Дело <номер>г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2011г.
Ашинский городской суд г. Аша Челябинской области, в составе
председательствующего судьи Л.А. Чистяковой
при секретаре И.Я. Черновой
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по иску Пусенкова Т.В., Пусенкова Е.С. к юр.лицо 1, юр.лицо 2 о предоставлении жилого помещения.
У С Т А Н О В И Л:
Пусенкова Т.В. Пусенкова Е.С. обратились в суд с иском к юр.лицо 1, юр.лицо 2, юр.лицо 3, юр.лицо 4 о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований ссылаются на то, что в феврале 1996 года им- Пусенкова Т.В., инвалиду <номер> группы, и Пусенкова Е.С., инвалиду <номер> группы с детства, была предоставлена комната <номер> в <адрес> в <адрес>. <дата> в 00 часов 19 минут произошёл пожар в гаражном боксе продовольственной базы «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, принадлежащий индивидуальному предпринимателю ф.и.о. В результате пожара уничтожены перекрытие и кровля их комнаты <номер>, а также личные вещи на сумму в пределах <данные изъяты> руб. Данный факт подтверждается проверкой, проведенной отделом государственного пожарного надзора юр.лицо 5, по результатам которой <дата> вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Поскольку жилое помещение, в котором они проживали, стало непригодным для проживания, ответчик обязан предоставить по договору социального найма во внеочередном порядке другое жилое помещение. До настоящего времени ответчики, несмотря на неоднократные требования, добровольно жильё не предоставляют, в связи, с чем они вынуждены обратиться с иском в суд. Считают, что жилое помещение должно быть им предоставлено как инвалидам, поскольку они встали на учет в качестве нуждающихся до 2005г. /л.д.4, 104/.
Пусенкова Т.В. и Пусенкова Е.С. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в деле имеется расписка, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие / л.д. 160/.
Ранее в судебном заседании Пусенкова Т.В. пояснила, что в настоящее время она вынуждена была заключить договор на проживание в маневренном фонде, поскольку другого жилого помещения не имеет. Дочь инвалид и проживать с ней в комнате 9 кв.м. невозможно. Комната, которую они занимали в сгоревшем доме, была большей по площади и они ждали, что жильё в порядке очереди им предоставят. Сгоревшее жилое помещение так же было маневренного фонда. / л.д. 26,27,70,71, 142,143 /.
Представитель истцов адвокат Бадретдинов А.М. по ордеру /л.д.20/, в судебном заседании настаивает на исковых требованиях. Уточнил, что семья Пусенкова Т.В. имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, поскольку согласно ст.28.2 ФЗ от 24.10.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч3 ст.4 закона Челябинской области от 28.01.2010 г. № 528-30 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», обеспечение жилыми помещениями лиц, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов вставшим на учет до 01.01.2005 года осуществляется по договорам социального найма. Отсутствие механизма обеспечения жильём данной категории льготников в Челябинской области, отсутствие обращения за получением компенсации для приобретения жилья в органы местного самоуправления не лишает последних права на получение жилья.
Ответчик в лице представителя юр.лицо 1, Текина Л.Ю. действующая на основании доверенности / л.д.172/, с иском не согласилась. Суду пояснила, что администрация городского поселения не является надлежащим ответчиком. В иске Пусенкова Е.С. необходимо отказать, поскольку городское поселение не уполномочено предоставлять жильё инвалидам, поставленным на учет до 2005г. Поставлены на учет они были именно как инвалиды в 1999г. и данное подтверждается реестром Министерства социальных отношений области. Никаких субвенций городу не выделяется, в силу действующего законодательства данные полномочия возлагаются на район, которому перечисляются соответствующие денежные средства. Просят учесть, что истцам неоднократно после пожара предлагалось разнообразное жилье из маневренного фонда, однако они отказывались. Предоставление жилья по социальному найму приостановлено в связи с тем, что жилья нет. Жилое помещение, в котором проживали Пусенкова Е.С. до пожара так же относилось к маневренному фонду. Оно не признано нежилым, поставлено на капитальный ремонт.
Ответчик в лице представителя юр.лицо 2, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в деле имеется расписка. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие /л.д.107/.
Ранее, в судебном заседании <дата>/ л.д. 158 оборотная сторона/ представитель юр.лицо 2 Миндели А.А. по доверенности / л.д. 156/ с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что юр.лицо 2 не может являться надлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку Пусенкова Е.С. являются инвалидами и поставлены в очередь до 2005г. В соответствии с ФЗ от 24.11.1995г. № 181 ФЗ «О защите инвалидов в РФ» меры по социальной поддержке инвалидов по обеспечению жильем являются полномочиями РФ, финансирование предусмотрено в составе федерального фонда компенсации, образованной в федеральном бюджете в виде субвенций. В связи с этим был принят Закон Челябинской области от 28.01.2010г. № 528 ФЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем …» данной категории граждан, в котором указано, что финансирование расходов предусматривается за счет федерального бюджета. Этим законом данные полномочия не переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» они могут исполнять только свои полномочия, предусмотренные ст. 15 указанного закона. Жилого фонда на праве управления и в собственности Муниципальное образование Ашинский район не имеют.
юр.лицо 6, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика, представитель, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями истцов не согласны, представлен отзыв / л.д. 146-148/.
Соответчик юр.лицо 7 просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, указали, что жилое помещение должно быть представлено согласно очередности постановки на учет, с учетом требований Закона Челябинской области от 28.01.2010г. № 528-ЗО « О мерах социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» / л.д. 175-176/.
юр.лицо 8 – соответчик, с иском не согласились, ссылаясь на отсутствие оснований для предоставления жилья во внеочередном порядке по основаниям, изложенным истцом в заявлении. Указали, что жилое помещение должно быть предоставлено в порядке ст. 1064 ГК РФ. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя/ л.д. 167/.
