Решение составлено: 21.10.2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации14 октября 2010 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Акимовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1098/2010 по исковому заявлению Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах Кирпищикова Алексея Михайловича, Кирпищиковой Ольги Дмитриевны к Территориальному отраслевому исполнительному Органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Асбесту «О признании отказа в получение жилищных субсидий незаконным, признании права на получение жилищных субсидий».
УСТАНОВИЛ:
Истец Прокурор г. Асбеста, действующий в интересах Кирпищикова Алексея Михайловича, Кирпищиковой Ольги Дмитриевны обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному Органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Асбесту «О признании отказа в получение жилищных субсидий незаконным, признании права на получение жилищных субсидий», указав, что в прокуратуру г. Асбеста обратился Кирпищиков А.М. с заявлением о незаконном отказе УСЗН г. Асбеста ему и его супруге Кирпищиковой О.Д. в постановке на учет для получения социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В ходе проведенной проверки было установлено следующее.
Кирпищиков А.М., *Дата* года рождения, и его супруга Кирпищикова О.Д., *Дата* года рождения, в период с *Дата* по *Дата* проживали в *Адрес*.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяются действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, *Адрес* отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, Кирпищиков А.М. проживал в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера более 24 лет, прибыл в данную местность ранее *Дата*, имеет трудовой стаж в данной местности более 15 календарных лет, нуждается в приобретении жилого помещения, так как на данный момент жилого помещения не имеет и субсидии на его приобретение не получал.
В соответствии с имеющимся у него правом, Кирпищиков А.М. *Дата* обратился в УСЗН г. Асбеста с заявлением о постановке его на учет лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. К заявлению Кирпищиков А.М. приложил необходимые документы согласно перечням, предусмотренным п. 9. Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, п. 4 Порядка регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, постоянно проживающих в *Адрес* и имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета социальных выплаты для приобретения жилья, утвержденного Постановлением Правительства свердловской области от 02 октября 2007 года № 986-ПП, соответственно. Однако, *Дата* начальником УСЗН г. Асбеста Кирпищикову А.М. отказано в постановке на учет для получения социальных выплат для приобретения жилья по причине наличия у члена его семьи Кирпищикова А.А. жилого помещения площадью <данные изъяты> квадратных метров, то есть достаточной, по мнению УСЗН г. Асбеста, площадью. Свой отказ УСЗН г. Асбеста обосновывает положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
По мнению истца, отказ УСЗН г. Асбеста является необоснованным, противоречит действующему законодательству, носит коррупционный характер. Принимая во внимание, что учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» является обязательным условием предоставления гражданам жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, отказ УСЗН в постановке Кирпищикова А.М. на учет для предоставления жилищной субсидии является непреодолимым препятствием реализацией Кирпищиковым А.М. своего законного права.
На основании изложенного, истец просит суд:
1.Признать право за Кирпищиковым Алексеем Михайловичем на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
2.Признать отказ УСЗН г. Асбеста по постановке Кирпищикова Алексея Михайловича на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий
в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», незаконным.
3.Обязать УСЗН г. Асбеста в течении 15 дней после вступления решения суда в законную силу поставить Кирпищикова А.М. на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и определить размер жилищной субсидии.
Истец Кирпищиков Алексей Михайлович в судебном заседании отказался от исковых требований в части вынесения решения обязать ответчика определить размер жилищной субсидии (л.д.104), на удовлетворении заявленных в его интересах исковых требований в оставшейся части настаивал, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что действительно, в него так же отсутствуют какие-либо жилые помещения на праве социального найма либо собственности, где он мог бы проживать.
Истец Кирпищикова Ольга Дмитриевна в судебном заседании отказалась от исковых требований в части вынесения решения обязать ответчика определить размер жилищной субсидии (л.д.104), на удовлетворении заявленных в ее интересах исковых требований в оставшейся части настаивала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что действительно, в нее отсутствуют какие-либо жилые помещения на праве социального найма либо собственности, где она могла бы проживать.
Заместитель Прокурора г. Асбеста Пугачев А.В.в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно просил указать в решении суда при признании за Кирпищиковым Алексеем Михайловичем, право на получение жилищной субсидии, что она должна быть предоставлена ему с учетом члена его семьи - Кирпищиковой Ольги Дмитриевны.
