Удовлетворить заявленные требования



Дело № 2-358/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2011г.

Ашинский городской суд г. Аша Челябинской области в составе

председательствующего судьи Л.А.Чистяковой

при секретере И.Я. Черновой

рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по исковому Попова Т.А. к ГУ УПФ РФ о признании решения пенсионного фонда недействительным, назначении пенсии

У С Т А Н О В И Л:

Попова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ о признании коллегиального решения <номер> от <дата> об отказе в праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж период работы в <данные изъяты>» с <дата> по <дата> в должности заведующей отделением скорой помощи - фельдшер, назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением, то есть с <дата>

В обоснование требований ссылается на то, что она с <дата> и по настоящее время, осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения. Обратилась <дата> в ГУ УПФ РФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которого досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, так как считала, что имеет необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В соответствии с решением ГУ УПФ РФ <номер> от <дата> в назначении досрочной трудовой пенсии по старости за неимением требуемого специального медицинского стажа 30 лет отказано. В специальный стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П был включен период работы, составляющий 24 года 11 месяцев 1 день. Не засчитаны в специальный стаж следующие периоды: работа в <данные изъяты>» в отделении скорой помощи с <дата> года по <дата> года на должности заведующей отделением скорой помощи - фельдшер, так как в разделе «Наименование должностей» Списка от 29. 10. 2002 года № 781 предусмотрены «врачи-руководители структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность». Должность заведующей отделением скорой помощи — фельдшер относится к среднему медицинскому персоналу и должна именоваться как «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом». С указанным решением она не согласна.

Попова Т.А. ТВ судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие, о чем имеется заявление.

Представитель истца Соболева Н.И. действующая на основании ордера /л.д.24/ в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях, по указанным в заявлении основаниям. Суду пояснила, что в спорный период Попова Т.А. работала руководителем отделении скорой помощи и, не смотря на разночтения в документах, выполняла все обязанности врача- руководителя отделения скорой помощи, словом «фельдшер» ёе должность была дополнена по причине отсутствия высшего медицинского образования. Попова Т.А. неоднократно проходила обучение по занимаемой должности, что подтверждается многочисленными документами. Кроме того отделение скорой медицинской помощи Ашинской городской больницы никогда не комплектовалось руководителями- врачами. Данную должность всегда занимали фельдшеры с большим опытом работы, прошедшие специализацию.

Представитель ГУ УПФ РФ Елистратова М.Ю,, действующая по доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что действия ГУ УПФ РФ являются правильными. Попова Т.А. не может быть засчитан в специальный стаж период работы указанный в заявлении, так как в разделе «Наименование должностей» Списка от 29. 10. 2002 года № 781 предусмотрены «врачи-руководители структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность». Должность заведующей отделением скорой помощи — фельдшер относится к среднему медицинскому персоналу и должна именоваться как «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом».

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, опросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

С 01. 01.2002 года вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обратная сила указанному закону не придана.

Согласно пп. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (в редакции Федерального закона от 30.12.2008гю № 319-ФЗ) досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от возраста лиц.

В судебном заседании установлено, что истец с <дата> и по настоящее время осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения, что подтверждается копией трудовой книжки /л.д. 10-11/, в силу ст. 66 ТК РФ являющейся основным документом, подтверждающим трудовую деятельность работника.

В спорный период с <дата> по <дата> истец работала и продолжает работать в <данные изъяты>» в отделении скорой помощи в должности заведующей - фельдшер отделения скорой медицинской помощи, при этом <дата> ей присвоена высшая квалификационная категория по специальности лечебное дело / л.д. 11/.

<дата> истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которого досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

Решением от <дата> <номер> в назначении досрочной трудовой пенсии истцу было отказано по причине отсутствия требуемого медицинского стажа на соответствующих видах работы /л.д.6/. В соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов по реализации прав граждан от 27.04.2011г. № 55/4 в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, согласно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П был включен период работы, составляющий 24 года 11 месяцев 1 день.

Не засчитан в специальный стаж период работы в <данные изъяты>» в отделении скорой помощи с <дата> по <дата> на должности заведующей отделением скорой помощи- фельдшер, так как в разделе «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002г. № 781 предусмотрены «врачи-руководители структурных подразделений, осуществляющие врачебную деятельность». Должность заведующей отделением скорой помощи — фельдшер относится к среднему медицинскому персоналу и должна именоваться как «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом»/ л.д. 8 оборотная сторона/.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в спорный период и в настоящее время истица работает в отделении <данные изъяты>

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Закрепляя в Федеральном Законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода): при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда РФ от 04 марта 2004 года № 81-0). Исходя из изложенного закон связывает назначение пенсии именно с выполнением работы по оказанию населению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, с учетом функциональных обязанностей, профиль, задачи деятельности учреждения.

В соответствии со Списком должностей и учреждений (Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781) должность истца действительно должна быть указана в первичных трудовых документах как «врач-руководитель отделения скорой помощи», если речь идет об отделении скорой помощи, где она и работает.

Несмотря на указанные разночтения в документах, дающих право на досрочную пенсию, в спорный период истец выполняла все обязанности врача-руководителя отделения скорой помощи, то есть, несмотря на изменение наименования должности, а именно приставку «фельдшер» к должности «врач-руководитель отделения скорой помощи» ее функции не изменились, она выполняла все должностные обязанности именно врача- руководителя отделения скорой помощи, то есть, работа, которую она выполняла в спорный период, соответствует должности врач-руководитель отделения скорой помощи. Данное так же подтверждается должностной инструкцией заведующего отделения (подстанцией) скорой медицинской помощи, утвержденной главным врачом <данные изъяты>»/ л.д. 18/ и последняя не противоречит требованиям ЕКТС.

