Дело № 2-40/2011г. копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 января 2011г.
Ашинский городской суд г. Аша Челябинской области, в составе
председательствующего судьи Л.А. Чистяковой
при секретаре И.Я. Черновой
с участием прокурора Р.М. Московой
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по иску Прокурор в интересах Поскрякова С.В. к ответчик 1, о предоставлении вне очереди жилого помещения.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор в интересах Поскрякова С.В. (<данные изъяты> до замужества) Поскрякова С.В., <дата> рождения, обратился в суд с иском к ответчик 1 о постановке на учет на внеочередное получение жилья, предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
В ходе судебного разбирательства уточнил требования, просит обязать ответчик 1 предоставить Поскрякова С.В. вне очереди жилое благоустроенное помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м. за счет средств областного бюджета.
В обоснование требований ссылаются на то, что в Прокурор с заявлением о защите жилищных прав обратилась Поскрякова С.В. (Куклов В.П. до замужества л.д.40/ <данные изъяты>, <дата> года рождения. Проведенной проверки установлено, что Поскрякова С.В. относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать Поскрякова С.В. - Облап Л.И. умерла (актовая запись о смерти <номер> от <дата> ЗАГС <адрес>), отец - Куклов В.П. лишен родительских прав решением <данные изъяты> от <дата> Постановлением главы администрации <адрес> <номер> от <дата> Поскрякова С.В. была определена в государственное интернатное учреждение на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты> <адрес> находилась с <дата> по <дата> Согласно справки <данные изъяты>» Поскрякова С.В. проходила обучение в Профессиональном училище <номер> <адрес> с <дата> по <дата> и находилась на полном государственном обеспечении. Во время нахождения Поскрякова С.В. в государственном учреждении органы опеки и попечительства, обязанные принять меры по сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетней, указанные меры не приняли. Наймодатель (орган местного самоуправления) не исполнял надлежащим образом обязанности по своевременному капитальному ремонту указанного жилого помещения, из-за чего оно пришло в негодность и проживание в нем стало невозможным. Кроме того, указанное жилое помещение Постановлением главы администрации <адрес> <номер> от <дата> было предоставлено ф.и.о.1, о чем свидетельствует ордер <номер> от <дата> Постановлением главы <адрес> и <адрес> <номер> от <дата> Поскрякова С.В. на время проведения капитального ремонта закрепленного жилого помещения была предоставлена комната, расположенная по адресу: <адрес>, в которой проживет по настоящее время. Между Учреждением Муниципальная служба «Заказчика» по жилищно-коммунальным услугам и Поскрякова С.В. <дата> заключен договор о переселении жильцов на время проведения капитального ремонта. Впоследствии договоры на указанное жилое помещение неоднократно перезаключались. Решением межведомственной комиссии от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Между тем, вопрос о постановке Поскрякова С.В. на регистрационный учет на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения решен не был. Согласно сведениям Ашинского филиала ОГУП «Областной ЦТИ» по Челябинской области многоквартирный жилой дом, ранее расположенный по адресу: <адрес>, снят с технического учета на основании обследования <дата> Согласно сведениям Отделения УФМС РФ по <адрес> Поскрякова С.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> с <дата> по <дата> Учитывая, что Поскрякова С.В. относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права и законные интересы которых находятся под особой защитой государства и гарантированны законодательством Российской Федерации с заявлением в защиту его прав, свобод и законных интересов обращается Прокурор
В судебном заседании прокурор настаивал на уточненных требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец Поскрякова С.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Пояснила, что в доме по адресу: <адрес> они проживали до смерти матери Оплап Л.В. Детский дом <адрес> она была определена в1994г. и в 2000г. вернулась в <адрес>. В 2003г. жилой дом уже находился в полуразвалившемся состоянии, жильцов в нем не было, расселение жильцов началось с 1999 по 2000г.г. О том, что ей полагаются льготы на получения жилья она не знала, ей нигде это не разъясняли. Договор на проживание в комнате по <адрес>, с ней заключили на время проведения капитального ремонта, но дома на <адрес> нет- снесён, то есть фактически она осталась без жилья.
Ответчик в лице представителя ответчик 1 Миндели А.А. по доверенности /л.д.140/ в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что ответчик 1 не имеет на праве собственности жилых помещений и денежных средств для приобретения жилья. На учете в порядке ст. 57 ЖК РФ Поскрякова С.В. не состояла и не может быть поставлена на учет, поскольку на день рассмотрения спора достигла возраста 27 лет, в связи, с чем ей не может быть предоставлено жильё во внеочередном порядке. Поскольку жилой фонд передан третье лицо 1 обязанность по предоставлению жилья возложена на горпоселение / протокол судебного заседания от <дата> /.
