Дело № 2-223/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
02 марта 2011 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Чечулиной Л.В.,
при секретаре Крупиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Тарского А.К. к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии,
У с т а н о в и л :
Истец Тарский А.К. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии, указав, *Дата* года он обратился с заявлением в Управление пенсионного фонда РФ в г.Асбесте, куда были представлены документы для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от *Дата* Решением *Номер* Управления пенсионного фонда РФ в г. Асбесте *Дата* истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что необходимый трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии отсутствует. Ответчик не принял в зачету период работы истца:с *Дата* по *Дата*(*Дата*) - электрослесарь КИПиА в цехе обогащения, ОАО «Малышевское рудоуправление»
Истец в судебном заседании на удовлетворении своих требований настаивал.
Представитель УПФ РФ в г. Асбесте иск не признает, указав, что истец необоснованно требует включить в специальный стаж, необходимый для назначения ему досрочной трудовой пенсии, указанный период работы. Ответчик указал, что период правомерно и обоснованно исключен из стажа на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, так как действующим законодательством право на досрочное пенсионного обеспечение по Списку № 1 раздел XXIV подр. 20, позиция 12420000-17541, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, установлено работникам, постоянно и непосредственно занятым в производстве бериллия и его соединений, на ремонте технологического оборудования в условиях бериллиевой вредности и в производственных лабораториях, а также на сборе, транспортировке и захоронении отходов производства.
В соответствии с абзацем № 2 пункта 15 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5, работники, занятые ремонтом и обслуживанием контрольно-измерительных приборов и автоматики, могут пользоваться правом на досрочную пенсию при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками. Данная категория в подразделе 20 раздела 24 Списка № 1 не поименована, поэтому нет оснований для назначения слесарю КИПиА досрочной пенсии по Списку №1.
Представитель ОАО «Малышевское рудоуправление» в судебном заседании поддержала исковые требования Тарского А.К., указав, что он постоянно работал в условиях бериллиевой вредности.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Установлено, что *Дата* Тарский А.К. обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в Управление пенсионного фонда РФ в г.Асбесте, куда были представлены документы для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 г.
Решением *Номер* Управлением пенсионного фонда РФ в г. Асбесте *Дата* истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что необходимый трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии отсутствует. Ответчик не принял к зачету период работы истца: с *Дата* по *Дата*(*Дата*) - электрослесарь КИПиА в цехе обогащения, ОАО «Малышевское рудоуправление»
Период исключен из стажа на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, так как действующим законодательством право на досрочное пенсионного обеспечение по Списку № 1 раздел XXIV подр. 20, позиция 12420000-17541, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, установлено работникам, постоянно и непосредственно занятым в производстве бериллия и его соединений, на ремонте технологического оборудования в условиях бериллиевой вредности и в производственных лабораториях, а также на сборе, транспортировке и захоронении отходов производства.
В соответствии с абзацем № 2 пункта 15 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 г. № 5, работники, занятые ремонтом и обслуживанием контрольно-измерительных приборов и автоматики, могут пользоваться правом на досрочную пенсию при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками. Данная категория в подразделе 20 раздела 24 Списка № 1 не поименована, поэтому нет оснований для назначения слесарю КИПиА досрочной пенсии по Списку №1.
Суд полагает, что решение ответчика о не включении указанных периодов в специальный стаж истца для назначения пенсии было неверным, ошибочным, по следующим основаниям:
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в определении от 03.10.2006г. № 471-О «ПО ЗАПРОСУ КУРЧАТОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ СТЕПАНОВОЙ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ТОЙ ЖЕ НОРМОЙ» указал, что в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии по старости досрочно предоставлялось отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями их труда Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В частности, Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", определяя виды трудовых пенсий и закрепляя в качестве общих правовых оснований назначения пенсии по старости достижение пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также наличие общего трудового стажа - не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (статья 10), предусматривал и право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда: мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они трудились соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составлял не менее 20 и 15 лет; гражданам, имевшим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями и в горячих цехах, пенсия назначалась с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы (пункт "а" части первой статьи 12).
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2002 года, закрепил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (преамбула) и указал в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
При возрасте 54 года требуемый стаж на соответствующих видах работ 6 лет.
