Обязать ответчика предоставить внеочередное жилье



Дело № 2-40/2011г. копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2011г.

Ашинский городской суд г. Аша Челябинской области, в составе

председательствующего судьи Л.А. Чистяковой

при секретаре И.Я. Черновой

с участием прокурора Р.М. Московой

рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда, гражданское дело по иску Прокурор в интересах Поскрякова С.В. к ответчик 1, о предоставлении вне очереди жилого помещения.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор в интересах Поскрякова С.В. (<данные изъяты> до замужества) Поскрякова С.В., <дата> рождения, обратился в суд с иском к ответчик 1 о постановке на учет на внеочередное получение жилья, предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

В ходе судебного разбирательства уточнил требования, просит обязать ответчик 1 предоставить Поскрякова С.В. вне очереди жилое благоустроенное помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м. за счет средств областного бюджета.

В обоснование требований ссылаются на то, что в Прокурор с заявлением о защите жилищных прав обратилась Поскрякова С.В. (Куклов В.П. до замужества л.д.40/ <данные изъяты>, <дата> года рождения. Проведенной проверки установлено, что Поскрякова С.В. относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, поскольку мать Поскрякова С.В. - Облап Л.И. умерла (актовая запись о смерти <номер> от <дата> ЗАГС <адрес>), отец - Куклов В.П. лишен родительских прав решением <данные изъяты> от <дата> Постановлением главы администрации <адрес> <номер> от <дата> Поскрякова С.В. была определена в государственное интернатное учреждение на полное государственное обеспечение. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей «<данные изъяты> <адрес> находилась с <дата> по <дата> Согласно справки <данные изъяты>» Поскрякова С.В. проходила обучение в Профессиональном училище <номер> <адрес> с <дата> по <дата> и находилась на полном государственном обеспечении. Во время нахождения Поскрякова С.В. в государственном учреждении орга­ны опеки и попечительства, обязанные принять меры по сохранности жилого поме­щения, закрепленного за несовершеннолетней, указанные меры не приняли. Наймодатель (орган местного самоуправления) не исполнял надлежащим образом обязанно­сти по своевременному капитальному ремонту указанного жилого помещения, из-за чего оно пришло в негодность и проживание в нем стало невозможным. Кроме того, указанное жилое помещение Постановлением главы администра­ции <адрес> <номер> от <дата> было предоставлено ф.и.о.1, о чем свидетельствует ордер <номер> от <дата> Постановлением главы <адрес> и <адрес> <номер> от <дата> Поскрякова С.В. на время проведения капитального ремонта закрепленного жилого помещения была предоставлена комната, расположенная по адресу: <адрес>, в которой проживет по настоящее время. Между Учреждением Муниципальная служба «Заказчика» по жилищно-коммунальным услугам и Поскрякова С.В. <дата> заключен договор о переселении жильцов на время проведения капитального ремонта. Впоследствии договоры на указанное жилое по­мещение неоднократно перезаключались. Решением межведомственной комиссии от <дата> жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для прожи­вания. Между тем, вопрос о постановке Поскрякова С.В. на регистрационный учет на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения решен не был. Согласно сведениям Ашинского филиала ОГУП «Областной ЦТИ» по Челя­бинской области многоквартирный жилой дом, ранее расположенный по адресу: <адрес>, снят с технического учета на основании обследования <дата> Согласно сведениям Отделения УФМС РФ по <адрес> Поскрякова С.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> с <дата> по <дата> Учитывая, что Поскрякова С.В. относилась к лицам из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, права и законные интересы которых находятся под особой защитой государства и гарантированны законодательством Российской Федерации с заявлением в защиту его прав, свобод и законных интересов обращается Прокурор

В судебном заседании прокурор настаивал на уточненных требованиях по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Истец Поскрякова С.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Пояснила, что в доме по адресу: <адрес> они проживали до смерти матери Оплап Л.В. Детский дом <адрес> она была определена в1994г. и в 2000г. вернулась в <адрес>. В 2003г. жилой дом уже находился в полуразвалившемся состоянии, жильцов в нем не было, расселение жильцов началось с 1999 по 2000г.г. О том, что ей полагаются льготы на получения жилья она не знала, ей нигде это не разъясняли. Договор на проживание в комнате по <адрес>, с ней заключили на время проведения капитального ремонта, но дома на <адрес> нет- снесён, то есть фактически она осталась без жилья.

Ответчик в лице представителя ответчик 1 Миндели А.А. по доверенности /л.д.140/ в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что ответчик 1 не имеет на праве собственности жилых помещений и денежных средств для приобретения жилья. На учете в порядке ст. 57 ЖК РФ Поскрякова С.В. не состояла и не может быть поставлена на учет, поскольку на день рассмотрения спора достигла возраста 27 лет, в связи, с чем ей не может быть предоставлено жильё во внеочередном порядке. Поскольку жилой фонд передан третье лицо 1 обязанность по предоставлению жилья возложена на горпоселение / протокол судебного заседания от <дата> /.

