Дело №2-968
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Аша 23 ноября 2010года
Ашинский городской суд г. Аши Челябинской области в составе:
председательствующего судьи С.М. Хайрутдиновой
при секретаре Н. Н. Романенковой
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Ханнановой Н.В. к ЮР.ЛИЦО о признании решения ЮР.ЛИЦО об отказе в назначении досрочной пенсии по старости недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Ханнанова Н.В. обратилась в суд с иском к ЮР.ЛИЦО о признании решения ЮР.ЛИЦО об отказе в назначении досрочной пенсии по старости недействительным. В обоснование заявленного требования сослалась на то, что с 22 июня 1983 года и по настоящее время она осуществляет педагогическую деятельность. 11.12.2008 г. обратилась в ЮР.ЛИЦО с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173, в соответствии с которым досрочная трудовая пенсия устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях. В назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. В соответствии с Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов по реализации прав граждан от 30.12.2008г. №118/2 в специальный стаж её работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, согласно положений Постановления Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004г. был включен период работы, составляющий 22 года 6 месяцев 24 дня. Не засчитан в специальный стаж следующий период: работа в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №5 г. Миньяра с 01.02.1995г. (с даты приема на работу) по 28.06.1995г. (до даты утверждения Устава учреждения) в качестве воспитателя, так как, по мнению ответчика, не был определен тип и вид учреждения, который производится на основании наименования образовательного учреждения по свидетельству о государственной регистрации или аккредитации, Уставу (Положению) и Лицензии. Устав МДОУ №5 г. Миньяра зарегистрирован 29.06.1995 года постановлением Главы администрации г.Аши и Ашинского района №601. Не согласна с указанным выше решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по следующим основаниям. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 06.12.2001г. п.2.1 «В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю, это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных). В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (п.п.10, 11) при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (п.п.10-12 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон РФ от 29.11.1990 года №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. По смыслу ст.8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с п.п.10-12 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», производится на общих основаниях. Согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (п.3 ст.9 и п.2 ст. 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным ФЗ и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей – учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. Учитывая это, а также принимая во внимание, что сохраняя для лиц осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсии правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначении пенсии по стрости на основании п.п.10-12 п.1 ст. 29 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от того, в чьём ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания ст. 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1 и2) и 55 (часть 2 и 3) Конституции РФ.
Пунктом 6 ст. 12 ФЗ «Об образовании» предусмотрена процедура видового разграничения образовательных учреждений при их государственной аккредитации. При этом образовательное учреждение, в котором она работала в спорный период, сохранило свои функции и задачи по воспитанию и обучению детей. Единственным и неизменным назначением её деятельности в спорный период было воспитание и обучение детей, что подтверждается трудовой книжкой и другими документами. Действующее законодательство РФ не предусматривает требований, связанных с необходимостью при определении права на пенсию за выслугу лет исходить из такого правового статуса образовательного учреждения. Предъявление ответчиком такого требования означает введение ограниченного условия, которое нарушает её права на досрочную трудовую пенсию. Просит отменить решение ЮР.ЛИЦО от 30.11.2008г. №118/2 об отказе в зачете в специальный стаж период работы с 01.02.1995г. по 28.06.1995г. и назначении пенсии. Включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам п.п.10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173 следующий период работы – работа в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №5 г. Миньяр с 01.02.1995г. (с даты приёма на работу) по 28.06.1995г. в качестве воспитателя.
