Решение от 26.05.2011 г.



                                                                                                                                           Решение составлено: 31.05.2011 г.

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 года                                                                                                                         г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Акимовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-462/2011 по исковому заявлению Чирковой В. А., Чиркова В. С. к Администрации Малышевского городского округа «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди».                                                                         

                                                                       УСТАНОВИЛ:

Истцы Чиркова В. А., Чирков В. С. обратились в суд с исковым заявлением к ответчику Администрации Малышевского городского округа «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди», указав, что 20 сентября 2010 года сгорел многоквартирный дом по адресу *Адрес*. В данном многоквартирном доме находилось 7 квартир, из которых квартира под № *Номер* принадлежала истцам на праве собственности на основании договора передачи квартиры в собственность граждан (приватизации) от 6 апреля 1993 года. Квартира истцов состояла из двух комнат общей площадью 46,7 кв.м. жилой 34,1 кв.м. После пожара от жилого дома остался только фундамент.

Было проведено расследование, по результатам которого установлено, что причиной пожара послужило неосторожность при курении БПВ, соседа истцов по дому. Именно он был признан виновником произошедшего пожара. Сам же БПВ погиб от произошедшего пожара.     

Таким образом, как указывают истцы, они лишились всего, что было приобретено ими за долгие годы. И, будучи людьми не молодыми, они остались без крыши над головой. Долгое время они проживали в бане. Никакого другого жилого помещения у них никогда не было и нет. Поэтому, в настоящее время истцы вынуждены снимать жилое помещение в наем.

Истцы неоднократно обращались в администрацию пос. Малышева по вопросу обеспечения их жильем по договору социального найма, в связи со сложившейся ситуацией. Сдали все необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

В настоящее время истцы стоят в очереди в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, их номер в очереди - 120. Администрация Малышевского городского округа отказывается предоставить им жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, мотивирую свой отказ тем, что помимо них, в пос. Малышева имеются другие граждане, нуждающиеся в предоставлении жилья, в том числе, и те, кому так же должно быть предоставлено жилье во внеочередном порядке. С данным отказом Администрации Малышевского городского округа истцы не согласны, считают, что жилое помещение должно быть предоставлено им вне очереди на основании с. 2 ст. 57 Жилищного кодекса.

На основании изложенного, истцы просят суд:

Обязать Администрацию Малышевского городского округа предоставить Чирковой В. А., Чиркова В. С. жилое помещение по договору социального найма, не менее двух комнат, общей площадью 46, 7 кв. м.

Истцы Чиркова В. А., Чирков В. С. судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что на сегодняшний день они жилыми помещениями на праве социального найма, либо собственности не обеспечены.

Представитель истцов Чирковой В.А., Чиркова В.С. - Павлюк И.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, юридически их обосновав.

Представитель ответчика- Администрации Малышевского городского округа -Кокарева Н.С. в судебном заседании не признала исковые требования, пояснив, что действительно, истцы в настоящее время состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, однако, в настоящее время в Малышевском городском округе отсутствуют свободные жилые помещения, которые могли бы быть предоставлены истцам по договору социального найма. Так же предоставила письменное мнение по иску (л.д. 17-19).

Заслушав истцов, представителей сторон, изучив и исследовав материалы дела суд приходит к следующему :

Как установлено в судебном заседании, согласно договора передачи квартиры в собственность граждан от 06.04.1993 г., Чирков В.С. являлся собственником жилого помещения- квартиры по адресу: *Адрес* (л.д. 6). Данная квартира состояла из двух комнат общей площадью 46,7 кв.м. жилой 34,1 кв.м.

Как следует из справки Отдела государственного пожарного надзора г. Асбеста, обозревавшегося в судебном заседании материала проверки *Номер*, 20 сентября 2010 года жилой многоквартирный дом по адресу *Адрес* был полностью уничтожен в результате пожара (л.д. 7).

По результатам расследования было установлено, что причиной пожара послужило неосторожность при курении БПВ, соседа истцов по дому. Именно он был признан виновником произошедшего пожара. Сам же БПВ погиб от произошедшего пожара

Согласно Постановления Главы Малышевского ГО № 727 от 27.12.2010 года, семья Чирковой В.А. поставлена на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма (л.д.26). Однако, как установлено в судебном заседании, согласно пояснений в судебном заседании сторон по делу, по настоящее время жилое помещение по договору социального найма истцам не предоставлено.

Как следует из ст. 49 Конституции РФ «1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Согласно ст. 49 ЖК РФ «1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)» Как следует из положений данной статьи, жилые помещения по договорам социального найма по общему правилу предоставляются из муниципального жилищного фонда.

Согласно п.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ. вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007)"Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Согласно п. 7 данного положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. Между тем, как следует из ответа на запрос суда Комитета по управлению имуществом Малышевского городского округа от 12.05.2011 г., жилой многоквартирный дом по адресу *Адрес* до сих пор числится в реестре муниципальной собственности (л.д.32). Однако, как было установлено в судебном заседании, данный жилой многоквартирный дом 20 сентября 2010 был полностью уничтожен в результате пожара, в связи с чем, у истцов отсутствует какая-либо возможность проживать нем и в данном случае, ничто не мешало ответчику исполнить свою обязанность и признать данный жилой до мне пригодным для проживания в установлено законном порядке.

            На основная изложенного, суд считает, что исковые требования Чирковой В. А., Чиркова В. С. о предоставлении им благоустроенного жилого помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению. Однако, по мнению суда, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено истцам, исходя из нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма, установленной в Малышевском городском округе, которая, согласно Постановления Главы Малышевского городского округа № 243 от 29.07.2005 г., составляет 18 кв. м.общей площади на одного человека (л.д. 25). Так как нормы статей 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего предоставления гражданам жилого помещения, аналогичного ранее занимаемому, не подлежат применению при разрешении возникшего спора, поскольку эти нормы регулируют порядок и условия предоставления жилых помещений при выселении граждан. Аналогичная позиция отражена так же и в ОПРЕДЕЛЕНИИ ВС РФ от 8 февраля 2011 г. N 85-В10-7.

            На основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования Чирковой В. А., Чиркова В. С. надлежит удовлетворить частично.

          Обязать Администрацию Малышевского городского округа предоставить Чирковой В. А., Чиркову В. С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ниже нормы предоставления общей площади жилого помещения- 36 квадратных метров общей площади жилого помещения.          

           На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198, ГПК РФ, суд

                                                                     Р Е Ш И Л :

           Исковые требования Чирковой В. А., Чиркова В. С. удовлетворить частично.

          Обязать Администрацию Малышевского городского округа предоставить Чирковой В. А., Чиркову В. С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ниже нормы предоставления общей площади жилого помещения- 36 квадратных метров общей площади жилого помещения.

          Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней.

Судья ___________________________ И.В. Архипов