Предоставление жилья



Дело № 2-41/2011г. копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2011г.

Ашинский городской суд г. Аша Челябинской области, в составе

председательствующего судьи Л.А. Чистяковой

при секретаре И.Я. Черновой

с участием прокурора Р.М. Московой

рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по иску прокурор в интересах Облап В.В. к юр.лицо 1 , о предоставлении вне очереди жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л:

прокурор в интересах Облап В.В., <дата> рождения, обратился в суд с иском к юр.лицо 1 о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м. за счет средств областного бюджета.

В обоснование требований ссылаются на то, что в прокуратуру <адрес> с заявлением о защите прав обратился Облап В.В., <дата>. рождения. В ходе проведенной проверки установлено, что Облап В.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Облап В.В. умерла (АЗ о смерти <номер> от <дата>), сведения об отце внесены со слов матери. Постановлением главы администрации <адрес> <номер> (1) от <дата> несовершеннолетний Облап В.В. был определен в государственное интернатное учреждение на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей «<данные изъяты>» <адрес> находился с <дата> по <дата> Согласно справки ГОУ СПО (ССУЗ) «<данные изъяты>» Облап В.В. проходил обучение в Профессиональном училище <номер> <адрес> с <дата> по <дата> и находился на полном государственном обеспечении. Во время нахождения Облап В.В. в государственном учреждении, органы опе­ки и попечительства, обязанные принять меры по сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, указанные меры не приняли. Наймодатель (орган местного самоуправления) не исполнял надлежащим образом обязанности по своевременному капитальному ремонту указанного жилого помещения, из-за чего оно пришло в негодность и проживание в нем стало невозможным. Кроме того, указанное жилое помещение Постановлением главы администра­ции <адрес> <номер> от <дата> было предоставлено ф.и.о., о чем свидетельствует ордер <номер> от <дата> Постановлением главы юр.лицо 1 и <адрес> <номер> от <дата> Облап В.В. на время проведения капиталь­ного ремонта закрепленного жилого помещения была предоставлена комната, распо­ложенная по адресу: <адрес> в которой он проживает по настоящее время. Решением межведомственной комиссии от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для прожи­вания. Вопрос о постановке Облап В.В. на регистрационный учет на по­лучение вне очереди благоустроенного жилого помещения решен не был. Согласно сведениям Ашинского филиала ОГУП «Областной ЦТИ» по Челя­бинской области многоквартирный жилой дом, ранее расположенный по адресу: <адрес>, снят с технического учета на основании обследования. Согласно сведениям Отделения УФМС РФ по <адрес> Облап В.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> Учитывая, что Облап В.В. относился к лицам из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, права и законные интересы которых находятся под особой защитой государства и гарантированны законодательством Российской Федерации с заявлением в защиту его прав, свобод и законных интересов обращается прокурор.

В судебном заседании прокурор настаивает на требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснил, что в настоящее время дом, в котором было расположено жилое помещение, закрепленное за Облап В.В. снесён. м в котором было расположено илое помещение которое было закреплено за Облап В.В. ___________________________________________

Истец Облап В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Пояснил, что по прибытии в город из государственного образовательного учреждения он не смог зарегистрироваться в жилом помещении, в котором ранее проживала семья, поскольку дом снесён. Он обратился в администрацию района о предоставлении жилья Ему сказали, что дом поставлен на капитальный ремонт, хотя дома уже фактически не было: стены без крыши и окон. Зарегистрировали во временно предоставленном помещении, на которое нет никакой технической документации по месту пребывания. Он вынужден был согласиться, поскольку никакого жилья с 2005г. не имеет. Ему вновь продлили временную регистрацию до <дата> Знает, что ранее жилое помещение, которое закреплено за ним фактически предоставлено было другой семье.

Ответчик в лице представителя юр.лицо 1 Миндели А.А. по доверенности /л.д.82/ в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что юр.лицо 1 не имеет на праве собственности жилых помещений и денежных средств для приобретения жилья. На учете в порядке ст. 57 ЖК РФ Облап В.В. не состоял и не может быть поставлен на учет, поскольку достиг возраста 25 лет, в связи, с чем ему не может быть предоставлено жильё во внеочередном порядке. Поскольку жилой фонд передан юр.лицо 2 обязанность по предоставлению жилья возложена на горпоселение / протокол судебного заседания от <дата> /.