Истица Ханнанова Н.В. в судебном заседании на иске настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ЮР.ЛИЦО Елистратова М.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что действия ЮР.ЛИЦО являются правильными, на день обращения в ЮР.ЛИЦО у истицы отсутствовал специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, период с 01.02.1995г. по 28.06.1995г. не засчитаны в специальный стаж, т.к. не был определен тип и вид учреждения, который производится на основании наименования образовательного учреждения по свидетельству о государственной регистрации или аккредитации, Уставу (Положению) и Лицензии. Устав МДОУ №5 г. Миньяра зарегистрирован 29.06.1995 года постановлением Главы администрации г.Аши и Ашинского района №601. Отказ считают обоснованным.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что 11.12.2008 г. истица обратилась в ЮР.ЛИЦО с заявлением о назначении досрочной пенсии за выслугу лет. Коллегиальным решением от 30.12.2008г. в назначении пенсии ей было отказано по мотиву отсутствия необходимого специального стажа. При этом ответчик не включил в специальный стаж время работы в муниципальном дошкольном образовательном учреждении №5 г.Миньяра с 01.02.1995г. по 28.06.1995г., т.к. – в период работы с 01.01.1995г. по 28.06.1995г. в МДОУ №5 г. Миньяра документально не подтверждена типовая принадлежность МДОУ №5 г. Миньяра к дошкольным учреждениям или к учреждениям дополнительного образования детей, т.к. наименование учреждения не соответствовало Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 г. № 1067, что наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Согласно ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод граждан, без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, в данном случае от наименования учреждения.
С 01.11.99 года при назначении досрочной пенсии педагогическим работникам применялся «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 №79). Данный список включает в себя наименование учреждения с указанием на их вид и тип, соответствующие Типовому Положению. В п. 1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены «учреждения» (тип), «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение» (вид), которые соответствуют Типовому Положению об образовательном учреждении. Истица работала и работает в должности преподавателя, дающей право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью. Суд считает, что пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от наименования учреждения, в котором работала истица. Вины истицы в том, что изменения в Устав внесены несвоевременно, нет. Кроме того, в Списках речь идет о педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей, истица работала именно в дошкольном образовательном учреждении. Суд считает, что несоответствие наименования учреждения наименованию, приведенному в Списке, не является основанием для исключения из педагогического стажа спорного периода, а коллегиальное решение в этой части нарушает конституционные права истца. Ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод граждан без какой либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, в данном случае от наименования учреждения. При таких обстоятельствах требование истца о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, периода с 01.02.1995 г. по 28.06.1995 г., обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Закрепляя в Федеральном Законе № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов.
Так согласно п. 10 ст. 28 ФЗ РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. С 14.11.2002 года при назначении досрочной пенсии педагогическим работникам применяется «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж».
Период с 01.02.1995г. по 28.06.1995г. в МДОУ №5 г. Миньяр Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. № 11-П было признано не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11,12 пункта 1 ст.28 и пунктов 1 и 2 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действующим законодательством, при этом законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует. В соответствии с ранее действовавшим законодательством, а именно Законом РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Его статьей 81. Пенсия в связи с педагогической работой устанавливается при выслуге лет не менее 30 лет в городах. Статья 83. Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. То есть юридическое значение имеет установление обстоятельств: имеет ли такой стаж заявитель, работал ли он в учреждении по работе с детьми на должности, предусмотренной утвержденным Правительством РФ Списком.
Судом установлено, что истица с 01.02.1995г. по 28.06.1995г. работала воспитателем в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №5 г. Миньяр, что подтверждается трудовой книжкой.
Таким образом, требование истца об отмене решения об отказе в зачете в специальный стаж вышеуказанного периода работы подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях», ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отменить решение ЮР.ЛИЦО от 30 декабря 2008 года №118/2 об отказе в зачете в специальный стаж Ханнановой Н.В. периода работы с 01 февраля 1995г. по 28 июня 1995г. и назначении пенсии.
Включить в специальный стаж Ханнановой Н.В., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 10 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173 следующий период работы – работа в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №5 г. Миньяра с 01 февраля 1995г. ( с даты приема на работу) по 28 июня 1995г. в качестве воспитателя.
Решение обжалуется в кассационном порядке в Челябинский областной суд в 10 дневный срок со дня принятия решения путем подачи кассационной жалобы в Ашинский городской суд.
Председательствующий ( подпись)
Судья С.М. Хайрутдинова
Справка: Решение вступило в законную силу 04.12.2010г.