Решение от 01.12.2010



Дело № 2- 1447/2010г. Мотивированное решение составлено 05.12.2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2010года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Чечулиной Л.В.,

при секретаре Крупиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якимовой Татьяны Александровны к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях,

У с т а н о в и л :

Истец Якимова Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, указав, что отработала с *Дата* по *Дата* мастером участка по переработке кварцевой крошки в Малышевском ГРП, поэтому имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста, но ответчик отказался назначать ей такую пенсию, с чем истец не согласна, просит назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с *Дата*

В судебном заседании истец уточнила исковые требования, указав, что не настаивает на включении в специальный стаж периода работы с *Дата* по *Дата* мастером участка по переработке кварцевой крошки в Малышевском ГРП, просит включить в специальный стаж период с *Дата* по *Дата* -отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет, так как этот период ответчик тоже исключил из специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

Представитель УПФ РФ в г. Асбесте иск не признает

Выслушав объяснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

*Дата* Якимова Т.А. обратилась в отдел назначения и выплаты пенсий Управления пенсионного фонда в г. Асбесте для назначения ей пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1.2 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. по списку № 2.

Решением комиссии от *Дата* за *Номер* истцу было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого льготного стажа.

Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные трудовые пенсии, за назначением которой и обратилась истица, закреплены в ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее -Закон).

В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Закона досрочная трудовая пенсия назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с п.З ст.1, п.2 ст.27 Закона, п.1 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. № 517 и п. 1 Перечня списков производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537, при назначении данного вида пенсий применялся и применяется в данное время Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Установлено, что у истца имеется 7лет 06 мес.28 дн. льготного стажа по Списку №2 и более 30 лет страхового стажа.

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации как подзаконным актом в принципе не может ограничиваться, а равным образом и произвольно истолковываться предусмотренное федеральным законом право.

Общие конституционные принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношения могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть, в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Следовательно, подготовленные Правительством Российской Федерации Списки направлены на содействие реализации предусмотренных ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прав граждан и не исключающие дискреционного усмотрения суда.

Довод ответчика об отсутствии правовых оснований по принятию к зачету периода нахождения Якимовой Т.А. в отпуске по уходу за ребенком с *Дата* по *Дата*

в возрасте от 1,5 до 3-х лет, не основан на законе. В соответствии с абзацем 5 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в стаж работы, за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 11 июля 2002 года № 516, содержат перечень периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и не предусматривают включения в специальный стаж периодов нахождения работника в отпусках по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. Однако вышеуказанные нормативные акты обратной силы не имеют, следовательно, распространяются только на правоотношения, возникшие после вступления их в силу. В соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей до вступления в законную силу изменений от 25 сентября 1992 года № 3543-1 отпуска по уходу за ребенком включались в общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности. Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» продолжительность отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличена с 01 декабря 1989 года до 3-х лет. В соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 указанный отпуск засчитывается в общий непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности. В соответствии с пунктом 21 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию по выслуге лет», в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года.

Суд принимает во внимание требования ст. ст. 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, которые по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следовательно, следует включить период с *Дата* по *Дата*, когда истец находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет, в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В силу статьи 19 Федерального Закона от 17 декабря 2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. За назначением досрочной трудовой пенсии по старости Якимова Т. А. обратилась в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области *Дата*. Суд пришел к выводу о возникновении право истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с *Дата* с учетом принятого судом спорного периода работы истца по специальности.

Уплаченную при подаче иска госпошлину истец просит не взыскивать с ответчика. Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Государственное учреждение -Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте включить Якимовой Татьяне Александровне в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на льготных основаниях период с *Дата* по *Дата* отпуск по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет

Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте назначить Якимовой Татьяне Александровне пенсию в связи с осуществлением трудовой деятельности на работах со вредными условиями труда с *Дата*.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.В. Чечулина