жалоба на действия органа местного самоуправления



Дело № 2- 116/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 февраля 2011 года

Ашинский городской суд г. Аши Челябинской области в составе:

председательствующего судьи С.М. Хайрутдиновой

при секретаре Н.Н. Романенковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Захаровой Татьяны Михайловны на действия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Захарова Т.М. обратилась в Ашинский городской суд с жалобой на действия органа местного самоуправления, в которой просит признать незаконным отказ от <дата> <номер> <Юр.лицо1> муниципального района в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории от <дата>, формируемого под объектом недвижимости (размещение объектов придорожного сервиса - столовой), расположенным по адресу: определено <адрес> на кадастровом плане территории. Просит обязать Председателя <Юр.лицо2> утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане ( карте) территории от <дата> В обоснование своей жалобы указывает на то, что Градостроительным Советом администрации <ФИО>2 принято решение о предоставлении ей, <ФИО>3, земельного участка под размещение объектов придорожного сервиса (столовой) расположенного по адресу: определено <адрес> Решение о предоставлении было опубликовано в средствах массовой информации газете «Стальная искра». После получения положительных заключений от ГИБДД УВД по Челябинской области и ФГУ УПРДОР о возможности размещения на испрашиваемом земельном участке объектов придорожного сервиса (столовой) она начала оформлять землеустроительное дело и <дата> обратилась к заинтересованному лицу с заявлением об утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. <дата> она получила ответ, что утвердить схему не предоставляется возможным в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости – самовольная постройка. До устранения прав на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, схема утверждена быть не может. Считает, что заинтересованное лицо, приняв первоначальное решение о предоставлении земельного участка, впоследствии отказало в его предоставлении. Отказ считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку она уже построила столовую. <дата> Ашинским городским судом вынесено решение по иску Ашинского городского прокурора о возложении обязанности по сносу самовольной постройки. Решение по состоянию на <дата>, в законную силу не вступило, обжаловано в кассационную инстанцию. Полагает, что обстоятельства возведения постройки – столовой, для рассмотрения её заявления об утверждении схемы, а также для рассмотрения данной жалобы правового значения не имеют, поскольку постройка имелась в наличии. Соответственно, принятие решения о сносе постройки не может повлиять на законность или незаконность отказа заинтересованного лица в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории (предоставлении земельного участка). Отказ в согласовании Схемы расположения делает невозможным проведение работ по формированию земельного участка и государственному кадастровому учету земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 ЗК РФ. Невозможность проведения данных работ в свою очередь влечёт невозможность предоставления земельного участка для строительства в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, поскольку в соответствии с п.2 ст. 32 ЗК РФ заинтересованное лицо, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. То есть, нет кадастрового плана – нет земельного участка в пользовании и нет разрешения на строительство. В данном случае Заинтересованное лицо отказывает в согласовании Схемы расположения участка на кадастровом плане, что уже делает невозможным получение земельного участка и разрешение на строительство. Просит обратить внимание, что отказ она получила от <Юр.лицо1> муниципального образования. То есть отказ ей выдал неуполномоченный на то орган.

В судебном заседании заявитель Захарова Т.М. и представитель заявителя Гамзалов М.А. жалобу поддержали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше, просили её удовлетворить.

Представитель <ФИО>2 <ФИО>4 в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Представитель <Юр.лицо2> <ФИО>5 в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила в удовлетворении жалобы отказать.

В судебное заседание представитель <Юр.лицо1> не явился, о слушании дела извещен надлежаще, возражений и просьб об отложении дела не направил.

Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя <Юр.лицо1> муниципального района.

Выслушав заявителя, представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности /статья 254 ГПК РФ/.

В соответствии с ч.1,4 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что Градостроительным Советом администрации Ашинского муниципального района <номер> от <дата> принято решение о предоставлении Захаровой Т.М. земельного участка под строительство столовой, гостиницы, бани с площадью необходимой для их эксплуатации, <адрес>-после предоставления справки Ашинского лесхоза о непринадлежности участка к землям лесного фонда, выдать ходатайства в Управление федеральных автомобильных дорог и ГИБДД Челябинской области о согласовании в 12-ти месячный срок места размещения объекта, при положительном согласовании оформлять согласно действующего законодательства. Решение о предоставлении было опубликовано в средствах массовой информации газете «Стальная искра» <дата>(л.д. 20, 36-38).

