Дело *Номер*
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2010 года город Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Крупиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к главе Малышевского городского округа, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Управлению автомобильных дорог» об обеспечении устройства тротуаров на *Адрес* и *Адрес* *Адрес* Малышевского городского округа,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Асбеста, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к главе Малышевского городского округа, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Управлению автомобильных дорог» об обеспечении устройства тротуаров на *Адрес* и *Адрес* *Адрес* Малышевского городского округа, указав, что в ходе проведенной проверки состояния дорог и тротуаров в *Адрес* Малышевского городского округа было установлено отсутствие тротуаров на *Адрес* на всем протяжении дороги, частичное отсутствие тротуаров и их ненадлежащее состояние вдоль дороги на *Адрес* в *Адрес* Малышевского городского округа Свердловской области.
Уточнив свои требования, прокурор г.Асбеста просит суд обязать бюджетное государственное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» произвести строительство (реконструкцию) и обустройство тротуаров в соответствии со СниП 2.07.01-89 на территории *Адрес* Малышевского городского округа Свердловской области на протяжении автомобильной дороги длиной 480 метров от дома *Номер* до дома *Номер* и на территории *Адрес* Малышевского городского округа Свердловской области на протяжении автомобильной дороги по *Адрес* от д. *Номер* до д. *Номер* протяженностью 3500 м, так как отсутствие тротуаров вдоль дороги, проходящей через *Адрес* небезопасно для пешеходов.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении своих требований, указав, что из-за отсутствия тротуаров в *Адрес* граждане ходят по дороге, тем самым подвергают себя опасности, создают аварийную обстановку на дороге. Прокурор просит обязать ответчика Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" обустроить тротуары в *Адрес* вдоль дороги до *Дата*.
Представитель Администрации Малышевского городского округа исковые требования не признал, указав, что прокурором в исковом заявлении была неверно определена категория автодороги, а также не установлен ее собственник. Автодорога на протяжении улиц *Адрес* и *Адрес* *Адрес* Малышевского городского округа является частью автодороги от *Адрес* до *Адрес*, которая является автодорогой регионального значения.
Согласно ст. 3, 13, 15, Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности (обеспечение автодорог дорожными знаками и другими устройствами для регулирования дорожного движения, в т.ч. тротуарами) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил письменное мнение по иску, указав, что в соответствие с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28.04.2010 г. № 577 «Об утверждении перечня государственного имущества, находящегося в оперативном управлении Свердловского областного государственного учреждения «Управление автомобильных дорог» автомобильная дорога *Адрес* - *Адрес* закреплена на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением Свердловской области "Управление автомобильных дорог", следовательно, Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представитель Управления автодорог с исковыми требованиями прокурора г.Асбеста не согласен и также считает, что Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Управление автомобильных дорог" не является надлежащим ответчиком, так как в оперативное управление ГБУ СО «Управление автомобильных дорог» передана только дорога и частично тротуары. Ремонтом того и другого учреждение занимается только при наличии денежных средств. Главным распорядителем бюджетных средств по дорожной деятельности является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области. Компетенция владельца дорог распространяется на земельные участки в пределах полосы отвода автомобильной дороги, т.е. на расстоянии 1 метра от подошвы насыпи или кювета дороги. Прокурор г.Асбеста ссылается на СНИП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Однако, данный СНИП предназначен для проектирования новых и реконструкцию существующих сельских поселений и включает основные требования к их планировке. Поэтому, ссылка на данный СНИП в части строительства тротуаров, необоснованна.
Представитель третьего лица, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, в судебное заседание не явился., представил письменное мнение, указав в нем, что автомобильная дорога *Адрес* - *Адрес*, протяженностью 8,738 км, согласно утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 29.03.2010 г. №520-ПП перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, является автомобильной дорогой регионального значения и закреплена в оперативном управлении государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог». В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты и элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся тротуары. Таким образом, компетенция владельца автодороги, которым является ГБУСО «Управление автомобильных дорог», распространяется на земельные участки в пределах полосы отвода автомобильной дороги. Земельные участки, находящиеся за пределами полосы отвода, являются собственностью муниципалитета. Кроме того, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется на основании долгосрочных целевых программ. Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1479-ПП утверждена областная целевая программа «Развитие транспортного комплекса Свердловской области» на 2011 - 2016 годы». Указанной программой устройство тротуаров на территории *Адрес* и *Адрес* *Адрес* не предусмотрено.
