Решение составлено: 04.04.2010 г.
Решение
Именем Российской Федерации
29 марта 2011 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Акимовой С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-158/2011 по исковому заявлению Шахурина В.В. к МУ «Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста» «О признании права на предоставление мер социальной поддержки в полном объеме».
УСТАНОВИЛ:
Истец Шахурин В.В. обратился в суд с иском к МУ «Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста» «О признании права на предоставление мер социальной поддержки в полном объеме», указав, что он, как инвалид, получает компенсацию в порядке ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по оплате коммунальных услуг, однако, не согласен с тем, что данная компенсация не начисляется так же на услуги по содержание и ремонту общего имущества дома, и капитальному ремонту жилья. Предоставление данной компенсации осуществляется МУ «Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста».
На основании изложенного, истец просит суд:
Признать за ним, Шахуриным В.В., право на предоставление, в соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", компенсации по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья.
В судебном заседании истец Шахурин В.В. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что он добровольно попросил предоставлять ему компенсацию по коммунальным услугам именно как инвалиду, а не как лицу, имеющему статус реабилитированного, настаивает на том, что ему, именно как лицу, имеющему статус инвалида, в соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" положена так же компенсация по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья.
Представитель ответчика - МУ «Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста» Забирова Г.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что исковые требования истца не признают, так как, *Дата* Шахурин В.В. написал заявление на выплату компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. Ежемесячно Шахурин В.В. получал, как реабилитированный, компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. Однако, *Дата* Шахурин В.В. написал заявление о переводе его на получение компенсации, как лицу, имеющему статус инвалида, и, в настоящее время, ему назначена компенсация расходов по оплате коммунальных услуг. Компенсация же по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья ему, как лицу, имеющему статус инвалида, не положена в силу закона, так как он проживает в приватизированной квартире. Данное обстоятельство неоднократно разъяснялось Шахурину В.В., ему так же разъяснялось, что ему выгоднее пользоваться компенсацией по оплате жилья и коммунальных услуг, как лицу, имеющему статус реабилитированного, однако, Шахурин В.В. настаивает на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг именно как лицо, имеющее статус инвалида. Так же предоставила письменное мнение по иску (л.д.15, 29).
Представитель третьего лица -Администрации Асбестовского городского округа, Бубнов А.В. в судебном заседании исковые требования Шахурина В.В. не поддержал, пояснив, что согласно постановления Главы Асбестовского городского округа от 16.10.2009 N 330-ПГ "О возложении на муниципальное учреждение отдельных функций по предоставлению мер социальное поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Асбестовского городского округа", начисление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Свердловской области осуществляет МУ «Управление заказчика ЖКХ города Асбеста». Компенсация по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья, Шахурину В.В., как лицу, имеющему статус инвалида, не положена в силу закона, так как он проживает в приватизированной квартире.Так же предоставил письменное мнение по иску (л.д.28).
Представитель третьего лица -ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Асбеста Ленточникова Е.Л. в судебном заседании исковые требования не поддержала, пояснив, что Компенсация по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья, Шахурину В.В., как лицу, имеющему статус инвалида, не положена в силу закона, так как он проживает в приватизированной квартире.
Выслушав объяснения сторон, представителей, допросив свидетеля Ф.Л.П., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Шахурин В.В. имеет статус инвалида (выписка из Акта освидетельствования во МСЭ серии *Номер* от *Дата*), реабилитированного лица (справка серии ВВ *Номер* от *Дата*), ветерана труда (удостоверение серии Г *Номер* от *Дата*) (л.д.8, 13, 31-35).
Согласно Постановления Главы Асбестовского городского округа от 16.10.2009 N 330-ПГ "О возложении на муниципальное учреждение отдельных функций по предоставлению мер социальное поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Асбестовского городского округа", начисление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке установленном федеральным законодательством и законодательством Свердловской области осуществляете: МУ «Управление заказчика ЖКХ города Асбеста».
Как следует из свидетельства о праве на наследство по завещанию, свидетельства о государственной регистрации права от *Дата*, единоличным собственником квартиры по адресу: *Адрес*, является Шахурин В.В. (л.д. 9), что подтверждается так же и выпиской из реестра муниципальной собственности (л.д. 9, 12)
*Дата* Шахурин В.В. написал в МУ «Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста» заявление на выплату компенсаций расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.Ежемесячно Шахурин В.В. получал, как лицо, имеющее статус реабилитированного, компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг (л.д. 36).
В соответствии с п. 5 Главы 1, Постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2009 г. № 1557-ПП «О порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных слуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации» при наличии у гражданина права на получение компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям компенсация расходов предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.
Однако, *Дата* Шахурин В.В. написал заявление о переводе его на получение компенсации, как лицу, имеющему статус инвалида (л.д. 5, 30), оформил получение компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг как инвалид, на основании выписки из Акта освидетельствования во МСЭ (серия *Номер* от *Дата*) и в настоящее время ему назначена компенсация расходов по оплате коммунальных услуг. Которая, на *Дата*, составляет <данные изъяты> рублей. Компенсация же по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья ему, как лицу, имеющему статус инвалида, не предоставляется (л.д. 39-53).
Как поясняли в судебном заседании представитель ответчика, свидетель Ф.Л.П., Шахурину В.В. неоднократно разъяснялось невыгодность для него данного шага, Шахурин В.В. настаивает на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг именно как лицо, имеющее статус инвалида.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защит инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляете скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в предела норм, установленных для продажи населению.
Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексеРоссийской Федерации.
Как предусмотрено п. 2 ст. 19 названного Кодекса, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163ЖК РФ).
В связи с этим право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы г управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества. многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
Таким образом, учитывая нормы статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ и статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам жилого помещения, имеющим статус инвалидов, могут быть компенсированы только 50 процентов на оплату коммунальных услуг, которые включают в себя плату за холодное и горяч водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газобаллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печно-отопления). Компенсация же по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья, предоставлена быть не может.
Данная позиция так же нашла свое отражение в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года"(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009), в котором указано, что право на скидку по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1069-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Матюхина Бориса Павловича, которому было откаазно в иске о предоставлении предусмотренной статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 50-процентной скидки на оплату жилого помещения на том основании, что он проживает в приватизированной квартире, на нарушение его конституционных прав положением статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", «Оспариваемое заявителем положение статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на 50-процентную скидку на оплату жилого помещения, относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, и не может рассматриваться как нарушающее эти права и свободы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 463-О). Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление от 3 июня 2004 года N 11-П, определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О). Установленные законодательством различия в условиях предоставления инвалидам такой меры социальной поддержки, как скидка на оплату жилого помещения, основаны на объективных критериях, учитывают в том числе особый правовой статус участников Великой Отечественной войны и не могут рассматриваться как ущемляющие права заявителя». Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 423-О-О, «Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39 часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который ввел общее правило: гражданам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законом основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору получателя».
На основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих указанные правоотношения, суд считает, что исковые требования Шахурина В.В. к МУ «Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста» о предоставлении в соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" компенсации по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Шахурина В.В. к МУ «Управление заказчика ЖКХ г. Асбеста» о предоставлении в соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" компенсации по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества дома, и капитальный ремонт жилья, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней.
Судья ___________________________ И.В. Архипов