о признании бездействия незаконным



Дело №2-107/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 февраля 2011 г. г. Аша

Ашинский городской суд г. Аши Челябинской области в составе

председательствующего судьи С.М. Хайрутдиновой

с участием прокурора Р.М. Московой

при секретаре Н. Н. Романенковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ашинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к <Юр.лицо 1> о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению закона,

У С Т А Н О В И Л:

Ашинский городской прокурор в интереса неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к <Юр.лицо 1> о признании бездействия ответчика, выразившиеся в необеспечении <Юр.лицо 1> автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также нарушении права детей на безопасные условия пребывания в дошкольном учреждении незаконным и возложении обязанности на ответчика обеспечить учреждение автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В обоснование исковых требований указал, что Ашинской городской прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности в образовательных учреждениях Ашинского муниципального района установлено, что руководителем <Юр.лицо 1> ( далее АМР) <ФИО>2 требования в обеспечении учреждения автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не выполнены, что нарушает права воспитанников детского сада на безопасное пребывание в учреждении и создает реальную угрозу их безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора Ашинской городской прокуратуры Р.М. Москова полностью поддержала исковые требования. Уточнила, что прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере … защиты семьи, материнства, отцовства и детства; …охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование. С целью устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которые вызывают угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих <Юр.лицо 1> просила возложить обязанность устранить выявленные нарушения в срок до <дата>

Представитель ответчика заведующая <Юр.лицо 1> <ФИО>2 с исковыми требованиями согласилась полностью. Суду пояснила, что <дата> была проведена внеплановая проверка и обследовано здание <Юр.лицо 1> Составлено предписание, согласно которого указано наличие нарушения - отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре. Выполняя указанные требования, она неоднократно направляла письма учредителю – Управление образованием Ашинского муниципального района, о принятии мер по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, но никаких мер до настоящего времени не принято. Каких – либо своих средств <Юр.лицо 1> самостоятельно не зарабатывал и не изыскивал.

Представитель третьего лица <Юр.лицо2> <ФИО>3, действующий по доверенности, суду пояснил, что с исковыми требованиями они не согласны, поскольку собственных финансовых средств <Юр.лицо 1> не имело ранее и не имеет в 2011 году. Управление образованием, <Юр.лицо 1> предпринимали и предпринимают меры к выполнению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности. В 2008 году заказана и выполнена проектно-сметная документация на проведение работ по монтажу автоматической пожарной безопасности. <дата> получено положительное заключение ОГУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и проектов документов территориального планирования Челябинской области». Постановлением администрации АМР <номер> от <дата> « Об утверждении целевой программы « Противопожарная защита объектов здравоохранения, образования, культуры социальной защиты населения Ашинского муниципального района на 2010-2013 годы» определены сроки установки автоматической пожарной сигнализации в <Юр.лицо 1>2010 год. В настоящее время финансовым управлением администрации АМР <Юр.лицо 1> утверждены ассигнования в сумме 225000,00 рублей для выполнения работ по монтажу автоматической пожарной сигнализации. Просил в иске отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования Ашинского городского прокурора по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются здоровье людей … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Федерального закона № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения за время образовательного процесса.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 32 Федерального закона № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемых в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии с ч.ч.2,3 ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №313 от 18.06.2003г., устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В силу п.16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №323 от 20.06.2003 г. определен перечень зданий, подлежащих оснащению указанными системами. Дошкольные образовательные учреждения (как здания общественного и административно-бытового назначения) оборудуются системой оповещения людей о пожаре и автоматической установкой пожарной сигнализации в обязательном порядке.

В нарушение указанных требований закона <Юр.лицо 1> не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей при пожаре.

В судебном заседании установлено, что прокурором ранее проводилась проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности образовательными учреждениями Ашинского муниципального района. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства в <Юр.лицо 1> отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации. По результатам проверки прокурором вынесено представление об устранении нарушений законодательства начальнику <Юр.лицо2> (л.д.7). Приказом начальника <Юр.лицо2> заведующая дошкольного образовательного учреждения привлечена к дисциплинарной ответственности. Этим же приказом установлен срок (<дата>) для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности (л.д.10).

