Дело № 2-1425/2010г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
18 ноября 2010 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Чечулиной Л.В.,
при секретаре Крупиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вардугина Валерия Михайловича к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях,
У с т а н о в и л :
Истец Вардугин В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости на льготных основаниях и назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях со дня исполнения ему 50 лет, указав, что имеет право на трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но ответчиком ему необоснованно не включен в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, период работы подсобным рабочим в цехе готовой продукции асбестообогатительной фабрики ОАО «Ураласбест» с *Дата* по *Дата*(10лет.00.07дн)
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении своих требований
Представитель ответчика, ГУ- Управления пенсионного фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области, ведущий специалист -эксперт Ефремова Г.В., иск не признала, поддержав представленные в суд возражения по иску
Представитель третьего лица, ОАО «Ураласбест» поддержал требования истца, указав, что цех готовой продукции входит в единый технологический процесс обогащения асбеста. Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, допросив свидетеля ФИО, главного технолога асбофабрики ОАО «Ураласбест», изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствие со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствие со ст.55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в определении от 03.10.2006г. № 471-О «ПО ЗАПРОСУ КУРЧАТОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ СТЕПАНОВОЙ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ТОЙ ЖЕ НОРМОЙ» указал, что в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии по старости досрочно предоставлялось отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями их труда Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В частности, Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", определяя виды трудовых пенсий и закрепляя в качестве общих правовых оснований назначения пенсии по старости достижение пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также наличие общего трудового стажа - не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (статья 10), предусматривал и право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда: мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они трудились соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составлял не менее 20 и 15 лет; гражданам, имевшим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями и в горячих цехах, пенсия назначалась с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы (пункт "а" части первой статьи 12).
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2002 года, закрепил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (преамбула) и указал в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
Названный Федеральный закон определил также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, длительное время занятых на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также занятых иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда: согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда или в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного данной нормой срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Исходя из правового смысла приведенных законоположений, условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством.
Между тем пунктом 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оговорено, что условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные ее пунктом 1, применяются в случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1 января по 31 декабря 2002 года - на день, с которого назначается эта пенсия. Иными словами, перечень условий досрочного назначения трудовой пенсии по старости дополняется еще одним - требованием о наличии специального стажа, исчисленного применительно к конкретным датам.
Правовое значение этого дополнения для застрахованных лиц, проработавших на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока на 1 января 2003 года, а также лиц, принятых для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, состоит в том, что им должны назначаться не трудовые пенсии по старости досрочно, а профессиональные пенсии, но пока федеральный законодатель не принял соответствующего специального закона.
Конституционный Суд Российской Федерации определил, что Пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий особенности реализации определенными категориями граждан права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования при отсутствии специального федерального законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному назначению этим гражданам трудовой пенсии по старости на условиях, предусмотренных пунктом 1 той же статьи.
В соответствии с п.З ст.1, п.2 ст.27 Закона, п.1 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. № 517 и п. 1 Перечня списков производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537, при назначении данного вида пенсий применялся и применяется в данное время Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.
Установлено, что *Дата* истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, но ответчик не включил в специальный стаж для назначения такой пенсии период работы истца подсобным рабочим в цехе готовой продукции асбестообогатительной фабрики ОАО «Ураласбест» с *Дата* по *Дата*(10лет.00.07дн) на том основании, что цех готовой продукции не задействован в процессе обогащения асбеста.
Суд не может согласиться с таким выводом ответчика, по следующим основаниям:
Установлено, что в связи с неоднократно возникающими вопросами о том является ли цех готовой продукции асбофабрики (ранее асбофабрика №6) технологическим цехом в процессе обогащения асбеста, ОАО «Ураласбест» сделало запросы в ОАО «НИИпроектасбест» и ОАО «Уралмеханобр».
