Решение составлено: 04.02.2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации31 января 2011 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Акимовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-67/2011 по исковому заявлению Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах Коллерт А.П. к Администрации Асбестовского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области «О признаний действий незаконными, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке».
УСТАНОВИЛ:
Истец Прокурор г. Асбеста, действующий в интересах Коллерт А.П. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Рефтинский, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области «О предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке», указав, что Прокуратурой г. Асбеста проведена проверка по обращению Коллерт А.П., указывающей на нарушение ее прав администрацией Асбестовского городского округа на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проведенной проверки установлено, что Коллерт А.П., родившаяся *Дата* в *Адрес*, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители Х.Л.А., К.П.В. решением Ирбитского городского суда свердловской области от *Дата* лишены родительских прав.
Постановлением Главы города Асбеста от *Дата* *Номер* над несовершеннолетней Коллерт А.П. установлена опека К.Н.Г., проживающей по адресу: *Адрес*. Этим же постановлением Главы города Асбеста за несовершеннолетней Коллерт А.П. сохранено право на жилое помещение по адресу: *Адрес*.
*Дата* Коллерт А.П. заключила брак с К.С.В.., ей присвоена фамилия мужа- Коллерт.
Распоряжением Главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* Коллерт А.П. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании, установленного ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из оснований принятия указанного распоряжения Главы Асбестовского городского округа является отсутствие у Коллерт А.П. закрепленного жилого помещения.
Распоряжением Главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* Коллерт А.П. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключена из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение жилой площади. О принятии данного распоряжения Коллерт А.П. уведомлена письмом Главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер*, из содержания которого следует, что основанием принятия данного решения являются намеренные действия Коллерт А.П. по ухудшению своих жилищных условий, а также факт закрепления за Коллерт А.П. жилого помещения по адресу *Адрес*.
Истец полагает, что решение о снятии Коллерт А.П. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении ее из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение жилой площади, принято главой Асбестовского городского округа незаконно, намеренность в действиях Коллерт А.П. по умышленному ухудшению своих жилищных условий отсутствует.
На момент установления опеки *Дата* у несовершеннолетней Коллерт А.П. отсутствовало право собственности на какое-либо жилое помещение и право пользования каким-либо жилым помещением.
Согласно информации БТИ от *Дата* (исх. *Номер*) собственниками жилого помещения по адресу *Адрес*, являются К.Н.Г. и К.В.И. (бабушка и дедушка заявительницы) на основании договора приватизации от *Дата*
Таким образом, при установлении опеки несовершеннолетняя Коллерт А.П. вселилась в жилое помещение, собственником которого является ее опекун, право собственности на указанное жилое помещение Коллерт А.П. не приобрела. Вследствие этого жилое помещение, расположенное по адресу *Адрес*, закреплено за несовершеннолетней Коллерт А.П. незаконно, так как до утраты родительского попечения и установления опеки Коллерт А.П. право пользования указанным жилым помещением не приобрела, собственником данного жилья никогда не являлась.
О факте отсутствия у Коллерт А.П. закрепленного жилого помещения указано в распоряжении Главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер*, которым она принята на учет нуждающихся в жилых помещениях. Что еще раз подтверждает, что жилое помещение по адресу *Адрес*, закреплено за Коллерт А.П. без законных на то оснований.
Согласно справке Асбестовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от *Дата*, с *Дата* собственником квартиры по адресу *Адрес*, является Ш.В.В.. Основанием приобретения права собственности на данное жилое помещение является договор дарения от *Дата*
После заключения брака с Коллерт А.П. снялась *Дата* с регистрационного учета по адресу *Адрес*, и *Дата* зарегистрировалась в жилом помещении своего супруга по адресу *Адрес*.
При издании распоряжения Главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер*, которым Коллерт А.П. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях главе Асбестовского городского округа уже было известно, что Коллерт А.П. проживала по адресу *Адрес*, о чем прямо указано в данном распоряжении.