Кроме того, указанные нарушения требований пожарной безопасности в <Юр.лицо 1> были выявлены Отделом государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Челябинской области. По выявленным нарушениям должностными лицами Отдела руководителю дошкольного образовательного учреждения вносились предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. 13-17).

Вместе с тем, автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре до настоящего времени не установлена.

<ФИО>2, заведующая <Юр.лицо 1> в Ашинской городской прокуратуре пояснила, что Отделом государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Челябинской области ежегодно проводятся проверки соблюдения учреждением требований пожарной безопасности. До настоящего времени автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре в дошкольном образовательном учреждении не установлена. В дошкольном образовательном учреждении воспитывается 135 детей.

В соответствии с указанием Министерства образования и науки РФ, МЧС РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 марта 2008 года №№ АФ-102/09, 42-828-19, 01/2050-8-23 «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» ввести в соответствии с перечнем мероприятия, направленных для создания единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации.

В состав мероприятий направленных для создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, в соответствии с указанием Министерства образования и науки РФ от 04 июня 2008 года № 03-1423 включены и в том числе:наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации) (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля)…

Согласно Приказа начальника <Юр.лицо2> <номер> от <дата> приказано заведующей <Юр.лицо 1> <ФИО>2 в срок до <дата> принять исчерпывающие меры по устранению нарушений правил пожарной безопасности и законодательства о противодействии экстремистской деятельности (л.д.10).

Автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в <Юр.лицо 1> до настоящего времени отсутствует, что подтверждается пояснениями ответчика и представленными документами: сообщением филиала ФГУП « Охрана» по Ашинскому, Катав-Ивановскому районам и г. Усть-Катаву от <дата> <номер>/П-76-335 (л.д.11), письмом начальника <Юр.лицо2> <номер> от <дата> о том, что в <Юр.лицо 1> автоматическая пожарная сигнализация отсутствует, так как согласно целевой программы «Противопожарная защита объектов здравоохранения, образования, культуры и социальной защиты населения Ашинского муниципального района на 2010-2013 годы» установка АПС запланирована в 2011 году.

Действующие законы, требующие установки охранно-пожарной сигнализации <Юр.лицо2> и <Юр.лицо 1> игнорировались.

Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Таким образом, суд приходит к выводу, что <Юр.лицо 1> не выполняются требования закона об обеспечении автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре длительное время по необоснованным причинам. Тем самым нарушаются права детей и работников на безопасное пребывание в здании детского сада, а значит в соответствии со ст. 2 Конституции РФ и права на жизнь и здоровье - единственную высшую конституционную ценность.

Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере … защиты семьи, материнства, отцовства и детства; …охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование.

При таких обстоятельствах, учитывая, что до настоящего времени требования в обеспечении учреждения автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре <Юр.лицо 1> не выполнены, что нарушает права воспитанников детского сада на безопасное пребывание в учреждении и создает реальную угрозу их безопасности, исковые требования Ашинского городского прокурора подлежат удовлетворению.

С целью устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которые вызывают угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, посещающих <Юр.лицо 1> следует возложить обязанность устранить выявленные нарушения в срок до <дата>, как просит прокурор.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ашинского городского прокурора Челябинской области удовлетворить.

Признать бездействие <Юр.лицо 1>, выразившееся в необеспечении учреждения автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а также нарушении права детей на безопасные условия пребывания в указанном учреждении незаконным.

Обязать <Юр.лицо 1>, обеспечить учреждение автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в срок до <дата>.

Решение обжалуется в кассационном порядке в Челябинский областной суд в 10 дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы в Ашинский городской суд.

Председательствующий подпись

Справка: Решение вступило в законную силу 15.02.2011