Своим письмом от *Дата* за *Номер* ОАО «НИИпроектасбест» указало, что Институт НИИпроектасбест являлся разработчиком технологической схемы обогатительного комплекса фабрики № 6 комбината Ураласбест. Обогатительный комплекс фабрики № 6 состоит из трех основных технологических цехов:
3. Цех готовой продукции.
Каждый из перечисленных цехов является составляющей технологии производства асбеста и сопутствующих материалов. Цех готовой продукции является конечным звеном этой цепочки и обеспечивает формирование отгрузочных партий асбеста, сопутствующих материалов, упаковку крупнозернистой посыпки и погрузку в транспортные средства.
Отсутствие цеха в технологической линии производства асбеста делает невозможным ведение технологического процесса в целом по фабрике.
Письмом *Номер* от *Дата* ОАО «НИИпроектабест» дополняет, что получение товарного асбеста осуществляется сухим гравитационным способом при влажности продуктов не более 1,5-2,0%. Рабочей средой способа является воздух. В связи с этим весь цикл от добычи и переработки руды до упаковки и отгрузки продукции потребителям сопровождается интенсивным выделением тонко дисперсной породной пыли и мельчайшего коротковолокнистого асбеста в воздух рабочей зоны. В целях удобства организации производства обогатительный процесс, являясь непрерывным циклом, подразделен на три передела: дробильно-сортировочный комплекс; цех обогащения; цех готовой продукции и упаковки. В целом асбестообогатительная фабрика представляет собой сложный механизированный комплекс с многостадиальным дроблением и грохочением руды с выделением восходящим потоком воздуха черновых концентратов, последующей многооперационной технологией очистки и классификации их до получения товарной продукции. Завершающим переделом является контроль, отбраковка, доработка товарного асбеста, а затем прессование, упаковка и отгрузка потребителям.
Глубокое обогащение руды, осуществляемое в цехе обогащения, где производится вскрытие, подпушка асбеста также дроблением руды в три-четыре стадии и обогащение ее на грохотах с получением асбестовых концентратов, осаждаемых в циклонах. Для перечистки, обеспыливания, классификации концентратов по длине волокна служат технологические линии, оснащенные грохотами, обеспыливателями, классификаторами, сепараторами и другим оборудованием.
В качестве транспортных устройств для продуктов обогащения применяется пневмотранспорт, конвейеры, элеваторы, самотек по наклонным плоскостям или трубам.
Смесь пыли и тонких волокон из циклонов систем пневмотранспорта и аспирационных систем поступает в коллектор загрязненного воздуха, а затем в рукавные фильтры централизованной системы пневмотранспорта и аспирации воздуха для очистки.
Товарный асбест - это обеспыленный, обезгаленный, расклассифицированный по длине и при необходимости распушенный асбестовый концентрат. Он подаётся в бункеры-накопители товарного асбеста.
Завершает процесс производства асбеста операция его упаковке. Упаковка асбеста производится на автоматизированных пресс-упаковочных комплексах.
Цех готовой продукции является неделимым звеном технологического процесса производства асбеста и обеспечивает формирование отгрузочных партий асбеста и сопутствующих продуктов обогащения, формирование пакетов, переработку бракованной продукции, упаковку ряда продуктов.
Упакованный асбест из цеха обогащения № 1 системой желобов и ленточных конвейеров поступает на штабелеформирующие машины цеха готовой продукции. На данном этапе мешки (брикеты) с асбестом штабелируются и укладываются на поддоны или пакетируются в термоусадочную пленку с обвязкой. Поддоны со штабелем и пакетом мешков подаются на конвейера, снимаются и формируются в партии определенных групп асбеста.
Для переработки продукции, забракованной по несоответствию ГОСТ и ТУ ( по качеству, по маркировке, по зашивке, заклейке, по повреждению упаковочной тары) в цехе готовой продукции № 1 смонтирована установка по переработке забракованного асбеста.
Переработкой забракованного асбеста, упаковкой сопутствующих продуктов обогащения в мягкие контейнеры, отгрузкой сопутствующих продуктов обогащения из бункеров занимается обслуживающий персонал цеха готовой продукции.