Заслушав прокурора, представителей Малышевского городского округа и Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Установлено, что прокуратурой города Асбеста проведена проверка по обращению начальника главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Свердловской области ФИО3 по организации безопасного дорожного движения на территории Малышевского городского округа, по результатам которой установлено следующее:
*Дата* сотрудниками ГИБДД совместно с МУП «Знак» проведена проверка эксплуатационного состояния технических средств регулирования дорожного движения. Согласно Акту специальной проверки технических средств регулирования дорожного движения на территории Малышевского городского округа выявлены следующие нарушения: на территории *Адрес* по *Адрес* отсутствуют тротуары; на территории *Адрес* на *Адрес* тротуары на всем протяжении не соответствуют техническим требованиям, ширина тротуаров менее 1 м.
Таким образом, жители поселка вынуждены ходить по обочине дороги, подвергая свою жизнь риску, создавая аварийную ситуацию на дороге. Территория *Адрес* входит в состав Малышевского городского округа.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог».
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 6 Устава Малышевского городского округа, к вопросам местного значения относится «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 29.03.2010 г. № 520-ПП «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области» (а ранее - Постановления Правительства Свердловской области от 10.07.2008 г. № 698-ПП) автодорога от *Адрес* до *Адрес* (в т.ч. на протяжении улиц *Адрес* и *Адрес* *Адрес* Малышевского городского округа) является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Свердловской области.
Согласно ст. 3, 13, 15, Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности (обеспечение автодорог дорожными знаками и другими устройствами для регулирования дорожного движения, в т.ч. тротуарами) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установлено, что в соответствие с приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28.04.2010 г. № 577 «Об утверждении перечня государственного имущества, находящегося в оперативном управлении Свердловского областного государственного учреждения «Управление автомобильных дорог» автомобильная дорога *Адрес* - *Адрес* закреплена на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением Свердловской области "Управление автомобильных дорог", которое составило технический паспорт данной автомобильной дороги по состоянию на *Дата*( имеется в деле).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты и элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся тротуары. Таким образом, компетенция владельца автодороги, которым является ГБУСО «Управление автомобильных дорог», распространяется на земельные участки в пределах полосы отвода автомобильной дороги. Земельные участки, находящиеся за пределами полосы отвода, являются собственностью муниципалитета.
Из технического паспорта автомобильной дороги *Адрес*- *Адрес* усматривается, что ГБУСО «Управление автомобильных дорог» кроме полотна автомобильной дороги протяженностью 8,738 км, были частично переданы тротуары, ширина которых составляет от 0,7 м до 1,7 м., что не соответствует СНиПу 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Расстояние тротуаров от кромки проезжей части дороги также разное: от 1м до 12 м. Всего ГБУСО «Управление автомобильных дорог» передано тротуаров 3233 п.м. или 3801 кв. м.
Установлено, что ГБУСО «Управление автомобильных дорог» производило в *Дата* частичный ремонт данной дороги, но тротуары, при этом, отремонтированы не были. Как пояснил в судебном заседании представитель ГБУСО «Управление автомобильных дорог», заказчик, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, денежных средств для ремонта и обустройство тротуаров не выделяло. При выделении средств эти работы будут запланированы и будут проведены.
Установлено также и подтверждено участниками процесса, что часть тротуаров не была передана ГБУСО «Управление автомобильных дорог», следовательно, осталась в муниципальной собственности. В настоящее время вопрос о передаче оставшейся части тротуаров еще не решен.
Прокурор в судебном заседании уточнил, что требование об обустройстве тротуаров в *Адрес* он предъявляет только ГБУСО «Управление автомобильных дорог».
В силу ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Исходя из этого, требование прокурора может быть удовлетворено частично, только в отношении тех тротуаров, которые были переданы ГБУСО «Управление автомобильных дорог». Вопрос об обустройстве других участков тротуара вдоль дороги в *Адрес* может быть решен позднее, после передачи земли вдоль всей дороги от Малышевского городского округа «Управлению автомобильных дорог».
