Дело № 2-364\2011
Мотивированное решение изготовлено 18.05.2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2011 года. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Чечулиной Л.В., с участием прокурора Пугачева А.В., при секретаре Исламовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Асбестовского городского суда Свердловской области гражданское дело по иску прокурора г.Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Главе городского округа Рефтинский, ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» об организации уличного освещения в темное время суток,
Установил:
Прокурор города Асбеста, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Главе городского округа Рефтинский, ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» об организации освещения улиц Сосновый бор и Ясная в пос. Рефтинский Свердловской области уровнем не менее 4 люкс в темное время суток, указав, что в ходе рассмотрения заявления жителей улиц Ясная и Сосновый бор в п. Рефтинский об отсутствии освещения данных улиц прокуратурой г. Асбеста совместно со специалистом- фельдшером-лаборантом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво» ФИО3 произведены осмотр территории и измерение физического фактора- искусственной освещенности улиц Ясная и Сосновый бор. В ходе измерений установлено, что искусственная освещенность данных улиц составила от 0 до 3 люксов. Освещенность в указанном месте не соответствует установленным нормативам и значительно темнее, чем это предусмотрено нормативами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ № 30/002/2011-074 от 19.01.2011 сооружение-автодорога индивидуального поселка кольцевая ул. Ясная, Сосновый бор, Литер 1, протяженностью 721,1 м находится в собственности открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее по тексту- ОАО «МРСК Урала»).
Согласно пункту 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц городского округа является вопросом местного значения. Данный вопрос разрешается в интересах всех жителей муниципального образования, а также граждан, посещающих это муниципальное образование, то есть в интересах неопределенного круга лиц.
Организация освещения улиц относится к полномочиям администрации городского округа Рефтинский, главой которой в соответствии с п. 3 ст. 27 Устава городского округа Рефтинский является глава городского округа Рефтинский.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные унитарные предприятия, формировать и размещать муниципальные заказы, заключать для этих целей договоры.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог. В свою очередь элементы обустройства автомобильных дорог входят в понятие автомобильной дороги. Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог является дорожной деятельностью. Осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, администрация городского округа Рефтинский в лице её главы и ОАО «МРСК Урала» обязаны совместно обеспечить освещение дорог по улицам Ясная и Сосновый бор уровнем не менее чем 4 люкса. Обеспечение надлежащего освещение дорог обеспечит безопасность любого, кто будет находиться на дорогах по улицам Ясная и Сосновый бор в п. Рефтинский Свердловской области в темное время суток. Прокурор просит обязать главу городского округа Рефтинский и ОАО «МРСК Урала» организовать освещение улиц Сосновый бор и Ясная в п. Рефтинский Свердловской области уровнем не менее 4 люкс в темное время суток в срок до 01 июля 2011 года.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении своих требований.
Представитель Администрации городского округа Рефтинский исковые требования прокурора признал частично, указав, что в 2009 году администрацией городского округа Рефтинский путем заключения договора с БТИ была проведена инвентаризация всех автодорог частного сектора (ул. Электриков, ул. Турбинная, ул.Сосновый бор, ул. Ясная, ул. Энергостроителей), получен кадастровый паспорт, в который ошибочно включена собственность ОАО «МРСК Урала», протяженностью 721,1 м. Всего протяженность указанных автодорог в указанном частном секторе - 4428 м. Согласно выписке из ЕГРЮЛ №30\002\2011 - 074 от 19.01.2011 года автодорога индивидуального поселка кольцевая ул. Ясная, Сосновый бор, Литер 1, протяженностью 721,1 м. находится в собственности ОАО «МРСК Урала». Администрацией городского округа Рефтинский проводятся мероприятия, по признанию автодорог, в том числе, по улицам Сосновый бор, Ясная в установленном порядке бесхозяйными, для дальнейшего оформления их в муниципальную собственность, для чего в БТИ города Асбеста направлено письмо с просьбой о выделении из состава объекта «Замощение автодороги частный сектор: ул. Электриков, ул. Турбинная, ул. Сосновый бор, ул.Ясная, ул. Энергостроителей, протяженностью4428 метров» сооружение - автодорога индивидуального поселка кольцевая ул. Ясная, Сосновый бор, протяженностью 721,1 м, находящееся в собственности ОАО «МРСК Урала» и выдать новый кадастровый паспорт с уменьшением площади. Далее, по получении паспорта администрацией будут направлены письма в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, БТИ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с запросами о предоставлении выписок из реестра соответствующей собственности о наличии либо отсутствии в реестре указанных сооружений. Администрация городского округа Рефтинский намерена обратиться в Асбестовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйных вещей - автодорог, в том числе индивидуального поселка кольцевая ул. Ясная, Сосновый бор. Только после постановки автодорог на учет у администрации городского округа Рефтинский появятся правовые основания для включения в бюджет 2012 года городского округа Рефтинский затрат на надлежащее содержание автодорог, в том числе, на организацию освещения улиц Сосновый бор и Ясная. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры по безвозмездному приему в собственность автодороги Ясная, Сосновый бор. В связи с большим объемом предстоящих работ исполнить требования прокурора к главе по организации освещения улиц Сосновый бор и Ясная в срок до 01 июля 2011 годане представляется возможным.