Третье лицо юр.лицо 2, привлеченное к участию в деле на стороне ответчика в лице представителя Крамар А.К., по доверенности /л.д.81/, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в соответствии с требованиями законодательства на юр.лицо 2 не может быть возложена обязанность по предоставлению жилья Облап В.В. Из переданных юр.лицо 1 документов следует, что жилое помещение было последними выделено ф.и.о., а затем предоставлено другое жилое помещение на время проведения капитального ремонта. Просит учесть, что Облап В.В. в очереди на улучшение жилья в порядке установлено ЖК РФ не состоит. Обязанность по постановке на учет была возложена на органы опеки и попечительства, то есть на юр.лицо 1 . Последние по закону обязаны были оформлять документы для указанной категории лиц / протокол судебного заседания от <дата>/.

Представитель третьего лица юр. лицо 3 в судебное заседание не явился, о дне слушании дела извещен надлежащим образом, в деле имеются почтовые извещения. Представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, представлен отзыв /л.д. 78-79/.Ссылаются на ежегодное выделение денежных средств юр.лицо 1 для приобретения жилых помещений для детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

юр.лицо 4, участвующие в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в деле имеются почтовые извещения. Просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представлен отзыв. Указали, что жильё Облап В.В. не может быть предоставлено, поскольку он обратился с иском по достижении 25 лет и требования Федерального закона № 159- ФЗ от 21.12.1996г. на него не распространяются.

Третье лицо юр.лицо 5, представитель, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в деле имеются почтовые уведомления. Сведений об уважительности причин неявки, возражений, отзыва суду не представили, в связи, с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - ч.4 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

В судебном заседании установлено, что Постановлением главы юр.лицо 1 <номер> (1) от <дата> Облап В.В., <дата> рождения, <дата> был определен на полное государственное обеспечение /л.д.13/, ввиду того, что его мать ф.и.о.2 умерла (АЗ о смерти <номер> от <дата> л.д.21), сведения об отце внесены со слов матери. Облап В.В. относится к категории детей-сирот. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. /л.д. 13/.

В Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей «<данные изъяты>» <адрес> Облап В.В. находился с <дата> по <дата> /л.д.57/.

Согласно справки ГОУ СПО (ССУЗ) «<данные изъяты>» Облап В.В. проходил обучение в Профессиональном училище <номер> <адрес> с <дата> по <дата> и находился на полном государственном обеспечении /л.д.58/.

Во время нахождения Облап В.В. в государственном учреждении, органы опе­ки и попечительства, согласно постановления главы <адрес> и <адрес> <номер> обязаны были принять меры по сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним /л.д.15/, однако указанные меры не приняли. Наймодатель (орган местного самоуправления) не исполнял надлежащим образом обязанности по своевременному капитальному ремонту указанного жилого помещения, из-за чего оно пришло в негодность и проживание в нем стало невозможным. Данное подтверждается заключением о признании жилого помещения непригодным для проживания от <дата> и Постановлением администрации юр.лицо 2 от <дата> <номер> о сносе и расселении многоквартирных жилых домов /л.д.10, 11-12/.

Согласно сведениям Ашинского филиала ОГУП «Областной ЦТИ» по Челя­бинской области многоквартирный жилой дом, ранее расположенный по адресу: <адрес>, снят с технического учета на основании обследования.

Кроме того, указанное жилое помещение Постановлением главы администра­ции <адрес> <номер> от <дата> было предоставлено ф.и.о., о чем свидетельствует ордер <номер> от <дата>/л.д.41/.

Постановлением главы <данные изъяты> и <адрес> <номер> от <дата> Облап В.В. на время проведения капиталь­ного ремонта закрепленного жилого помещения( снесенного в 2006г.) была предоставлена комната, распо­ложенная по адресу: <адрес> /л.д.34/, в которой он проживает по настоящее время, что подтверждается адресной справкой /л.д.55/.

Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма представляются детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях….. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства /в черте соответствующего населенного пункта/ общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся ставшимся без попечения родителей к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке…».

