Решение составлено: 27.05.2011г. Решение Именем Российской Федерации 17 мая 2011 года г. Асбест Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Акимовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-343/2011 по исковому заявлению Ростовцевой Л. А. к Территориальному отраслевому исполнительному Органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Асбесту «О признании права на получение компенсации». УСТАНОВИЛ: Истец Ростовцева Л. А. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному Органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Асбесту «О признании права на получение компенсации», указав, что она более 10 лет проработала медицинской сестрой в медицинском учреждении, расположенном в рабочем поселке Малышева, в настоящее время вышла на пенсию. В связи с этим, как считает истец, она имеет право на предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных п.п.1, 2 п.4 ст. 54 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" для медицинских и фармацевтических работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, вышедших на пенсию. Однако, при обращении в 2007 г. к ответчику ей было отказано в предоставлении данных мер социальной поддержки, по мотивам, что она вышла на пенсию не из учреждения здравоохранения. С данным отказом истец не согласна, так как, по ее мнению, он противоречит тем критериям предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам, вышедшим на пенсию, установленным областным законом от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ": наличия десятилетнего стажа работы в работы в областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, выход на пенсию. На основании изложенного, истец просила суд: Признать за ней, Ростовцевой Л. А., право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных п.п.1, 2 п.4 ст. 54 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" для медицинских и фармацевтических работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, вышедших на пенсию. Произвести перерасчет разницы компенсационных расходов оплаты жилья и коммунальных услуг, электроснабжения, между льготой медицинского работника и льготой ветеран труда с 01.января 2008 г. по февраль 2011 г. В ходе рассмотрения данного дела истец уточнила фактическое основание заявленных исковых требований, подробно указав, в качестве кого и в каких медицинских учреждениях она работала (л.д. 34-34). В судебном заседании истец Ростовцева Л. А. отказалась от исковых требований в части требований о проведения перерасчета разницы компенсационных расходов оплаты жилья и коммунальных услуг, электроснабжения, между льготой медицинского работника и льготой ветеран труда с 01 января 2008 г. по февраль 2011 г., о принятии отказа в данной части исковых требований судом вынесено отдельное определение (л.д.59), на удовлетворении исковых требований в оставшейся части настаивала, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика - ТОИОГВ СО-УСЗН МСЗН СО по г. Асбесту. в г. Асбесте, Стенина И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что исковые требования истца не признают, так как, истец, имеющая пенсионный статус, и десятилетний стаж работы в муниципальной организации здравоохранения, расположенной в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, претендует на меры социальной поддержки предусмотренные п.п.1, 2 п.4 ст. 54 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" для медицинских и фармацевтических работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, вышедших на пенсию. Однако, истец вышел на пенсию не из организации здравоохранения, а из ОАО «Малышевское рудоуправление», где перед выходом на пенсию работала контролером продукции обогащения в отделе технического контроля ОАО Малышевское рудоуправление. В связи с чем, считают, что истцу не могут быть предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанным законом. При этом пояснила, что истец в течение нескольких лет получала такие меры социальной поддержки, но они были отменены, считает, что, если бы, при наличии у истца данного стажа, она бы вышла на пенсию из организации здравоохранения, ей были бы предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные п.п.1, 2 п.4 ст. 54 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" для медицинских и фармацевтических работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, вышедших на пенсию. Так же предоставили письменные возражения по иску (л.д.18). Представители третьего лица -Администрацию Малышевского городского округа, третье лицо- заместитель Главы Администрации Малышевского городского округа Корчемкин А. В. судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменное мнение по делу, в котором просят суд рассмотреть дело в отсутствии своих представителей (л.д. 49-52). Выслушав объяснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, в соответствие с трудовой книжкой истца, истец с 02.08.1976 г. принята на должность медицинской сестры в областную детскую больницу, где работала по 03.09.1979 года. С 02.10.1979 по 30.03.1983 г. работала медицинской сестрой в медсанчасти комбината «Ураласбест», с 04. 04.1983 по 12.10.1993 г. работала в Медсанчасти 13 в пос. Малышева, Свердловской области медсестрой отделения анестезиологии и реанимации, медсестрой хирургического отделения, участковой медсестрой наркологического кабинета (л.д.21-28). Итого, истец имеет стаж работы по медицинской специальности 17 лет, из них более 10 лет работы по медицинской специальности в рабочем поселке Малышева. В 1993 г. истец уволилась из Медсанчасти 13 и устроилась на работу в Малышевское рудоуправление горнорабочей, где проработала до выхода на пенсию в 2007 г. В настоящее время работает фельдшером в ОАО «Малышевское рудоуправление» (л.д.10-14). Как следует из уточняющей справки МУЗ «Городская больница р.п. Малышева», Медико-санитарная часть №13 переименована в МУЗ «Городская больница №4р.п. Малышева» на основании Постановления Главы Администрации г. Асбеста от 01.12.1994 г., №500, и в дальнейшем, переименована в МУЗ «Городская больница р.п. Малышева», на основании Постановления Главы Администрации г. Асбеста от 21.08.2000 г., №273 (л.д.48). В судебном заседании так же установлено, что в период с 2005г. по 2007 г. истец пользовалась мерами социальной поддержки, предусмотренными п.п.1, 2 п.4 ст. 54 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" для медицинских и фармацевтических работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, вышедших на пенсию. Однако, с 2008 г.