Представитель ОАО «МРСК Урала» в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, указав, что организация освещения улиц городского округа является вопросом местного значения. Соответственно, бремя финансирования всех мероприятий по организации уличного освещения возложено на муниципальное образование и должно осуществляться за счет принимаемого с этой целью бюджета, следовательно, возложение обязанности по финансированию (частичному финансированию) указанных выше мероприятий на хозяйствующих субъектов (в частности ОАО «МРСК Урала») не допустимо. Освещение улиц не является платной услугой для пользователей. Соответственно, взаимоотношения между органом местного самоуправления и собственником объектов уличного освещения могут быть построены на основании соглашения о субсидировании расходов на содержание таких объектов согласно ст. 78 БК. При этом случаи и порядок такого субсидирования должны быть предусмотрены решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Возложение обязанности по освещению улиц Сосновый бог и Ясная в п. Рефтинский основываются на принадлежности ОАО «МРСК Урала» автодороги индивидуального поселка кольцевая ул. Ясная, Сосновый бор, протяженностью 721,1 м. Учитывая, что данное линейное сооружение является лишь небольшой частью улиц Ясной и Сосновый бор, из
содержания искового заявления, не следует, что именно на данной автодороге было обнаружено несоответствие параметров освещения. Выводы о недостаточности освещенности автодороги, принадлежащей ОАО «МРСК Урала» основаны на актах осмотра помещений, территорий от 01.02.2011 г., актов замеров физических факторов от 01.02.2011 и протокола лабораторных испытаний № 591 от 03.02.2011.Все эти документы составлялись без участия представителей ОАО «МРСК Урала». Процедурные нарушения, допущенные при проведении проверки, не позволяют на сегодняшний день достоверно установить на каких участках улицы (дорога, придомовая территория) проводились замеры. Фактически участок автодороги протяженностью 721,1 м., оборудован 9 светильниками, что не нашло своего отражения в документах представленных заявителем. Представитель ОАО «МРСК Урала» просит отказать прокурору в иске.
Выслушав объяснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Установлено, что в ходе рассмотрения заявления жителей улиц Ясная и Сосновый бор в п. Рефтинский об отсутствии освещения данных улиц прокуратурой г. Асбеста совместно со специалистом- фельдшером-лаборантом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво» Елькиной Л.А. произведены осмотр территории и измерение физического фактора- искусственной освещенности улиц Ясная и Сосновый бор. В ходе измерений установлено, что искусственная освещенность данных улиц составила от 0 до 3 люксов. При этом согласно п. 2.1.12 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Нормы освещенности приведены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам. Согласно данному приложению переходные аллеи и дороги территории жилых зданий должны быть освещены. Освещенность должна составлять не менее 4 люкс.
Согласно п. 7.28 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» средняя горизонтальная освещенность улиц и дорог местного значения с автомобильным движением низкой интенсивности составляет 4 люкс.
Таким образом, освещенность в указанном месте не соответствует установленным нормативам и значительно темнее, чем это предусмотрено данными нормативами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ № 30/002/2011-074 от 19.01.2011 сооружение-автодорога индивидуального поселка кольцевая ул. Ясная, Сосновый бор, Литер 1, протяженностью 721,1 м находится в собственности открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала».
В соответствии, со ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться, создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация освещения улиц городского округа является вопросом местного значения. Данный вопрос разрешается в интересах -всех жителей муниципального образования, а также граждан, посещающих это муниципальное образование, то есть в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно п. 32 ст. 30 Устава городского округа Рефтинский организация освещения улиц относится к полномочиям администрации городского округа Рефтинский, главой которой в соответствии с п. 3 ст. 27 Устава городского округа Рефтинский является глава городского округа Рефтинский.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные унитарные предприятия, формировать и размещать муниципальные заказы, заключать для этих целей договоры.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог. В свою очередь элементы обустройства автомобильных дорог входят в понятие автомобильной дороги. Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог является дорожной деятельностью. Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, администрация городского округа Рефтинский в лице её главы и ОАО «МРСК Урала» обязаны совместно обеспечить освещение дорог по улицам Ясная и Сосновый бор уровнем не менее чем 4 люкса. Обеспечение надлежащего освещение дорог обеспечит безопасность неопределенного круга лиц- любого, кто будет находиться на дорогах по улицам Ясная и Сосновый бор в п. Рефтинский Свердловской области в темное время суток.
При этом суд учитывает, что в собственности ОАО «МРСК Урала» находится только 721,1 м дороги, проходящей вдоль улиц Ясная и Сосновый бор.
Суд не усматривает противоречия между составленными специалистами актами. В акте осмотра территории( л.д.5) указано, что осмотрены автомобильные дороги, проходящие вдоль индивидуальных жилых домов(частный сектор). В данном случае, придомовая территория и территория автодороги совпадают.
Присутствие или отсутствие представителей ответчиков в момент проведения осмотра территории на результат осмотра повлиять не могли, так как замер освещенности проводился специалистом- фельдшером-лаборантом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво». Исправность люксметра- яркомера сомнения у участников процесса не вызывает.
Суд учитывает тот объем работы, который предстоит проделать администрации городского округа Рефтинский(ГОР) по передаче бесхозяйных улиц в собственность округа и организации в этом районе поселка надлежащего освещения(проведение необходимых конкурсов, внесение изменения в бюджет ГОР и т.д.), поэтому считает возможным установить срок для организации освещения указанных улиц до 01.09.2011г.
С учетом того, что вдоль автодороги, собственником которой является ОАО «МРСК Урала», уже установлены 9 светильников и проверка их работы в ночное время не займет много времени, суд считает возможным установить данному ответчику срок для организации освещения своего участка автодороги до 01.09.2011г.
Согласно ст. 89 ГПК РФ, подпункта 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в доход государства по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать главу городского округа Рефтинский организовать освещение улиц Сосновый бор и Ясная в п. Рефтинский Свердловской области уровнем не менее 4 люкс в темное время суток в срок до 01 ноября 2011 года.
Обязать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» организовать освещение дороги вдоль улиц Сосновый бор и Ясная в п. Рефтинский Свердловской области, находящейся в собственности ОАО «МРСК Урала», протяженностью не менее 721,1 м уровнем не менее 4 люкс в темное время суток в срок до 01 сентября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Л.В.Чечулина