Установлено, что ГБУСО «Управление автомобильных дорог» были переданы тротуары на автодороге *Адрес*- *Адрес* : с 4,590 км до 5,140 км слева( по направлению из *Адрес* в *Адрес*);с 5,160 км до 5,400км слева; с 5,430 км до 5,525 км справа; с 5,655 км до 5,710 км справа; с 5,730 км. до 5,740 км справа; с 5,845 км до 6,040 км справа; с 6,040км до 6,140 км справа; с 6,415 км до 6,505 км справа; с 6,525 км до 6,625 км справа; с 6,645 км до 6,680 км справа; с 6,845 км до 7,160 км слева; с 7,180 км до 8,000 км; с 8,020 км до 8,340 км слева; 8,360 км до 8,668 км слева.
Таким образом, именно эти участки тротуара, расположенного вдоль дороги, идущей по всему *Адрес*, ответчику ГБУСО «Управление автомобильных дорог» следует обустроить в соответствие с СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Суд не может согласиться с утверждением ГБУСО «Управление автомобильных дорог», что СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» касается только случаев проектирования новых и реконструкции существующих сельских поселений. Поскольку конкретизация требований к существующим тротуарам не имеется в каких-либо других нормативных документах, а СНиП 11-60-75 утратил силу, суд полагает, что обустройство тротуаров в *Адрес*, расположенных вдоль региональной дороги должно быть произведено в соответствие с
СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
В соответствие с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Непринятие ответчиком ГБУСО «Управление автомобильных дорог» мер по устранению нарушений, отраженных в акте специальной проверки от *Дата*, создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, увеличивая вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Доводы ответчика о невозможности обустройства тротуаров в связи с недостаточностью денежных средств, сложностью рельефа, близостью автодороги к жилым домам, не могут служить основанием к освобождению ГБУСО «Управление автомобильных дорог» от выполнения требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения и для отказа прокурору в иске о возложении обязанности на ответчика обеспечить обустройство тротуаров на указанных улицах с целю обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, при этом данный принцип имеет приоритет над экономическими результатами хозяйственной деятельности, к тому же по указанным улицам проходит главная автодорога от *Адрес* до *Адрес*, следовательно, по ней осуществляется наиболее интенсивное движение автотранспорта, что в свою очередь,
при отсутствии обеспечения должной безопасности дорожного движения, влечет повышение угрозы жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом мнения истца и доводов ответчиков, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований прокурора и считает возможным обязать ГБУСО «Управление автомобильных дорог» в срок до *Дата*( с учетом срока на выделение денежных средств и выполнение работ) обеспечить устройство тротуаров на *Адрес* и *Адрес* *Адрес* Малышевского городского округа в соответствии со СНиП 2.07.01.-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Суд считает возможным освободить ГБУСО «Управление автомобильных дорог» от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 39, 68, 173, 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к главе Малышевского городского округа, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Управлению автомобильных дорог» об обеспечении устройства тротуаров на *Адрес* и *Адрес* *Адрес* Малышевского городского округа удовлетворить частично.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Управлению автомобильных дорог» в срок до *Дата*
обеспечить устройство тротуаров на *Адрес* и *Адрес* *Адрес*
Малышевского городского округа в соответствии со СНиП 2.07.01.-89
«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в пределах переданных земельных участков вдоль автомобильной дороги *Адрес* -*Адрес*, а именно: с 4,590 км до 5,140 км слева( по направлению из *Адрес* в *Адрес*);с 5,160 км до 5,400км слева; с 5,430 км до 5,525 км справа; с 5,655 км до 5,710 км справа; с 5,730 км. до 5,740 км справа; с 5,845 км до 6,040 км справа; с 6,040км до 6,140 км справа; с 6,415 км до 6,505 км справа; с 6,525 км до 6,625 км справа; с 6,645 км до 6,680 км справа; с 6,845 км до 7,160 км слева; с 7,180 км до 8,000 км; с 8,020 км до 8,340 км слева; 8,360 км до 8,668 км слева.
Администрацию Малышевского городского округа, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области от ответственности освободить.
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Управлению автомобильных дорог» от уплаты госпошлины в доход государства освободить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Асбестовский городской суд.
Судья Асбестовского городского суда Л.В.Чечулина