюджетных средств заявки на финансирование расходов, в том числе на оплату проезда в отпуск сотрудников. Однако, заявки удовлетворены лишь частично.
Не предоставлено финансирование на заявленные цели в 2008г., что не оспаривается сторонами в судебном заседании.
Иных источников доходов, которые могут использоваться для возмещения
расходов на проезд сотрудников в отпуск, ГУ «10 ОФПС по Челябинской области» не имеет.
ГУ МЧС России по Челябинской области, являясь территориальным органом МЧС России, организует в установленном порядке материально-
техническое обеспечение подчиненных подразделений, определяет потребности в материально- технических ресурсах подчиненных подразделений, организует в установленном порядке финансовое обеспечение подчиненных подразделений, подготовку смет доходов и расходов по бюджетным средствам и внебюджетным источникам. (пп. 9,12 п. 12 Положения о ГУ МЧС России по Челябинской области ).
ГУ МЧС России по Челябинской области, являясь администратором доходов и главным распорядителем средств бюджета Челябинской области, распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с п.1,5,12.1, ч.1 ст. 158, ст. 160.1 БК РФ обязано обеспечивать результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; несет субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений); осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета.
Доказательств того, что ГУ МЧС России по Челябинской области, МЧС России как Главными распорядителями, распорядителем бюджетных средств, бюджетные ассигнования на возмещение истцам расходов на проезд к месту проведения отпуска в 2008г. были предоставлены ГУ «10 ОФПС по Челябинской области», в суд не представлено.
Доводы ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области о недостаточности средств, предусмотренных Законом Челябинской области «Об областном бюджете на 2008» на возмещение расходов на проезд к месту проведения отпуска для удовлетворения фактической потребности на эти цели, не может служить основанием для освобождения данного ответчика от обязанности предоставления истцам социальных гарантий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. № 716.
То обстоятельство, что в 2008 году все сотрудники отряда, в котором служили истцы, содержались за счет средств областного бюджета, не исключает обязанности Главного управления МЧС РФ по Челябинской области выплатить истцам истребуемую денежную сумму, поскольку, как указано выше, Правительство Челябинской области исполнило принятые им обязанности по содержанию численности личного состава территориальных подразделений ГПС в пределах собственных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2008 год, а также в пределах предоставленных
Правительством РФ межбюджетных трансфертов.
При этом в силу ст. 10 Закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных
гарантий и компенсаций ее личному составу являлось в 2008 году расходным обязательством Российской Федерации, что также подтверждается и
предоставлением межбюджетных трансфертов на содержание личного состава
территориальных подразделений.
Поэтому основания для взыскания расходов на проезд за счет средств бюджета Челябинской области отсутствуют.
С учетом изложенного, компенсация расходов на проезд взыскивается с ГУ МЧС России по Челябинской области за счет средств федерального
бюджета.
В силу пп. 12.1 п.1 ст. 158 БК РФ на МЧС России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, может быть возложена
субсидиарная ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений), в том числе,
ГУ МЧС России по Челябинской области.
В иске к ГУ «10 ОФПС по Челябинской области», УФК по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области, должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 194-I99 ГПК РФ,суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации
последствий стихийных бедствий по Челябинской области за счет средств федерального бюджета в возмещение расходов на проезд к месту проведения
отпуска и обратно в пользу ФИО3 17 600 руб. 00 коп. (семнадцать тысячи шестьсот) рублей 00 копеек.
В иске к Государственному учреждению «10-й отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области», Управлению федерального казначейства по Челябинской области, Министерству финансов Челябинской области отказать.
Решение обжалуется в кассационном порядке в Челябинский областной суд в 10-дневный срок со дня принятия решения путем подачи кассационной жалобы в Ашинский городской суд.
Председательствующий ( подпись )
Копия верна:
Судья С.М. Хайрутдинова
Справка: Решение вступило в законную силу 22 июня 2010 г.