В соответствии с п. 3 ст.1, п.2 ст.27 Закона, п.1 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. № 517 и п. 1 Перечня списков производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537, при назначении данного вида пенсий применялся и применяется в данное время Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подразделом 20 раздела XXIV Списка № 1 пользуются рабочие, специалисты и руководители, постоянно занятые на ремонте технологического оборудования в условиях бериллиевой вредности. Указанным работникам досрочная пенсия назначается независимо от наименования их профессии и должности. Определяющим фактором является характер выполняемой ими работы, в данном случае - постоянная занятость на ремонте технологического оборудования в условиях бериллиевой вредности. Бериллий по степени воздействия на организм человека относится к первому классу опасности по ГОСТ 12.1.007-76.
Основным производственным фактором, определяющим особенности условий труда на предприятиях по добыче и первичному обогащению бериллиевых руд, является пыль бериллийсодержащих руд и концентратов, загрязняющая воздух рабочей зоны, а также поверхности производственных помещений и оборудования.
Согласно «Санитарно-гигиенической оценке условий труда и их особенностей на предприятиях по добыче и первичному обогащению бериллиевых руд» (заключительный отчет по теме № 82505, Ленинград 1985г.): «изучение технологического процесса и особенностей выполнения рабочими производственных операций показало, что процессы обогащения бериллиевых руд могут сопровождаться загрязнением бериллием производственных помещений и оборудования. Загрязнение поверхностей происходит, главным образом, в результате непосредственного попадания перерабатываемых технологических продуктов при проливах растворов, пульп, просыпании сыпучих материалов при затаривании, а также при погрузочно-разгрузочных работах, ремонтных работах и т.п. Другой причиной загрязнения поверхностей является осаждение аэрозольных частиц из воздуха. Оседающие частицы аэрозоля, подсыхая, могут явиться источником вторичного пылеобразования. Загрязнение поверхностей происходит различными технологическими продуктами переработки, содержащими бериллий, от руды до бериллиевого концентрата».
Представитель третьего лица указал, что Тарский А.К., как слесарь КИПиА цеха обогащения, был занят постоянно полный рабочий день наравне с основными рабочими цеха обогащения в условиях бериллиевой вредности, так как датчики и ремонтируемые приборы встроены внутрь технологического оборудования и находятся непосредственно на рабочих местах основных рабочих, занятых в технологическом процессе обогащения бериллиевого сырья.
Указанные приборы по своим физическим параметрам не могут быть дезактивированы от бериллиевой вредности, т.к. в паспортных данных приборов указана недопустимость попадания влаги в электронную начинку. Тарский А.К., как слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА) цеха обогащения был занят ремонтом, наладкой, настройкой и контролем за работой КИПиА, аппаратуры и средств автоматики технологического оборудования в условиях бериллиевой вредности.
Тарскому А.К., как работнику, занятому во вредных условиях труда, выдавались: спецодежда и средства индивидуальной защиты (костюм х/б, перчатки диэлектрические, сапоги резиновые, защитные очки, респиратор «Лепесток», каска защитная, противогаз), спецжиры (молоко). Дополнительный отпуск составлял 14 календарных дней.
Суд считает, что Тарский А.К., как слесарь КИПиА цеха обогащения, имеет право на пенсию по возрасту на льготных условиях по списку №1, раздел 24, п.20, 12420000-17541, как рабочий, постоянно занятый на ремонте технологического оборудования в условиях бериллиевой вредности.
На *Дата* Тарский А.К. имеет специальный трудовой стаж во вредных условиях труда с учетом простоев и отпуска без сохранения заработной платы 6 лет 14 дней.
Следовательно, у Тарского А.К. возникает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, согласно пункту 1статьи 27 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации № 173-ФЗ от 17.12.2001г., трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Следовательно, Тарский А.К. имеет право на указанную пенсию с момента обращения за ней, то есть с *Дата*
При подаче иска истец уплатил госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> руб., указанную сумму истец просит не взыскивать с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требованияТарского А.К. к Государственному учреждению -Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение -Управление пенсионного фонда РФ в городе Асбесте включить Тарскому А.К. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период его работы с *Дата* по *Дата*(*Дата*) - электрослесарь КИПиА в цехе обогащения, ОАО «Малышевское рудоуправление», за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.
Обязать ГУ- УПФ РФ в городе Асбесте Свердловской области назначить Тарскому А.К. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда с *Дата*.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.В. Чечулина