Должностные обязанности истца соответствует должностным обязанностям заведующий структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом) - врач специалист, предусмотренные ЕТКС. Кроме того, ЕТКС предусмотрены требования к квалификации должности врач - руководитель отделением скорой помощи, в соответствии с которыми врач - руководитель отделением скорой помощи должен иметь высшее профессиональное (медицинское) образование, послевузовское профессиональное образование и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке, стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Несмотря на отсутствие у Попова Т.А. высшего медицинского образования, она имеет дополнительное образование, полученное в ГУ дополнительного профессионального образования «<данные изъяты>, что подтверждается свидетельствами, удостоверениями, сертификатами. В 2007 году проходила обучение по организации службы скорой неотложной медицинской помощи, которое необходимо именно в работе руководителя отделения скорой медицинской помощи / л.д. 12-17/.

Действовавшее в спорный период трудовое и пенсионное законодательство не содержало прямого указания на исключение спорных периодов из специального стажа, необходимого для назначения пенсии лицам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, отсутствие у них высшего образования по той или иной специальности. Оценка пенсионных прав граждан в переходный период до 2013 года, установленная ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01. 2004 года № 2-П, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01. 2002 года пенсионных прав, в том числе, в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам действовавшего законодательства. Это способствует соблюдению принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Исходя из руководящих разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в Постановлении Пленума от 20. 12. 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в интересах лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости пот нормам Закона № 173 – ФЗ, периоды работы до 01. 01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов (п. 11).

С учетом изложенного, суд полагает необходимым при решении вопроса о включении спорного периода в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, исходить из системного толкования норм законодательства, как действовавшего во время протекания спорных периодов, так и действующих в настоящее время.

Согласно ст. 56 ГПК РФ ответчик был обязан доказать, что в спорный период истец не выполняла обязанности связанные с должностью и работой которую она фактически выполняла. Ответчик указанное не доказал. Из представленных документов следует, что, истец выполняла все обязанности врача-руководителя отделения скорой помощи, то есть, несмотря на изменение наименования должности, а именно приставку «фельдшер» к должности «заведующий отделения скорой помощи» её функции не изменились, она выполняла все должностные обязанности именно врача- руководителя отделения скорой помощи- работу, соответствующую должности врача-руководителя отделения скорой помощи, связанную с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода.

Данные доказательства так же дополняются показания свидетеля работавшей до 2008г. инспектором отдела кадров <данные изъяты> пояснившей, что за последние 20 лет работы, а так же ранее, заведующими отделением скорой помощи <данные изъяты> были фельдшеры, имеющие большой стаж работы и прошедшие специальное обучение, поскольку в силу низкой оплаты труда врачи отказываются работать на данной должности. Ранее писали в штатном расписании: «заведующий отделением скорой помощи», без указания врач или фельдшер, занимает данную должность. В штатном расписании больница вынуждено стала указывать данное, поскольку пенсионный фонд отказывался принимать документы. Прямо указать врач- руководитель не могли, так как это противоречит существующему положению и документам об образовании лиц, выполняющим работу заведующего отделением. Заведующий кроме того помимо руководства службой скорой помощи, в наиболее сложных случаях или при замене отсутствующего фельдшера сам выезжает для оказания помощи, то есть непосредственно оказывает помощь больному и отвечает за оказание такой помощи и лично и как руководитель. Работа заведующего всегда соответствовала требованиям ЕКТС, в противном случае медучреждение не получало бы лицензии на тот или иной вид оказываемых услуг, в том числе и при отсутствии необходимых документов об образовании работника. Законодатель допускает до работы в качестве руководителей отдельных медицинских подразделений и на определённых врачебных должностях лиц со средне-специальным медицинским образованием, прошедших специализацию и обучающихся в медицинских вузах очно или заочно, имеющих большой стаж работы, прошедших специализацию. Вины Попова Т.А. в несоответствии записи в трудовой книжке и списку наименований должностей нет, поскольку невозможно отразить под данные требования Пенсионного фонда все фактические обстоятельства деятельности медучреждения, необходимости выполнения работы по оказанию медицинских услуг населению при существующих возможностях наполняемости штатов теми или иными специалистами.

Изменение в наименование в должности не может повлиять на назначение пенсии, а стаж не может быть исключен из специального, так как фактически истец выполняла обязанности именно врача- руководителя отделения скорой медицинской помощи скорой помощи. Обратных доказательств ответчик суду не представил.

Истец просит обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>.

Принимая во внимание, что с учетом включения в стаж вышеуказанных спорного периода, Попова Т.А. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требований истцу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Попова Т.А. к ГУ УПФ РФ удовлетворить.

Включить в специальный стаж Попова Т.А., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по нормам п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001, периоды:

- с <дата> по <дата> в должности заведующей отделения скорой медицинской помощи <данные изъяты>-фельдшер.

Назначение пенсии произвести Попова Т.А. с момента обращения с заявлением, то есть с <дата>.

Решение суда может быть обжаловано в течение десяти дней в Челябинский областной суд с подачей кассационной жалобы через Ашинский городской суд.

Председательствующий: Л.А. Чистякова

Справка: Решение вступило в законную силу: 04 августа2011г. на основании определения кассационного определения Челябинского областного суда

Судья: Л.А. Чистякова