Выслушав лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
В судебном заседании установлено, что истцы проживали с февраля 1996г. по 10.07.2010г. в комнате <номер> <адрес> в <адрес> / л.д. 5,21, 55/. Данное жилое помещение относится к маневренному фонду./ л.д. 46, 52/.
Указанное помещение принадлежащее юр.лицо 1 /л.д. 61/ в результате пожара сгорело: обрушены кровля, стены, перекрытия в том числе, жилого помещения <номер> / л.д. 15, 16, 63, 69/.
На день рассмотрения спора истцы вселены в жилое помещение маневренного фонда юр.лицо 1 в соответствии с решением жилищной комиссии / л.д. 53/, проживают в трёхкомнатной <адрес> в <адрес> в комнате площадью 9.6 кв.м. / л.д. 38, 34, 47-50, 58 - 60/ на период проведения ремонта ранее занимаемого жилого помещения, так же относящегося к маневренному фонду. Исходя из изложенного истцы проживают в жилом помещением, предоставленным во временное пользование.
Согласно медицинских документов выданных в соответствии с Положением о клинико-экспертной комиссии государственного управления здравоохранения лечебно- профилактического учреждения, органа управления здравоохранением территории, входящей в состав субъекта федерации, и субъекта федерации (Приказ Минздравмедпрома РФ от 13.01.199г. № 5 «О мерах по совершенствованию экспертизы временной нетрудоспособности») истица Пусенкова Е.С. в силу своего здоровья не может проживать совместно с другими гражданами в одной квартире / л.д. 14, 170, 171/.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждаются в улучшении жилищных условий, поставлены на учет до 01 января 2005г., /л.д. 7, 11-14 93, 170, 171/. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вместе с тем ч. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Как указывалось выше истец Пусенкова Е.С. относится к указанной категории граждан, поскольку имеющееся у неё заболевание входит в список заболеваний утвержденных Постановлением правительства РФ от 16.06.2006г. № 378 / л.д. 170, 171 /.
В случае постановки на учет семей, имеющих детей инвалидов, а именно по такому основанию в 1999г. была поставлена на учет семья истцов, полномочия по предоставлению жилых помещений переданы субъектам РФ- ст. 28. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждаются в улучшении жилищных условий».
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям ( как малоимущий гражданин и как относящийся к определенному федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
С целью реализации указанной меры социальной поддержки принят закон Челябинской области от 28.01.2010г. № 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Указанным законом установлены формы предоставления мер социальной поддзержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (п.2 ст. 2).
Определение порядка предоставления указанной меры социальной поддержки отнесено законом к компетенции Правительства Челябинской области (ст.4).
Однако, до настоящего времени порядок предоставления инвалидам жилых помещений Правительством области не разработан.
Постановлением Правительства Челябинской области от 27.07.2006г. № 149-П утверждено "Положение о порядке предоставления отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность и единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений" /далее «Положение»/.
Согласно «Положению» органами местного самоуправления составляются списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на учете в органах местного самоуправления Челябинской области на 01.01.2005 года. Списки предоставлшяются в Министерство социальных отношений Челябинской области.
Списки формируются в той же хронологической последовательности, в которой граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При одной и той же дате постановки на учет список формируется в алфавитном порядке.
Как следует из п. 5 «Положения» областной реестр формируется в той же хронологической последовательности, в которой граждане, имеющие право на меры социальной поддержки, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилишных условий.
Предоставление гражданам субсидий, единовременных выплат производится в порядке, определенном «Положением» согласно очередности.
Таким образом, вышеуказанные нормативные акты не предусматривают для отдельных инвалидов право на внеочередное предоставления им жилья.
Истцы относятся к категории лиц, которые согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждаются в улучшении жилищных условий, поставлены на учет до 01 января 2005г.,/ л.д. 7, 11-14 93, 170, 171/. Согласно областного реестра Пусенкова Т.В. значится под № <номер>, дата постановки на учет <дата>. /л.д. 109/. Данной категории лиц установлена мера социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Требования, касающиеся признания гражданина, нуждающимся в жилом помещении, и порядок предоставления жилых помещений указанным гражданам содержатся в нормах жилищного законодательства. При постановке на учет истцов указанные нормы были выполнены.
Согласно пп. 3 п.1 ст. 14, ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации ведение в установленном порядке учета граждан в качестве чуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда также относится к полномочиям органов местного самоуправления пп. 5 п. 1 ст. 14, ст.57 ЖК РФ
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства /в черте соответствующего населенного пункта/ общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, представляемого по договору найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления /ч.2 ст. 50 ЖК РФ/. Решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района № 301 от 06.02.2008г. «Об утверждении нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма в Ашинском муниципальном районе в рамках предоставления дополнительных мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека /л.д.13/.
Таким образом, должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение с учетом нормы предоставления площади.
Доводы юр.лицо 2, юр.лицо 8 об отсутствии в собственности и на праве ведения жилого фонда, о предоставлении жилого помещения истцам в порядке ст. 1064 ГК РФ за счет средств лица виновного в пожаре, судом не принимаются, по основаниям указанным выше.
Отсутствие механизма обеспечения жильём данной категории лиц в Челябинской области, и обращения за получением компенсации для приобретения жилья в органы местного самоуправления, обеспечение временным жилым помещением в установленном порядке само по себе, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 1, 5, 7 ЖК РФ ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать юр.лицо 2 предоставить Пусенкова Т.В., Пусенкова Е.С.5 благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 квадратных метров, за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд, в течение 10 дней, с подачей жалобы через Ашинский горсуд.
Председательствующий: подпись
Справка: решение вступило в законную силу: 04 февраля 2011г.
Судья: Л.А. Чистякова