Согласно п.1 ст.8 ФЗ №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончании службы в рядах Вооружен­ных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняю­щих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные нормы закреплены и в законе Челябинской области №212-30 от 25.10.2007 г. «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

Исходя из требований ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся ставшимся без попечения родителей» /ред. от 22.07.2004г./ предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей сирот/, за исключением обучающихся в федеральных образовательных учреждениях/, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законом Челябинской области №442-30 от 22.12.2005 г. осу­ществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилой площадью лиц указанной категории обеспечива­ется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

В соответствии с законом Челябинской области № 510-30 от 26.11.2009 г. «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере <данные изъяты> рублей, в том числе юр.лицо 1 - <данные изъяты> тысяч рублей.

В соответствии с п.6 Постановления Губернатора Челябинской области №273 от 21.08.2008 г. «Об утверждении порядка обеспечения детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещения по до­говору социального найма» приобретение жилых помещений для детей-сирот осуще­ствляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муни­ципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муници­пальный жилищный фонд.

В соответствии с п.1, п.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гра­жданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в поряд­ке очередности. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма пре­доставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Согласно п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на од­ного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается ор­ганом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предос­тавляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Облап В.В. проживает в <адрес>, с учетом указанного норма предоставления площади должна определяться по утвержденной в <адрес>.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления /ч.2 ст. 50 ЖК РФ/. Решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района № 301 от 06.02.2008г. «Об утверждении нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма в Ашинском муниципальном районе в рамках предоставления дополнительных мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека /л.д.44/.

Согласно протоколу от <дата> заседания общественной жилищной комиссии администрации <адрес> Облап В.В. неоднократно после окончания <данные изъяты> обращался о предоставлении жилья. Ему была предоставлена бывшая диспетчерская в <адрес> указанного документа следует, что жильём он обеспечен не был, поскольку и до настоящего времени проживает в указанном помещении, не являющимся жилым /л.д. 33/. Жилое помещение, закрепленное за ним по договору социального найма уже отсутствовало по состоянию на 2002г., то есть договор социального найма был прекращен не по вине Облап В.В. / л.д. 19/. Ранее за защите его прав в администрацию <адрес> обращалось Управление образования <адрес> и <адрес> / л.д. 30/. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что орган, отвечающий за постановку на регистрационный учет Облап В.В. в лице администрации юр.лицо 1 / ранее <адрес> и <адрес>/ грубо нарушил его права и охраняемые законом интересы, поскольку достоверно был поставлен в известность об отсутствии у Облап В.В. жилого помещения и обязан был принять в силу закона меры по защите интересов лица, на которое распространяются требования, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из представленных документов четко следует, что жилое помещение было закреплено за Облап В.В. формально, его жилищные права были нарушены, и он должен был поставлен на учет в порядке п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ ещё в 2002г. либо при обращении с заявлением о предоставлении жилья 2005г. Обязанность по соблюдению требований указанного закона и предоставления доказательств возлагается в порядке ст. 56 ГПК РФ на ответчика. Последним никаких доказательств опровергающих доводы истца не представлено.

Таким образом, Облап В.В. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение с учетом нормы предоставления площади. Доводы ответчиков и третьих лиц судом во внимание не принимаются, поскольку согласно имеющихся в деле документов Облап В.В. своевременно обратился в возрасте до 23 лет за предоставлением жилого помещения в юр.лицо 1 . Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, на которые возложена функция по защите прав данной категории лиц.

Судом учитывается, что Облап В.В. в силу возраста – достиг 25 лет, не является субъектом правоотношений регулируемых ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако с учетом обстоятельств установленных в судебном заседании считает возможным применить аналогию закона и возложить обязанность по предоставлению жилого помещения на ответчика за счет средств бюджета Челябинской области.

В силу ст. 333- 36 НК РФ ответчик от оплаты госпошлины освобожден.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать юр.лицо 1 предоставить вне очереди Облап В.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 квадратных метров, за счет средств бюджета Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд, в течение 10 дней, с подачей жалобы через Ашинский горсуд.

Председательствующий: Л.А. Чистякова

Справка Решение вступило в законную силу 11.02.2011г.

Судья: Л.А. Чистякова