Сопутствующие продукты обогащения асбестовых руд: песчано-щебеночные смеси (ПЩС), щебень, галя толерубероидная (ГТР) поступают по конвейерам из цеха обогащения в цех готовой продукции в накопительные бункера. Для обеспечения непрерывного технологического процесса разгрузка бункеров в ж.д.вагоны производится постоянно. Продукция отправляется потребителям или в открытые склады для раздельного хранения с последующей погрузкой в ж.д.вагоны или автотранспорт экскаваторами.
Для отгрузки сопутствующих продуктов обогащения в упакованном виде в цехе готовой продукции смонтирована установка для упаковки этой продукции в мягкие контейнеры.
Таким образом, цех готовой продукции на производстве № 1 асбестообогатительной фабрике имеет специфичный статус. В отличие от других промышленных производств, он является равнозначным обогатительному переделу и относится к основным производственным циклам технологического процесса.
ОАО «Уралмеханобр» указало, что в период с 1957 г. по 1964 г. институт «Уралмеханобр» с субподрядными организациями выполнил проект асбофабрики № 6 комбината Ураласбест в частях: технологической, строительной, санитарно-технической, электро-технической, КИПиА, связи, сметный и технико-экономической.
При разработке основных и принципиальных технических решений единого технологического процесса от подачи исходной руды до погрузки готового асбестового волокна и сопутствующих продуктов было выделено три основных цеха: дробильно-сортировочный комплекс, цех обогащения, цех готовой продукции.
Эти три цеха составляют единый обогатительный комплекс. Исключение из технологии цеха готовой продукции делает невозможным ведение технологического процесса производства асбеста и сопутствующих материалов.
Свидетель ФИО, главный технолог асбофабрики, подтвердил вышеуказанные доводы, дополнив, что вредным производственным фактором на рабочем месте истца является асбестовая пыль, которая отрицательно влияет на здоровье работника.
Таким образом, суд установил, что истец работал в технологическом цехе, являющимся частью процесса обогащения асбеста. Следовательно, истец имеет право на трудовую пенсию на льготных основаниях.
Установлено также, что в период работы истца в цехе готовой продукции, ему, как работнику, занятому во вредных условиях труда, выдавались: спецодежда и средства индивидуальной защиты (костюм х/б, рукавицы, обувь, респиратор «Лепесток», каска защитная), спецжиры (или компенсировалась стоимость молока). Дополнительный отпуск составлял 28 календарных дней.
В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации № 173-ФЗ от 17.12.2001г., трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Ко дню обращения истца к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, ему не исполнилось 50 лет, но у него имелся необходимый страховой стаж 20 лет, стаж работы по Списку №1 составлял более 10лет, поэтому истец имеет право на указанную пенсию со дня исполнения ему 50 лет, то есть с *Дата*
Установлено, что у истца имели место отпуска без сохранения заработной платы, которые следует исключить их льготного стажа.
Истец просит взыскать с ответчика, уплаченную им при подаче иска, госпошлину в сумме <данные изъяты>, а также расходы по составлению иска в сумме <данные изъяты>. Данные расходы подтверждены истцом документально ( л.д.6,24), поэтому подлежат взыскании с оветчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98,194-197 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Включить Вардугину Валерию Михайловичу в специальный трудовой стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, период его работы подсобным рабочим в цехе готовой продукции асбестообогатительной фабрики ОАО «Ураласбест» с *Дата* по *Дата* (10лет.00.07дн), за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области назначить Вардугину Валерию Михайловичу трудовую пенсию по старости на льготных основаниях(в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") с *Дата*.
Взыскать с Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области в пользу Вардугина Валерия Михайловича в возмещение расходов по уплате госпошлины <данные изъяты>, в возмещение расходов по составлению искового заявления <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд в течение 10 дней.
Судья Л.В. Чечулина