После получения письма от <дата> № <номер> ФГУ Упрдор « Южный Урал» (л.д.15) <дата> заявитель обратился в администрацию <ФИО>2 Председателю <Юр.лицо2> о согласовании Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, для оформления кадастрового плана земельного участка под размещение объекта придорожного сервиса, расположенного на территории <адрес> на трассе <адрес>, в <адрес> с приложением Схемы, на которой указан кадастровый номер квартала <номер>, категория земель: прочерк, фактическое использование: размещение отдельно стоящего нежилого здания- столовая, площадь земельного участка полученная в результате образования 574 кв.м, с приложением копии письма ФДА ФГУ Упрдор «Южный Урал» ( л.д.11-12).

<дата>, исходящий номер 15-64 <Юр.лицо1> <адрес> <адрес> <ФИО>6 отказал в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, формируемого под объектами недвижимости в связи с нахождением на данном участке объекта недвижимости – нежилое здание – столовой, которое является самовольной постройкой, согласно ст. 222 ГК РФ и решения Ашинского городского суда <адрес> от <дата> вынесено решение о сносе здания кафе-гостиницы, расположенного на <адрес>). До установления прав на объект недвижимости, расположенном в границах земельного участка, «Схема» расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории утверждена быть не может (л.д.13).

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит действия заинтересованных лиц не противоречащим требованиям действующего Земельного законодательства и Гражданского кодекса РФ.

Согласно статьи 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

В силу статьи 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 11 ЗК РФ

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункта 1 статьи 36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пунктов 7,8 статьи 36 ЗК РФ

7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений.

Таким образом, в соответствии со ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п.7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" определено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе, межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Заявитель вправе ставить вопрос об утверждении схемы расположения границ всего фактически занимаемого земельного участка при соблюдении требований вышеприведенного земельного законодательства и совершении необходимых действий по составлению межевого плана, получении правоустанавливающих документов на земельный участок.

В судебном заседании установлено, что Градостроительным Советом администрации Ашинского муниципального района принято решение о предоставлении заявителю земельного участка под строительство столовой, гостиницы, бани с площадью необходимой для их эксплуатации, в Схеме расположения земельного участка указана площадь 574 кв.м для размещения отдельно стоящего нежилого здания-столовой, права Захаровой на данный объект недвижимости не установлены, заявителем не были представлены все документы, необходимые для утверждения Схемы расположения земельного участка. Были только представлены: схема расположения земельного участка и копия письма ФДА ФГУ Упрдор «Южный Урал».

Согласно справки Председателя <Юр.лицо2> <номер> от <дата> земельный участок, местоположение: <адрес>, автодорога <адрес> от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу, до Челябинска <адрес> ( слева по ходу движения) расположен в границах МО « <Юр.лицо3>», категория земель- земли запаса ( за чертой населенного пункта) ( л.д.43).

Согласно ответа главного инженера ФДА ФГУ Упрдор «Южный Урал» <ФИО>7 № АЛ-239 от <дата> частью 8 статьи 26 Федерального закона № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации…» установлено, что строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Частью 1 вышеназванной статьи также установлено, что для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Из вышеизложенного следует, что согласование размещения объектов придорожного сервиса в границах населенных пунктов без устройства примыканий к федеральной автомобильной дороге с владельцем дороги не производится. Присоединение объекта дорожного сервиса к федеральной автомобильной дороге производится на основании заключаемого договора и взимании установленной платы ( части 7,8 статьи 22 ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации…»(л.д.44)

Из представленных заявителем документов, пояснений сторон в судебном заседании следует, что со стороны администрации в силу указанных норм закона не нарушены права заявителя, который не является собственником объекта недвижимости, по получению ей в собственность земельного участка. На схеме отсутствует категория земель, содержатся недостоверные сведения по площади, не приложено согласование с ГИБДД.

Таким образом, отказ Захаровой Т.М. в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и не утверждение этой схемы администрацией не нарушают права Захаровой Т.М. на приобретение в собственность земельного участка под объектом его недвижимости после устранения недостатков, такие действия не противоречат действующем законодательству. Поэтому жалоба Захаровой Т.М. является необоснованной и не подлежит удовлетворению.

Поскольку заявитель Захарова Т.М. с заявлением об утверждении Схемы обратилась в Администрацию Ашинского муниципального района отказ она получила от <Юр.лицо1> <адрес>, что не повлекло для заявителя неблагоприятных последствий. При таких обстоятельствах в части признании незаконным действий <Юр.лицо1> <адрес> надлежит также отказать.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.194 - 199, 254, 25 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы Захаровой Татьяны Михайловны о признании незаконным отказа от <дата> <номер> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории от <дата> и возложении обязанности на Председателя <Юр.лицо2> утвердить Схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории от <дата>, отказать.

Решение обжалуется в кассационном порядке в Челябинский областной суд в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы в Ашинский городской суд.

Председательствующий ( подпись)

Справка: Решение вступило в законную силу 22.02.2011