Третье лицо третье лицо 1, в лице представителя Крамар А.К., по доверенности /л.д.136/, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в соответствии с требованиями законодательства на Ашинское горпоселение не может быть возложена обязанность по предоставлению жилья Поскрякова С.В. Из переданных Ашинским муниципальным районом документов следует, что жилое помещение было последними выделено ф.и.о.1, а затем предоставлено другое жилое помещение на время проведения капитального ремонта. Просит учесть, что Поскрякова С.В. в очереди на улучшение жилья в порядке установлено ЖК РФ не состоит. Обязанность по постановке на учет была возложена на органы опеки и попечительства, то есть на Ашинский муниципальный район. Последние по закону обязаны были оформлять документы для указанной категории лиц / протокол судебного заседания от <дата>/.
Представитель третьего лица третье лицо 2 в судебное заседание не явился, о дне слушании дела извещен надлежащим образом, в деле имеются почтовые извещения. Представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, представлен отзыв / л.д. 161-168/.Ссылаются на ежегодное выделение денежных средств ответчик 1 для приобретения жилых помещений для детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
третье лицо 3, участвующие в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в деле имеются почтовые извещения. Просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, имеется отзыв. Указали, что жильё Поскрякова С.В. не может быть предоставлено, поскольку она обратилась с иском по достижении 25 лет и требования Федерального закона № 159- ФЗ от 21.12.1996г. на неё не распространяются.
Третье лицо <адрес>, представитель, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в деле имеются почтовые уведомления. Сведений об уважительности причин неявки, возражений, отзыва суду не представили, в связи, с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - ч.4 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
В судебном заседании установлено, что Постановлением ответчик 1 <номер> от <дата> Поскрякова С.В., <дата> рождения, была определена на полное государственное обеспечение /л.д.23/, ввиду того, что её мать - Облап Л.И. умерла (копия свидетельства о рождении л.д.34), отец – Куклов В.П. лишен родительских прав на основании решения <данные изъяты> от <дата> /л.д.35/. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты> <адрес> Поскрякова С.В. находилась с <дата> по <дата> /л.д.76/.
Согласно справки <данные изъяты>» Поскрякова С.В. проходила обучение в Профессиональном училище <номер> <адрес> с <дата> по <дата> и находилась на полном государственном обеспечении /л.д.74/.
Во время нахождения Поскрякова С.В. в государственном учреждении, органы опеки и попечительства, согласно постановления главы <адрес> и <адрес> <номер> обязаны были принять меры по сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним /л.д.24/, однако указанные меры не приняли. Наймодатель (орган местного самоуправления до 2006г. третье лицо 1 и третье лицо 1 в ведении, которого находился жилой фонд) не исполнял надлежащим образом обязанности по своевременному капитальному ремонту указанного жилого помещения, из-за чего оно пришло в негодность и проживание в нем стало невозможным. Данное подтверждается заключением о признании жилого помещения непригодным для проживания от <дата> и Постановлением ответчик 1 от <дата> <номер> о сносе и расселении многоквартирных жилых домов /л.д.11, 20-21/.
Согласно сведениям Ашинского филиала ОГУП «Областной ЦТИ» по Челябинской области многоквартирный жилой дом, ранее расположенный по адресу: <адрес>, снят с технического учета на основании обследования /л.д.62/.
Кроме того, указанное жилое помещение Постановлением главы администрации <адрес> <номер> от <дата> было предоставлено ф.и.о.1, о чем свидетельствует ордер <номер> от <дата>/л.д.51-52, 55/.
Постановлением главы Ашинского муниципального района <адрес> и <адрес> <номер> от <дата> Поскрякова С.В. для временного проживания было предоставлено жилое помещение - комната из маневренного фонда по адресу: <адрес>, площадью 15,4 кв.м. /л.д.12, 29/, в которой она проживает по настоящее время, что подтверждается адресной справкой /л.д. 68/.
Кроме того с ней заключен договор <номер> социального найма от <дата> на <адрес> в <адрес> /л.д. 18/. Данный договор недействителен, поскольку не соответствует требованиям закона, поскольку не существует предмета договорных отношений, соответственно по данному договору не возникли права и обязанности- ст. 49, 60, 62 ЖК РФ. В связи с указанным документ не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего обеспечение Поскрякова С.В. жилым помещением на условиях социального найма.
Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма представляются детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях….. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства /в черте соответствующего населенного пункта/ общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся ставшимся без попечения родителей к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке…».
Согласно п.1 ст.8 ФЗ №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные нормы закреплены и в законе Челябинской области №212-30 от 25.10.2007 г. «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».
Исходя из требований ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся ставшимся без попечения родителей» /ред. от 22.07.2004г./ предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей сирот/, за исключением обучающихся в федеральных образовательных учреждениях/, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законом Челябинской области №442-30 от 22.12.2005 г. осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилой площадью лиц указанной категории обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.
В соответствии с законом Челябинской области № 510-30 от 26.11.2009 г. «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 150545,52 тысячи рублей, в том числе Ашинскому муниципальному району - 5023,9 тысяч рублей.
В соответствии с п.6 Постановления Губернатора Челябинской области №273 от 21.08.2008 г. «Об утверждении порядка обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещения по договору социального найма» приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муниципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муниципальный жилищный фонд.
В соответствии с п.1, п.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Согласно п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Поскрякова С.В. проживает в <адрес>, в связи, с чем норма предоставления площади должна определяться по утвержденной в <адрес>.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления /ч.2 ст. 50 ЖК РФ/. Решением Собрания депутатов ответчик 1 <номер> от <дата> «Об утверждении нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма в Ашинском муниципальном районе в рамках предоставления дополнительных мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека /л.д.58/.
В материалах дела имеется акт обследования жилищных условий несовершеннолетнего Облап В./ л.д. 32/, который находился в учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из указанного документа следует, что по состоянию на 2003г. жилое помещение в которое было закреплено, в том числе, и за Поскрякова С.В. /Кукловой/ С. уже было разрушено, не являлось жилым, то есть договор социального найма был прекращен не по вине Поскрякова С.В. Ранее в 2002г. в защиту её прав в администрацию <адрес> обращалось Управление образования <адрес> и <адрес>, исполнявшее функции опеки. Последние указывали на нарушение права Кукловой/ Поскряковой/ С., сообщали, что закрепленное за ней жильё оформлено на иное лицо/ л.д. 44/, то есть фактически наймодателем был заключен договор с иным нанимателем, что прямо противоречило действовавшему ЖК РСФСР 1984г. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что орган, отвечающий за постановку на регистрационный учет Поскрякова С.В. в лице администрации Ашинского муниципального района/ ранее <адрес> и <адрес>/ грубо нарушил её права и охраняемые законом интересы, поскольку достоверно был поставлен в известность об отсутствии у Поскрякова С.В. жилого помещения / л.д. 45/ и обязан был принять в силу закона меры по защите интересов лица, на которое распространяются требования, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из представленных документов четко следует, что жилое помещение было закреплено за Поскрякова С.В. формально, её жилищные права были нарушены, и она должна была поставлена на учет в порядке п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ ещё в 2002г. либо при обращении с заявлением о предоставлении жилья. Обязанность по соблюдению требований указанного закона и предоставления доказательств возлагается в порядке ст. 56 ГПК РФ на ответчика. Последним никаких доказательств опровергающих доводы истца не представлено.
Таким образом, Поскрякова С.В. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение с учетом нормы предоставления площади. Доводы ответчиков и третьих лиц судом во внимание не принимаются, поскольку согласно имеющихся в деле документов Поскрякова С.В. своевременно обращалась в возрасте до 23 лет за предоставлением жилого помещения в администрацию Ашинского муниципального района. На момент разрушения дома и фактического нарушения её прав последней не было 23 лет, и она имела право быть поставленной на учет в порядке, установленном законом. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, на которые возложена функция по защите прав данной категории лиц.
Судом учитывается, что Поскрякова С.В. в силу возраста – достигла 27 лет, не является субъектом правоотношений регулируемых ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако с учетом обстоятельств установленных в судебном заседании считает возможным применить аналогию закона и возложить обязанность по предоставлению жилого помещения на ответчика за счет средств бюджета Челябинской области.
В силу ст. 333- 36 НК РФ ответчик от оплаты госпошлины освобожден.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ответчик 1 предоставить вне очереди Поскрякова С.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 квадратных метров, за счет средств бюджета Челябинской области.
Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд, в течение 10 дней, с подачей жалобы через Ашинский горсуд.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья: Л.А. Чистякова
Справка: решение вступило в законную силу 11 февраля 2011г.
Судья: Л.А. Чистякова