Третье лицо третье лицо 1, в лице представителя Крамар А.К., по доверенности /л.д.136/, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в соответствии с требованиями законодательства на Ашинское горпоселение не может быть возложена обязанность по предоставлению жилья Поскрякова С.В. Из переданных Ашинским муниципальным районом документов следует, что жилое помещение было последними выделено ф.и.о.1, а затем предоставлено другое жилое помещение на время проведения капитального ремонта. Просит учесть, что Поскрякова С.В. в очереди на улучшение жилья в порядке установлено ЖК РФ не состоит. Обязанность по постановке на учет была возложена на органы опеки и попечительства, то есть на Ашинский муниципальный район. Последние по закону обязаны были оформлять документы для указанной категории лиц / протокол судебного заседания от <дата>/.

Представитель третьего лица третье лицо 2 в судебное заседание не явился, о дне слушании дела извещен надлежащим образом, в деле имеются почтовые извещения. Представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, представлен отзыв / л.д. 161-168/.Ссылаются на ежегодное выделение денежных средств ответчик 1 для приобретения жилых помещений для детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей.

третье лицо 3, участвующие в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в деле имеются почтовые извещения. Просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, имеется отзыв. Указали, что жильё Поскрякова С.В. не может быть предоставлено, поскольку она обратилась с иском по достижении 25 лет и требования Федерального закона № 159- ФЗ от 21.12.1996г. на неё не распространяются.

Третье лицо <адрес>, представитель, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в деле имеются почтовые уведомления. Сведений об уважительности причин неявки, возражений, отзыва суду не представили, в связи, с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - ч.4 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.

В судебном заседании установлено, что Постановлением ответчик 1 <номер> от <дата> Поскрякова С.В., <дата> рождения, была определена на полное государственное обеспечение /л.д.23/, ввиду того, что её мать - Облап Л.И. умерла (копия свидетельства о рождении л.д.34), отец – Куклов В.П. лишен родительских прав на основании решения <данные изъяты> от <дата> /л.д.35/. Пунктом 2 указанного постановления за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

В Муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей «Школа-интернат для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей «<данные изъяты> <адрес> Поскрякова С.В. находилась с <дата> по <дата> /л.д.76/.

Согласно справки <данные изъяты>» Поскрякова С.В. проходила обучение в Профессиональном училище <номер> <адрес> с <дата> по <дата> и находилась на полном государственном обеспечении /л.д.74/.

Во время нахождения Поскрякова С.В. в государственном учреждении, органы опе­ки и попечительства, согласно постановления главы <адрес> и <адрес> <номер> обязаны были принять меры по сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним /л.д.24/, однако указанные меры не приняли. Наймодатель (орган местного самоуправления до 2006г. третье лицо 1 и третье лицо 1 в ведении, которого находился жилой фонд) не исполнял надлежащим образом обязанности по своевременному капитальному ремонту указанного жилого помещения, из-за чего оно пришло в негодность и проживание в нем стало невозможным. Данное подтверждается заключением о признании жилого помещения непригодным для проживания от <дата> и Постановлением ответчик 1 от <дата> <номер> о сносе и расселении многоквартирных жилых домов /л.д.11, 20-21/.

Согласно сведениям Ашинского филиала ОГУП «Областной ЦТИ» по Челя­бинской области многоквартирный жилой дом, ранее расположенный по адресу: <адрес>, снят с технического учета на основании обследования /л.д.62/.

Кроме того, указанное жилое помещение Постановлением главы администра­ции <адрес> <номер> от <дата> было предоставлено ф.и.о.1, о чем свидетельствует ордер <номер> от <дата>/л.д.51-52, 55/.

Постановлением главы Ашинского муниципального района <адрес> и <адрес> <номер> от <дата> Поскрякова С.В. для временного проживания было предоставлено жилое помещение - комната из маневренного фонда по адресу: <адрес>, площадью 15,4 кв.м. /л.д.12, 29/, в которой она проживает по настоящее время, что подтверждается адресной справкой /л.д. 68/.

Кроме того с ней заключен договор <номер> социального найма от <дата> на <адрес> в <адрес> /л.д. 18/. Данный договор недействителен, поскольку не соответствует требованиям закона, поскольку не существует предмета договорных отношений, соответственно по данному договору не возникли права и обязанности- ст. 49, 60, 62 ЖК РФ. В связи с указанным документ не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего обеспечение Поскрякова С.В. жилым помещением на условиях социального найма.

Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма представляются детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях….. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства /в черте соответствующего населенного пункта/ общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся ставшимся без попечения родителей к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке…».

