Решение от 03.12.2010



Дело № 1427/2010 Мотивированное решение изготовлено 07.12.2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 декабря 2010 года г.Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Крупиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юстуса Валерия Викторовича к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в г. Асбесте о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Юстус В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что решением начальника ГУ-УПФ в г. Асбесте от *Дата* *Номер* ему незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку в специальный стаж работы не включен период осуществления обязанностей председателя профсоюзного комитета рудоуправления ОАО «Ураласбест» с *Дата* по *Дата* Указанные обстоятельства послужили основанием для его обращения в суд с настоящим иском, в котором Юстус В.В. просил признать решение ГУ-УПФ в г. Асбесте от *Дата* *Номер* незаконным в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с *Дата*

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении своих требований, пояснив, что другие периоды работы им не оспариваются.

Представитель истца исковые требования поддержал полностью.

Представитель ответчика иск не признал, указав, что требования истца не основаны на законе, просил в иске отказать, пояснив, что в специальный стаж истца принят к зачету период работы с *Дата* по *Дата*(03 года 02 мес.) электромонтером устройств сигнализации в рудоуправлении по Списку №1.

Представитель третьего лица ОАО «Ураласбест» в судебное заседание не явился, представил письменное мнение по иску, требования истца поддерживает.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Юстуса В.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствие со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствие со ст.55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии по старости досрочно предоставлялось отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями их труда Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В частности, Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", определяя виды трудовых пенсий и закрепляя в качестве общих правовых оснований назначения пенсии по старости достижение пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также наличие общего трудового стажа - не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (статья 10), предусматривал и право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда: мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они трудились соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составлял не менее 20 и 15 лет; гражданам, имевшим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями и в горячих цехах, пенсия назначалась с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы (пункт "а" части первой статьи 12).

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2002 года, закрепил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (преамбула) и указал в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

Названный Федеральный закон определил также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, длительное время занятых на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также занятых иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда: согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда или в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного данной нормой срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Исходя из правового смысла приведенных законоположений, условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством.

Судом установлено, что *Дата* Юстус В.В. обратился с заявлением к ответчику о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Решением начальника ГУ-УПФ в г. Асбесте от *Дата* *Номер* ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку в специальный стаж работы не был включен период осуществления обязанностей председателя профсоюзного комитета рудоуправления ОАО «Ураласбест» с *Дата* по *Дата*

Установлено, что непосредственно перед избранием на освобожденную выборную профсоюзную должность Юстус В.В. работал в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии по Списку № 1.

В отзыве на исковое заявление истца ответчик подтверждает, что на момент обращения истца за назначением пенсии необходимый стаж на соответствующих видах работ составляет 3 года 2 месяца. Данный период (3 года 2 месяца) - это период работы истца с *Дата* по *Дата* электромонтером СЦБ в карьере цеха ГЭЖДТ Рудоуправления ОАО «Ураласбест».

Это соответствует и уточняющей справке Рудоуправления от *Дата* *Номер*, за исключением срока в 4 месяца 21 день (период с *Дата* по *Дата*не подтвержден приказами по предприятию о закреплении работников для постоянной работы в карьере).

Тем не менее, по *Дата* включительно истец работал во вредных условиях труда, предполагающих льготное пенсионное обеспечение, и Управлением Пенсионного фонда в г. Асбесте данный факт не оспаривается.

Освобожденные профсоюзные работники сохраняют все трудовые права в период работы в выбором профсоюзном органе. Им выплачивается заработная плата, сохраняются гарантии и льготы, предусмотренные для других работников коллективным договором и локальными нормативными актами организации.

После окончания срока полномочий работников, освобожденных от работы в организации в связи с избранием на выборную должность в профсоюзный орган, им предоставляется прежняя работа (должность при ее отсутствии - равноценная работа (должность) в той же организации.

Согласно абзацу 3 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Аналогичное положение содержится также в части 3 статьи 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Указанными законами предусмотрено, что время работы на выборных должностях включается в стаж работы, в том числе, и на вредном производстве, без каких бы то ни было ограничений и оговорок.

При таких обстоятельствах отсутствие в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" соответствующих изменений, позволивших бы включать период осуществления истцом профсоюзной деятельности в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Нормы Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не ставят в зависимость от каких-либо условий реализацию права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы в общий и специальный трудовой стаж, в том числе и в специальный стаж для назначения пенсии на льготных основаниях.

Из изложенного следует, что отказ ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии не может быть признан законным, поскольку Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок включения периода осуществления работником профсоюзной деятельности в специальный стаж не урегулирован, а Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", устанавливающий в соответствии с его статьей 1, в том числе правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, предусматривает такую возможность.

Следовательно, период работы истца с *Дата* по *Дата* председателем профсоюзного комитета рудоуправления ОАО «Ураласбест» следует включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Таким образом, на момент обращения истца с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости у него имелся необходимый трудовой стаж 10 лет во вредных условиях труда (с *Дата* по *Дата*+ с *Дата* по *Дата*), а также страховой стаж 20 лет, что дает ему право на назначение такой пенсии со дня исполнения ему 50 лет, то есть с *Дата*

При подаче иска истец уплатил госпошлину в сумме *Дата*, которую просит не взыскивать с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать решение ГУ-УПФ в г. Асбесте от *Дата* *Номер* в части отказа Юстусу Валерию Викторовичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" незаконным.

Включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы Юстуса Валерия Викторовича с *Дата* по *Дата* председателем профсоюзного комитета рудоуправления ОАО «Ураласбест».

Признать за Юстусом Валерием Викторовичем право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Обязать Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте назначить Юстусу Валерию Викторовичу досрочную трудовую пенсию по старости с *Дата*

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Чечулина Л.В.