Дело № 2-929/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2010г.
Ашинский городской суд г. Аша Челябинской области в составе
председательствующего судьи Л.А.Чистяковой
при секретаре И.Я. Черновой
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по иску Забиров Р.Б. к юр.лицо о признании решения пенсионного фонда недействительным, назначении пенсии
У С Т А Н О В И Л:
Забиров Р.Б. обратился в суд с исковым заявлением к юр.лицо о признании коллегиального решения <номер> от <дата> об отказе в праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости незаконным, включении в специальный медицинский стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы с 01.11.1990г. по 23.05.1994г. в качестве врача – анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении стационара, в льготном начислении 1 год за 1 год 6 месяцев, назначении досрочной пенсии по старости с 30.07.2010г.
В обоснование требований ссылается на то, что 04.08.2010г. юр.лицо было вынесено решение <номер> об отказе ему в назначении досрочной пенсии по старости, за неимением требуемого специального медицинского стажа 30 лет. С данным решением он не согласен. В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах. Согласно поданных документов, его специальный стаж превышает требуемые по закону 30 лет и является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии. Ответчик не учёл в специальный стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев период работы с 01.11.1990г. по 23.05.1994г. в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении в городской клинической больнице скорой медицинской помощи г. Челябинска. Свой отказ ответчик мотивировал тем, что в наименовании структурного подразделения больницы указано «реанимационное отделение стационара», а по номенклатурным требованиям ответчика данная фраза должна звучать как «реанимационное отделении интенсивной терапии стационара». Фактически данная деятельность выполнялась в условиях интенсивной терапии. В период его трудоустройства на данную должность, работодателем не придавалось должного значения указанному факту.
Забиров Р.Б. в судебное заседание не явился, о дне слушания уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие - телефонограмма.
Ранее в судебном заседании <дата> на исковых требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении /л.д.18/. Пояснил, что реанимационное отделение не могло по показаниям существовать отдельно от отделения интенсивной терапии, поскольку лечебная методика и специфика реанимационных мероприятий, не могут существовать самостоятельно, вне зависимости одно от другого. Работа в спорный период проходила в одном и том же отделении. Само по себе неточное наименование отделения не может сказываться на праве истца на назначение пенсии.
Ответчик юр.лицо в лице представителя Елистратова М.Ю. по доверенности /л.д.17/ с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что действия юр.лицо являются правильными. Забиров Р.Б. не может быть засчитан в специальный стаж период работы, указанный в заявлении, т.к. наименование отделения не соответствует наименованию, указанному в п.2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается как год и шесть месяцев.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
В судебном заседании установлено, что 30.07.2010г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Коллегиальным решением юр.лицо <номер> от <дата> в назначении досрочной пенсии ему было отказано по мотиву отсутствия требуемой продолжительности специального медицинского стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии. При этом ответчик не включил в специальный медицинский стаж, период работы с 01.11.1990г. по 23.05.1994г. в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении в городской клинической больнице скорой медицинской помощи г. Челябинска в льготном исчислении 1 год за 1год 6 месяцев, поскольку, наименование учреждения, где работал истец неполное. Для льготного исчисления стажа работы, в п. 2 раздела «Наименование должностей» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается как год и шесть месяцев, предусмотрены отделения анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии».
Согласно п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ “ О трудовых пенсиях в РФ” от 17.12.2001г. № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008№ 319-ФЗ), досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждены Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., которые действуют с 12.11.2002г.
Согласно имеющихся документов, с учетом исчисления оспариваемого периода, как 1 год за 1 год 6 месяцев, специальный стаж работы Забиров Р.Б., требуемый для назначения пенсии, составляет 30 лет, на момент подачи заявления и он имеет право на назначение пенсии.
Статья 27 пункт 2 «О трудовых пенсиях»: Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом РФ. То есть юридическое значение имеет установление обстоятельств: имеет ли такой стаж заявитель, работал ли он в учреждении по охране здоровья населения на должности, предусмотренной утвержденным Правительством РФ Списком. Как следует из представленных документов, истец работал в должности, включаемой в специальный стаж.
