жалоба на действия органа местного самоуправления



Дело №2-720/2011

                    Р Е Ш Е Н И Е

                          Именем Российской Федерации

07 ноября 2011 года г. Аша

            Ашинский городской судЧелябинской области в составе

председательствующего судьи С.М. Хайрутдиновой

при секретаре Н.Н. Романенковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Старковой Гульнары Валерьевны на действия органа местного самоуправления,

                         У С Т А Н О В И Л:

Старкова Г.В. обратилась в суд с жалобой на действия Юрлицо1, в котором просит признать действия Юрлицо1 незаконными, обязать Юрлицо1 признать её семью нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», обязать администрацию Ашинского муниципального района включить её молодую семью в список очередников, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», с даты подачи заявления.

В обоснование требований ссылается на то, что письмом от <дата> <номер> она уведомлена о том, что жилищной комиссией Юрлицо1 было принято решение об отказе в признании её семьи участником подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в соответствии с областной целевой Программой реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области, по предоставлению безвозмездной субсидии на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального и областного бюджетов. Основанием отказа в постановке на учет, ответчик, указывает причину того, что якобы её семья обеспечена жильем, так как члены семьи в составе четырех человек имеют регистрацию в двухкомнатной квартире площадью 49,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. С данным отказом она не согласна, считает его незаконным. Ответчик не принял во внимание, что квартира по <адрес> принадлежит на праве собственности трем лицам, в том числе 1/3 доля её мужу Старкову Константину Сергеевичу, другие доли принадлежат его матери и брату. Фактически же его мама и брат проживают в их квартире, несмотря на её формальное снятие с регистрации. Фактически в квартире проживают пять человек, при этом их ребенок – <ФИО>2, <дата> года рождения, является инвалидом с детства в связи с заболеванием - церебральный паралич (синдром Веста). Ребенок в связи с заболеванием не ходит и нуждается в отдельном помещении. Фактически их семья уже несколько лет состоит на учете, с 2008 года, но вышеуказанное обстоятельство не указывается в письменном отказе ответчика. То есть они с семьей в составе пяти человек фактически проживают в указанной квартире, являются членами одной семьи, ведут общий бюджет. Таким образом, их право пользования в указанном жилом помещении, то есть обеспеченность, на каждого члена семьи исходя из площади квартиры 49,5 кв.м.: 5 – составляет 9, 9 кв.м., что составляет менее 12 кв.м. и не превышает учетную норму установленную Решением Совета депутатов Юрлицо2 от <дата> №33 «Об утверждении нормы предоставления и учетной норм площади жилых помещений в Ашинском городском поселении».. Кроме того, письмо, направленное в её адрес от <дата> за <номер>, из которого ей стало известно об отказе, не может и не является ненормативным правовым актом, отказ не оформлен должным образом в правовой акт, кроме как письмом. Считает отказ принятым с нарушением порядка и полномочий на принятие решения, установленного нормативным правовым актом данного муниципального образования, в связи с чем, это решение не может быть признано законным. Просила жалобу удовлетворить.

В судебном заседании заявитель Старкова Г.В.на заявленных требованиях настаивала, по основаниям, изложенным в жалобе.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <ФИО>2,2008 года рождения, Старков К.С. в судебном заседании с доводами жалобы согласился.

Представитель Юрлицо1 Боброва В.Х., действующая по доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что заявление Старковой Г.В. было рассмотрено на заседании жилищной комиссии. Было выявлено, что семья зарегистрирована по месту жительства совместно в 2-х комнатной квартире по адресу: <адрес>, собственником 1/3 доли указанной квартиры общей площадью 49,5 кв.м является муж Старковой Г.В. - Старков К.С. На данной жилплощади, согласно выписке из лицевого счета <номер> от <дата>, зарегистрировано и проживает 4 человека. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена молодой семьи составляет 12,37 кв.м., что превышает учетную норму (12 кв.м.) на одного человека, установленную Решением Совета депутатов Ашинского городского поселения от <дата> <номер> «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений в Ашинском городском поселении». Кроме того, согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от <дата> <номер>, молодая семья для участия в подпрограмме должна представить в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы, подтверждающие наличие собственных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, либо дохода, достаточного для получения ипотечного жилого кредита (займа) на рыночных условиях, что Старковой Г.В. не было сделано, поскольку совокупный доход семьи Старковой Г.В. за последние полгода составляет 165332, 49 рублей. Этих денежных средств не достаточно для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, поскольку суммарный минимум для семьи, рассчитанный за последние полгода, позволяющий получение ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях составляет 168867, 69 рублей. Просила в удовлетворении жалобы отказать.

Привлеченное к участию в деле Юрлицо3 просили дело рассмотреть в их отсутствие. В отзыве указало, что признание граждан нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно условиям подпрограммы «Оказание молодым семьях государственной поддержки для улучшения жилищных условий» областной целевой программы « Доступное и комфортное жилье- гражданам России» в Челябинской области на период с 2011 по 1015 годы вопросы признания молодых семей нуждающимися в предоставлении социальной выплаты для участия в подпрограмме, признание участниками подпрограммы, а также ведение их учета относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, являясь государственным заказчиком как подпрограммы на 2002-2010г., так и подпрограммы на 2011-2015г., осуществляет текущее управление реализацией подпрограммы и несет ответственность за своевременную и качественную подготовку подпрограммы, обеспечивает эффективное использование средств бюджетов всех уровней, выделяемых на ее реализацию.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено, что в рамках реализации подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» постановлением главы Ашинского муниципального района № 2183 от 30 декабря 2010 года утверждена Программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Ашинском муниципальном районе Челябинской области на 2011-2015г (л.д.40).

