Решение в отношении Токаревой



Дело № 2-383/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года г. Аша

Ашинский городской суд города Аши Челябинской области в составе:

председательствующего И.В. Дружкиной

при секретаре М. А. Кретининой

рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по иску Токарева Н. В. к Юр. лицо 1 о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Токарева Н. В. обратилась в суд с иском к Юр. лицо 1 о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж период обучения в Юр. лицо 2 с <дата> по <дата> год и назначить досрочную пенсию со дня обращения. В обоснование иска указала, что решением от <дата> <номер> в назначении досрочной трудовой пенсии по нормам пп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ ей отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. Спорный период не включен в специальный стаж, по мотиву, что это не предусмотрено Правилами исчисления стажа работы на соответствующих видах работ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 и постановлением Правительства РФ № 516.

Истица, ее представитель адвокат Соболева Н.И., действующая по ордеру, в судебном заседании заявленные требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Юр. лицо 1 Пермякова С.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что расчет специального стажа производился по двум вариантам, ни по первому, ни по второму варианту у истицы нет специального стажа продолжительностью 25 лет. По первому варианту не включен в специальный стаж период обучения на дневном отделении Юр. лицо 2 с <дата> по <дата> поскольку это не предусмотрено ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, Правилами исчисления стажа работы на соответствующих видах работ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 781 и постановлением Правительства РФ № 516. Положения постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 в данном споре применению не подлежат, так как постановление утратило силу.

Выслушав мнение истца, её представителя и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Закрепляя в Федеральном Законе № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов.

В силу пп. 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, введенного в действие с 1.01.2002 года, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. Пунктом 3 этой же нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы ( деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее – Постановление № 781) утверждены:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Список должностей педагогических работников),

- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Правила исчисления педагогической деятельности).

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, <дата> истца обратилась в Юр. лицо 1 с заявлением о назначении досрочной пенсии по возрасту по нормам пп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ ( л.д. 25). Решением <номер> от <дата> в назначении досрочной пенсии было отказано по мотиву отсутствия специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии ( л.д. 5). Из содержания протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата> <номер> следует, что расчет специального стажа производился по двум вариантам. По первому варианту ответчик засчитал в специальный стаж 23 года 5 месяцев 29 дней и не включил в специальный стаж отпуск по уходу за ребенком, административный отпуск и период обучения в Юр. лицо 2 с <дата> по <дата> по дневной форме обучения. Истица оспорила в судебном порядке исключение из подсчета специального стажа времени обучения в Юр. лицо 2 с <дата> по <дата>.

Согласно постановлению Правительства РФ «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 21.01.2002г. № 30, нормативные правовые акты, определяющие порядок и реализацию прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов « О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», применяются в части, не противоречащей указанным Законам.

До <дата>, т.е. в период обучения истицы, пенсионное обеспечение педагогических работников регулировалось, в том числе, Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. В соответствии с пунктом 2 названного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 Положения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В силу пункта 4 данного Положения период обучения засчитывался в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 5.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введение нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Из трудовой книжки, диплома ( л.д. 8, 16) усматривается, что в период

с <дата> по <дата> истица обучалась в Юр. лицо 2 на дневном отделении по специальности преподавание в начальных классах общеобразовательной школы. Обучению предшествовала работа пионерской вожатой в средней школе <номер>, непосредственно за обучением следовала работа учителем начальных классов средней школы <номер>, на момент обращения Токарева Н. В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2\3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии ( л.д. 34).

Изменение законодательства на момент решения вопроса о праве истца на досрочную пенсию поставило истицу в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее. На основании изложенного и руководствуясь принципом равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, суд приходит к выводу, что подлежит включению в специальный стаж период обучения истца в Юр. лицо 2 с <дата> по <дата> всего продолжительностью 1 год 11 месяцев 22 дня.

С учетом включения в специальный стаж спорного периода на день обращения продолжительность специального стажа истца составила 25 лет 5 месяцев 20 дней ( 23 года 5 месяцев 29 дней + 1 год 11 месяцев 22 дня).

Для назначения досрочной пенсии необходимо наличие на день обращения специального стажа 25 лет. Следовательно, требование о назначении досрочной пенсии с <дата> подлежит удовлетворению.

Руководствуясь Законом РФ “О трудовых пенсиях в РФ», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Решение Юр. лицо 1 <номер> от <дата> отменить.

Обязать Юр. лицо 1 включить в специальный стаж работы Токарева Н. В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период обучения в Юр. лицо 2 с <дата> по <дата>, всего продолжительностью 1 год 11 месяцев 22 дня и обязать назначить досрочную пенсию с <дата>.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Ашинский городской суд.

Председательствующий И. В. Дружкина.