Также следует учесть то, что ст. 83 данного Закона «О трудовых пенсиях»:, определила полномочия Правительства РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ утверждать списки лишь соответствующих работ(профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а не учреждений, работ которых дает право на получение пенсии в связи с работой по охране здоровья населения. Пенсия за выслугу лет работникам здравоохранения назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере здравоохранения, отказ заявителям в назначении пенсии является незаконным.
Конституционный суд РФ постановлением от 03.07.2004г. № 11-11 признал не соответствующими Конституции РФ, ст. 19/ ч.1 и 2/, 39 / ч.1 и 2 ст. 55 / ч.2 и 3/, взаимосвязанные нормативные положения п.п. 10,11,12 п. 1 ст. 28 и п. 1 и 2 ст. 312 ФЗ “ О трудовых пенсиях в РФ “, устанавливающие для лиц осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях - в той мере, в какой системе действующего правого регулирования пенсионного обеспечения, данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды осуществления этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством., при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует. В соответствии с ранее действовавшим законодательством, Законом РФ от 20 11.1999г. № 304-1 “ О государственных пенсиях в РФ” ст. 81 пенсия в связи с лечебной или иной работой по охране здоровья населения устанавливает при выслуге лет не менее 30 лет. Правового значения при этом наименование отделения, в котором непосредственно работал истец не имеет. Юридическое значение имеет, какой стаж работы выработан по специальности и в каком учреждении, т.е. медицинском или нет. Согласно трудовой книжки Забиров Р.Б. работал врачом – анестезиологом-реаниматологом в реанимационном отделении стационара.
Требования, предъявляемые к наименованию конкретного подразделения в медицинском учреждении (неточность в наименовании) при назначении за выслугу лет, по мнению суда, вводят ограничения, ставят дополнительные условия, что приводит к нарушению конституционных прав гражданина - ст. 39 Конституции РФ. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что спорный период работы является врачебной деятельностью и подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочную пенсию. Кроме того, при исчислении стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.1992г. могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, т.е. правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 “ О государственных пенсиях в РФ” и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.1992г. Продолжительность стажа на указанную дату значения не имеет. Доказательств того, что работы выполняемые истцом в поименованных должностях не относятся к лечебной деятельности суду не представлено.
Новое правовое регулирование условий и порядка назначения пенсии не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение.
Положения статьи 6 /ч.2/, ст.15 /ч.4/, ст.17 /ч.1/, статей 18,19 и статьи 55 /ч.1/ Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быт уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Доводы ответчика о том, что спорный период не подлежит зачету, поскольку наименование отделения не соответствует наименованию, указанному в п.2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается как год и шесть месяцев, не могут быть признаны состоятельными, т.к. право на досрочное пенсионное обеспечение лиц, занимающихся лечебной деятельностью, действующее пенсионное законодательство связывает с характером трудовой деятельности, а не с наименованием учреждений или структурного подразделения и его ведомственной принадлежности.
При таких обстоятельствах требование о включении в специальный стаж спорного периода работы истца с 01.11.1990г. по 23.05.1994г в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении в городской клинической больнице скорой медицинской помощи г. Челябинска в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев - подлежит удовлетворению.
Право на назначение пенсии у Забиров Р.Б. возникло, так как он имеет специальный медицинский стаж, дающей право на назначение пенсии по выслуге лет 30 лет на день подачи заявления о назначении пенсии, то есть с 30.07.2010г.
На основании вышеизложенного и в соответствии с законом РФ “О трудовых пенсиях в РФ», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать коллегиальное решение <номер> от <дата> об отказе в назначении досрочной пенсии Забиров Р.Б. не соответствующим требованиям закона.
Обязать юр.лицо включить в специальный стаж работы Забиров Р.Б. период работы с 01.11.1990г. по 23.05.1994г. в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога в реанимационном отделении в городской клинической больнице скорой медицинской помощи г. Челябинска в хирургический стаж, как 1 год за 1 год 6 месяцев.
Назначение пенсии исчислять с момента обращения Забиров Р.Б. в юр.лицо, с 30.07.2010г.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский облсуд с подачей жалобы через Ашинский городской суд.
Председательствующий: Л.А. Чистякова
Справка: Решение вступило в законную силу 07.02.2011г.
Судья: Л.А. Чистякова