Согласно п.1 ст.8 ФЗ №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончании службы в рядах Вооружен­ных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняю­щих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные нормы закреплены и в законе Челябинской области №212-30 от 25.10.2007 г. «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье».

Исходя из требований ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся ставшимся без попечения родителей» /ред. от 22.07.2004г./ предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии для детей сирот/, за исключением обучающихся в федеральных образовательных учреждениях/, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законом Челябинской области №442-30 от 22.12.2005 г. осу­ществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилой площадью лиц указанной категории обеспечива­ется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.

В соответствии с законом Челябинской области № 510-30 от 26.11.2009 г. «Об областном бюджете на 2010 год» предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 150545,52 тысячи рублей, в том числе Ашинскому муниципаль­ному району - 5023,9 тысяч рублей.

В соответствии с п.6 Постановления Губернатора Челябинской области №273 от 21.08.2008 г. «Об утверждении порядка обеспечения детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещения по до­говору социального найма» приобретение жилых помещений для детей-сирот осуще­ствляется в соответствии с действующим законодательством в собственность муни­ципального образования. Приобретенные жилые помещения включаются в муници­пальный жилищный фонд.

В соответствии с п.1, п.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гра­жданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в поряд­ке очередности. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма пре­доставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Согласно п.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на од­ного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается ор­ганом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предос­тавляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Поскрякова С.В. проживает в <адрес>, в связи, с чем норма предоставления площади должна определяться по утвержденной в <адрес>.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления /ч.2 ст. 50 ЖК РФ/. Решением Собрания депутатов ответчик 1 <номер> от <дата> «Об утверждении нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма в Ашинском муниципальном районе в рамках предоставления дополнительных мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека /л.д.58/.

В материалах дела имеется акт обследования жилищных условий несовершеннолетнего Облап В./ л.д. 32/, который находился в учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из указанного документа следует, что по состоянию на 2003г. жилое помещение в которое было закреплено, в том числе, и за Поскрякова С.В. /Кукловой/ С. уже было разрушено, не являлось жилым, то есть договор социального найма был прекращен не по вине Поскрякова С.В. Ранее в 2002г. в защиту её прав в администрацию <адрес> обращалось Управление образования <адрес> и <адрес>, исполнявшее функции опеки. Последние указывали на нарушение права Кукловой/ Поскряковой/ С., сообщали, что закрепленное за ней жильё оформлено на иное лицо/ л.д. 44/, то есть фактически наймодателем был заключен договор с иным нанимателем, что прямо противоречило действовавшему ЖК РСФСР 1984г. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что орган, отвечающий за постановку на регистрационный учет Поскрякова С.В. в лице администрации Ашинского муниципального района/ ранее <адрес> и <адрес>/ грубо нарушил её права и охраняемые законом интересы, поскольку достоверно был поставлен в известность об отсутствии у Поскрякова С.В. жилого помещения / л.д. 45/ и обязан был принять в силу закона меры по защите интересов лица, на которое распространяются требования, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из представленных документов четко следует, что жилое помещение было закреплено за Поскрякова С.В. формально, её жилищные права были нарушены, и она должна была поставлена на учет в порядке п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ ещё в 2002г. либо при обращении с заявлением о предоставлении жилья. Обязанность по соблюдению требований указанного закона и предоставления доказательств возлагается в порядке ст. 56 ГПК РФ на ответчика. Последним никаких доказательств опровергающих доводы истца не представлено.

Таким образом, Поскрякова С.В. должно быть предоставлено вне очереди благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение с учетом нормы предоставления площади. Доводы ответчиков и третьих лиц судом во внимание не принимаются, поскольку согласно имеющихся в деле документов Поскрякова С.В. своевременно обращалась в возрасте до 23 лет за предоставлением жилого помещения в администрацию Ашинского муниципального района. На момент разрушения дома и фактического нарушения её прав последней не было 23 лет, и она имела право быть поставленной на учет в порядке, установленном законом. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, на которые возложена функция по защите прав данной категории лиц.

Судом учитывается, что Поскрякова С.В. в силу возраста – достигла 27 лет, не является субъектом правоотношений регулируемых ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако с учетом обстоятельств установленных в судебном заседании считает возможным применить аналогию закона и возложить обязанность по предоставлению жилого помещения на ответчика за счет средств бюджета Челябинской области.

В силу ст. 333- 36 НК РФ ответчик от оплаты госпошлины освобожден.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать ответчик 1 предоставить вне очереди Поскрякова С.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 квадратных метров, за счет средств бюджета Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Челябинский облсуд, в течение 10 дней, с подачей жалобы через Ашинский горсуд.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья: Л.А. Чистякова

Справка: решение вступило в законную силу 11 февраля 2011г.

Судья: Л.А. Чистякова