Кроме того, федеральное законодательство, устанавливая дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обуславливает возможность предоставления жилья лицам указанной категории двумя факторами: гражданин, должен относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; и не имеет закрепленного жилого помещения. Оба указанных условия в отношении Коллерт А.П. соблюдены. Ссылка главы Асбестовского городского округа на ст. 53 Жилищного кодекса РФ является недопустимой, так как закон не связывает обязанность органов исполнительной власти по обеспечению жильем граждан из числа детей-сирот с признанием таких граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Принимая во внимание, что Коллерт А.П. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по объективным причинам: как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий жилого помещения, основания для применения положений ст. 53 Жилищного кодекса РФ не возникло.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что указанные в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ условия предоставления жилого помещения соблюдены (Коллерт А.П. достигла возраста 23 лет, окончила обучение в образовательных учреждениях по очной форме обучения, не имеет закрепленного жилого помещения в г. Асбесте и г. Ирбите) в настоящее время на органах исполнительной власти по месту жительства Коллерт А.П. лежит обязанность по обеспечению ее жилым помещением не ниже установленных социальных норм.
На основании изложенного, истец просит суд:
Признать незаконным действия Главы Асбестовского городского округа по закреплению за Коллерт А.П. жилого помещения, расположенного по адресу: *Адрес*.
Признать незаконным действия Администрации Асбестовского городского округа
по снятию Коллерт А.П. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и ее исключении из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение жилой площади.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области
приобрести за счет средств областного бюджета для Коллерт А.П. благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, и передать его в муниципальную собственность Асбестовского городского округа.
Обязать Администрацию Асбестовского городского округа предоставить Коллерт
А.П. на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, приобретенное за счет средств областного бюджета.
Истец Коллерт А.П. в судебном заседании заявила ходатайство об отказе от части исковых требований о признании незаконными действий Главы г. Асбеста по закреплению за Коллерт А.П. жилого помещения, расположенного по адресу:
*Адрес*. а так же, в части требований о признании незаконными действий администрации Асбестовского городского округа
по снятию Коллерт А.П. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и ее исключении из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение жилой площади. Так как ответчики Глава Асбестовского городского округа, Администрации Асбестовского городского округа добровольно удовлетворили данные исковые требования (л.д. 40), на удовлетворении заявленных в ее интересах исковых требований в оставшейся части настаивала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что действительно, у нее отсутствуют какие-либо жилые помещения на праве социального найма либо собственности, где она могла бы проживать.
Определением Асбестовского городского суда от 31.01.2011 принят отказ истца от части исковых требований (л.д.41).
Прокурор г. Асбеста в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители Ответчика- Администрации Асбестовского городского округа в судебное заседание не явились, о дате, времени и мете судебного заседания извещены надлежащим образом, представили мнение по иску, в котором указали, что Решением жилищной комиссии Коллерт Л.П. от *Дата* признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на внеочередное получение жилой площади. Ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители ответчика- Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, предоставили письменное мнение по иску (л.д.33-35).
Заслушав истца, изучив и исследовав материалы дела суд приходит к следующему :
Как следует из ст. 40 Конституции РФ, «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
Как установлено в судебном заседании, на основании Решения жилищной комиссии Асбестовского городского округа от *Дата* Коллерт А.П., Постановлением Главы Асбестовского городского округа *Номер* восстановлена на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на внеочередное получение жилой площади, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.37-38).
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Частью 2 указанной статьи предусмотрено такое исключение в пп. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01.01.2010г. возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Как следует из исследовавшихся в судебном заседании документов, Администрация Асбестовского городского округа обращалась в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области по вопросу предоставления жилых помещений лицам, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляла все необходимые документы. Как следует из Приказов Министерства строительства и архитектуры Свердловской области №36-А от 13.05.2010 г., №130-А, на 2010 г. Асбестовскому городскому округу выделены 13 жилых помещения для предоставления гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, как следует из приложений к данным приказам, информации, предоставленной суду Администрации Асбестовского городского округа, Коллерт А.П. не попала в число лиц, указанных в данных приказах. Как установлено в судебном заседании, на сегодняшний день Коллерт А.П. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
На основании изложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах Коллерт А.П. о вынесении решения:
1. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для Коллерт А.П. благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, и передать его в муниципальную собственность Асбестовского городского округа.
2. Обязать Администрацию Асбестовского городского округа предоставить Коллерт А.П. на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах Коллерт А.П. удовлетворить.
1. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для Коллерт А.П. благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, и передать его в муниципальную собственность Асбестовского городского округа.
2. Обязать Администрацию Асбестовского городского округа предоставить Коллерт А.П. на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней.
Судья ___________________________ И.В. Архипов