Представитель Ответчика- ТОИОГВ СО-УСЗН МСЗН СО по г. Асбесту Стенина И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что по их мнению, Кирпищиков Алексей Михайлович и Кирпищикова Ольга Дмитриевна обеспечены жилыми помещениями на территории г. Асбеста, они вселены и проживают в жилых помещениях по адресу: *Адрес*, как члены семьи собственников жилых помещений, в связи с чем, в соответствии со ст. 51 Жилищного Кодекса РФ не могут считаться нуждающимися в предоставлении жилья. Так же предоставили письменное мнение по иску (л.д. 39-40).
Третье лицо - Кирпищиков Алексей Алексеевич в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил письменное мнение по иску, исковые требования прокурора *Адрес* поддерживает, указывая, что он вселил своих родителей -Кирпищикова Алексея Михайловича и Кирпищикову Ольгу Дмитриевну в принадлежащее ему жилое помещение- квартиру по адресу: *Адрес* временно, пока они не приобретут свое жилье, совместно с ними не проживает (л.д. 102).
Третье лицо - Брусницын Андрей Владимирович в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил защищать свои интересы представителю так же предоставил письменное мнение по иску, исковые требования прокурора г. Асбеста поддерживает, указывая, что он предоставил возможность Кирпищикову Алексею Михайловичу лишь зарегистрироваться в принадлежащем ему жилом помещение- квартире по адресу: *Адрес* временно, однако, фактически он совместно с ним не проживает, совместного хозяйства не ведет, членом семьи Брусницына А.В. не является (л.д.99).
Представитель Брусницына Андрея Владимировича -Брусницына Валентина Михайловна в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, пояснив, что Брусницын А.В. предоставил возможность Кирпищикову Алексею Михайловичу лишь зарегистрироваться в принадлежащем ему жилом помещение- квартире по адресу: *Адрес* временно, однако, фактически он совместно с ним не проживает, совместного хозяйства не ведет, членом семьи Брусницына А.В. не является.
Представители третьего лица- Администрации Асбестовского городского округа - в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, предоставили письменное мнение по иску (л.д. 84)
Представители третьего лица- Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, предоставили письменное мнение по иску (л.д.97).
Заслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела суд приходит к следующему :
Как следует из ст. 40 Конституции РФ «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Как установлено в судебном заседании, согласно справке <данные изъяты> *Адрес* от *Дата*, трудовых книжек (л.д.12, 23-35), Кирпищиков А.М., *Дата* года рождения, и его супруга Кирпищикова О.Д., *Дата* года рождения, в период с *Дата* по *Дата* проживали и работали в *Адрес*.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяются действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, *Адрес* отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. (л.д.21).
Таким образом, Кирпищиков А.М., Кирпищикова О.Д проживали в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера более 24 лет, прибыли в данную местность ранее *Дата*, имеет трудовой стаж в данной местности более 15 календарных лет, субсидии на строительство и приобретение жилья не получал не получали, что следует из справки <данные изъяты> от *Дата* (л.д. 12 оборот).
Как следует из договора передачи и продажи квартиры в собственность граждан, *Дата* Кирпищикову А.М., его сыну Кирпищикову А.А. и его жене Кирпищиковой О. Д. передана в совместную собственность безвозмездно (приватизирована) занимаемая ими по основаниям, предусмотренным действовавшим в момент получения квартиры законодательством, квартира под номером *Номер* в *Адрес* (л.д.20).
Как установлено в судебном заседании, в дальнейшем Кирпищиков А.А., *Дата* года рождения, начал жить отдельно, то есть вышел из состава семьи Кирпищикова А.М., *Дата* приобрел по договору дарения в единоличную собственность квартиру под номером *Номер* в *Адрес*. Из *Адрес* Кирпищиков А.А. выехал для проживания в *Адрес*, где учится по очной форме обучения в <данные изъяты> с *Дата*, и зарегистрирован по месту пребывания по адресу: *Адрес*. (л.д. 71-72,100-102).
Согласно договора купли-продажи *Дата*, Кирпищиков А.М., Кирпищиков А.А., Кирпищикова О.Д. продали находившуюся в их совместной собственности *Адрес* за <данные изъяты> рублей. После продажи квартиры Кирпищиков А.А. являлся обеспеченным жилым помещением человеком (л.д.18).
После продажи жилого помещения в *Адрес*, Кирпищиков А.М., Кирпищикова О.Д. переехали на постоянное проживание в *Адрес*. Как следует из справок управляющих компаний, актов о фактическом проживании: Кирпищиков А.М., зарегистрирован в жилом помещении - квартире по адресу: *Адрес*, принадлежащей на праве единоличной собственности Брусницыну А.В., однако, как установлено в судебном заседании на основании пояснений сторон, третьих лиц, актов о фактическом проживании фактически он совместно с ним не проживает, совместного хозяйства не ведет, членом семьи Брусницына А.В. не является, регистрация Кирпищикова А.М. в данном жилом помещении носит формальный характер, фактически проживает в жилом помещении -квартире по адресу: *Адрес*. Кирпищикова О.Д. зарегистрирована и фактически проживает в жилом помещении - квартире по адресу: *Адрес*, единоличным собственником которой является Кирпищиков А.А. (л.д. 15, 65-66, 85-96, 103).