Согласно п. 27 участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: 1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия государственным заказчиком подпрограммы решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список молодых семей, претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, 2)признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме в соответствии с пунктом 19,20 настоящей подпрограммы; 3) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты ( л.д.58).

        

           Аналогичная норма содержится и в п. 2 приложения к подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» по Ашинскому муниципальному району

Участником подпрограммы может быть молодая семья:

1)возраст супругов который не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и ( или) более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий,

2) имеющая доходы, достаточные для получения жилищного кредита или займа, в том числе ипотечного жилищного кредита, на рыночных условиях, либо собственные средства достаточные для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья, превышающие размер предоставляемой социальной выплаты,

3)поставленная на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодая семья, признанная Жилищной комиссией администрации АМР по месту их постоянного жительства нуждающейся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.66).

Таким образом, для участия в указанной подпрограмме, необходима совокупность перечисленных условий.

Согласно ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой предоставления площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).

Как установлено в суде, <дата> Старкова Г.В. и её супруг Старков К.С. обратились в Юрлицо1 с заявлением о включении их молодой семьи в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» федеральной целевой программы « Жилище» на 2011-2011годы (л.д. 26).

Письмом от <дата> <номер> им было отказано в участие их семьи на участие в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» муниципальной целевой программы « Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в Ашинском муниципальном районе на 2011-2015 годы по мотиву обеспеченности жилой площадью в размере, превышающем учетную норму (12 кв.м) для постановки на учёт на одного человека, установленную решением Совета депутатов Юрлицо2, и не подтверждено наличие собственных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости приобретаемого жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (л.д.7-8).

Согласно ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника и обеспеченные общей жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания и не имеющими иного жилого помещения.

Согласно п.21 подпрограммы отказ в признании молодой семьи нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, согласно ст. подпрограммы допускается в случае, если:

1)не представлены в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 20 настоящей подпрограммы,

2) представлены документы, не подтверждающие право молодой семьи состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме,

3)молодая семья в течение последних пяти лет совершила действия по ухудшению жилищных условий, в результате чего не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме (кроме случаев переезда на постоянное место жительства в связи с изменением семейного положения).

В судебном заседании установлено, что Старковы состоят в браке с <дата>, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 9), имеют одного несовершеннолетнего ребенка – <ФИО>2, <дата> года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.10).

Согласно лицевого счета <номер> семья заявительницы зарегистрирована в <адрес>, в <адрес>, количество зарегистрированных - четыре человека (л.д.18). Согласно данного лицевого счета вышеуказанная квартира имеет общую площадь 49,5 кв.м.. 49,5 кв.м : 4= 12,37кв.м Обеспеченность общей площадью на человека составляет 12,37 кв.м., что превышает норму постановки на учет (12 кв.м.) на одного человека.

Согласно решения Совета депутатов Юрлицо2 от <дата> <номер> «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений в Ашинском городском поселении» утверждена учетная норма площади жилых помещений, в пределах которой жители <адрес> и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет, в размере-12 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (л.д.49).

Пленум Верховного суда РФ в постановлении №14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ» в пункте 11 разъяснил, что с учетом положений части 1 ст.31 ЖК РФ членами семьи собственника являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания данных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Собственником 1/3 доли вышеуказанной квартиры является супруг заявительницы Старков К.С., 1/3 доли - <ФИО>3 – брат Старкова К.С., 1\3 доли – <ФИО>4 – мать Старкова К.С., которая в данной квартире не зарегистрирована, что подтверждается лицевым счетом (л.д. 12), а зарегистрирована у сожителя <ФИО>7 по адресу: <адрес>.

В связи с указанным обоснованно при подсчете обеспечения жилой площадью заинтересованное лицо исходило из общей площади, приходящейся на заявителя и членов семьи: мужа, сына и брата мужа.

Кроме того, согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050, молодая семья для участия в подпрограмме должна представить в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства документы, подтверждающие наличие собственных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, либо дохода, достаточного для получения ипотечного жилого кредита (займа) на рыночных условиях, что Старковой Г.В. не было сделано, поскольку совокупный доход семьи Старковой Г.В. за последние полгода составляет 165332, 49 рублей. Этих денежных средств не достаточно для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, поскольку суммарный минимум для семьи, рассчитанный за последние полгода, позволяющий получение ипотечного жилищного кредита (займа) на рыночных условиях составляет 168 867, 69 рублей (л.д.47-49).

В связи с чем, суд считает, что на основании п.п. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ жилищной комиссией Ашинского муниципального района обосновано было принято решение об отказе в признании семьи Старковой Г.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязанность доказать и обосновать нуждаемость в улучшении жилищных условий, представить соответствующие документы возложена на заявителя в силу установленных указанными выше Правил. В связи с указанным, отказ администрации Ашинского муниципального района на участие в подпрограмме является обоснованным.

Требования заявителя о признании её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании участниками подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы Старковой Гульнары Валерьевны о признании действий Администрации Ашинского муниципального района незаконными, возложении на Администрацию Ашинского муниципального района обязанности признать её семью нуждающейся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», возложении обязанности на администрацию Ашинского муниципального района включить её молодую семью в список очередников, нуждающихся в предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд.

Председательствующий: п/п С.М. Хайрутдинова

Справка: Решение вступило в законную силу 22.11.2011г.