Согласно ч. ст. 31 Жилищного Кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Между тем, исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, следует, что Кирпищиков А.М. и Кирпищикова О.Д. не являются членами семьи собственников жилых помещений: квартиры по адресу: *Адрес* -Брусницына А.В. и квартиры по адресу: *Адрес* Кирпищикова А.А., так как по договоренности с собственниками данных жилых помещений вселялись в них временно, совместно с собственниками не проживают, общего хозяйства не ведут.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Продажа жилого помещения, находившегося в собственности гражданина, проживавшего в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не препятствует получению субсидии на приобретение жилого помещения в районе, не отнесенном к районам Крайнего Севера или приравненным к нему местностям. Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.
Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РФ, «1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений». Между тем, как было установлено в судебном заседании, Кирпищиков А.М. и Кирпищикова О.Д. жилыми помещениями на правах социального найма, собственности, либо в качестве членов семьи собственников жилого помещения, не обеспечены, в других регионах РФ их не имеют, нуждаются в приобретении жилого помещения. Субсидии на приобретение жилого помещения Кирпищиков А.М. и Кирпищикова О.Д. не получали.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, регистрация и учет граждан, имеющих право ни получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Пунктом 2 Постановления Правительства Свердловской области от 02.10.2007 № 989-ПП «Об утверждении порядка регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, постоянно проживающих в Свердловской области и имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья» установлено, что органом, уполномоченным осуществлять регистрацию и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья, обратившихся с заявлением о принятии на учет после *Дата*, является территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения, в г. Асбесте- это территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области- Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Асбесту (далее- УСЗН г. Асбеста).
В соответствии с имеющимся у него правом, Кирпищиков А.М. *Дата* обратился в УСЗН г. Асбеста с заявлением о постановке его на учет лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. К заявлению Кирпищиков А.М. приложил необходимые документы согласно перечням, предусмотренного п. 9. Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, п. 4 Порядка регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, постоянно проживающих в Свердловской области и имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета социальных выплаты для приобретения жилья,
утвержденного Постановлением Правительства свердловской области от 02 октября 2007 года № 986-ПП, (л.д.11).
*Дата* начальником УСЗН г. Асбеста Кирпищикову А.М. отказано в постановке на учет для получения социальных выплат для приобретения жилья по причине наличия у члена его семьи Кирпищикова А.А. жилого помещения площадью <данные изъяты> квадратных метров, то есть достаточной, по мнению УСЗН г. Асбеста, площадью. Свой отказ УСЗН г. Асбеста обосновывает положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Однако, как было установлено судом, Кирпищиков А.М. и Кирпищикова О.Д. жилыми помещениями на правах социального найма, собственности, либо в качестве членов семьи собственников жилого помещения, не обеспечены, в других регионах РФ его не имеют, нуждаются в его приобретении. Субсидии на приобретение жилого помещения Кирпищиков А.М. и Кирпищикова О.Д. не получали, в связи с чем, вышеуказанный отказ в постановке на учет для получения социальных выплат для приобретения жилья является незаконным.
На основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах Кирпищикова Алексея Михайловича, Кирпищиковой Ольги Дмитриевны о вынесении решения:признать отказ Территориального отраслевого исполнительного Органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Асбесту по постановке Кирпищикова Алексея Михайловича на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», незаконным, признать за Кирпищиковым Алексеем Михайловичем, право на получение жилищной субсидии, с учетом члена его семьи - Кирпищиковой Ольги Дмитриевны, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обязать УСЗН г. Асбеста поставить Кирпищикова А.М. на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах Кирпищикова Алексея Михайловича, Кирпищиковой Ольги Дмитриевны удовлетворить.
Признать отказ Территориального отраслевого исполнительного Органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Асбесту по постановке Кирпищикова Алексея Михайловича на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», незаконным.
Признать за Кирпищиковым Алексеем Михайловичем, право на получение жилищной субсидии, с учетом члена его семьи - Кирпищиковой Ольги Дмитриевны, в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Обязать УСЗН г. Асбеста поставить Кирпищикова А.М. на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней.
Судья ___________________________ И.В. Архипов