действие справки о праве на меры социальной поддержки по вышеуказанному Областному закону было прекращено решением ТОИОГВ СО УСЗН в г. Асбесте. Однако, суд не может согласиться с выводом ответчика, что истец не обладает правом на меры социальной поддержки, предусмотренные областным законом "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ". Согласно ст. 2 и ст. 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации, которая как социальное государство должна направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи и установление гарантий социальной защиты для определенных групп граждан. Приведенными конституционными положениями обусловливается создание системы гарантий социальной защиты населения, включая меры социальной поддержки лиц, занятых определенными видами трудовой деятельности либо работающих в определенных государственных и муниципальных учреждениях. Согласно ст.18 Конституции российской Федерации, права и свободы человека и гражданина находятся непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 39 Конституции Российской Федерации говорит о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст.160 Жилищного Кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 года за № 122-ФЗ ст.56, перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации были обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутой уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается Так, согласно, ст. 63 "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН"(утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) ( в ред. до 20.07.2004), врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета. Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу. Статьей 2 указанного Закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 Основ законодательства, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Пунктом 21 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию науки в стране" (далее - постановление N 517) предусмотрено, что за вышедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составляет не менее 10 лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 N 625 постановление N 517 признано не действующим на территории Российской Федерации. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) часть 2 статьи 63 Основ законодательства признана утратившей силу, статья 63 дополнена частями 4, 5, 6. В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства в редакции Закона N 122-ФЗ меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Закона N 122-ФЗ. в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых названным Федеральным законом нормах, названный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных названным Федеральным законом. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2007 N 129-О-П (далее -определение N 129-О-П) закрепленное в части 1 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками муниципальных организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало вплоть до 01.01.2005, а, напротив, обеспечивает возможность их сохранения после указанной даты. Конституционный Суд Российской Федерации выражена в определении N 129-О-П, указал, что постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет, было признано не действующим на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, то есть до принятия Закона N 122-ФЗ. Подпунктом 24 пункта 2 введенной в действие с 1 января 2005 года статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит, и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Следовательно, порядок предоставления с 1 января 2005 года пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Истец, имеющая пенсионный статус, претендует на меры социальной поддержки по Закону Свердловской области от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ". Согласно п.п.1.2 п.4 ст. 54 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" «медицинским и фармацевтическим работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, а также медицинским и фармацевтическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, настоящим Областным законом устанавливаются следующие меры социальной поддержки: (в ред. Областного закона от 16.05.2005 N 43-ОЗ) 1) освобождение нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, от платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, и от платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, либо освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме от платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области; (в ред. Областного закона от 16.05.2005 N 43-ОЗ) 2) освобождение от платы за электроснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжение (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления) в пределах нормативов, устанавливаемых Правительством Свердловской области; (в ред. Областного закона от 16.05.2005 N 43-ОЗ) На лиц, указанных в абзаце первом части первой настоящего пункта, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы по специальности в областных государственных и муниципальных организациях здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет, и проживающих на территории Свердловской области, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные в подпунктах 1 и 2 части первой настоящего пункта. (введен Областным законом от 16.05.2005 N 43-ОЗ)». Из анализа вышеназванных нормативных актов следует, что основным критерием, определяющим смысл и содержание права на получение мер социальной поддержки в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения является характер, специфика этой работы, ее социальная полезность для общества, значимость и необходимость этой деятельности именно в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах. В данном случае, законом предусмотрено наличие двух критериев для предоставления мер социальной поддержки: наличие десятилетнего стажа работы по специальности в областных государственных и муниципальных организациях здравоохранения, расположенных в поселках городского типа и выход на пенсию. Оба данных критерия у истца имеются. При этом, позиция ответчика, о том, что, если бы, при наличии у истца данного стажа, она бы вышла на пенсию из организации здравоохранения, ей были бы предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные п.п.1, 2 п.4 ст. 54 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ", основана на расширительном толковании вышеуказанных норм закона, что в данном случае недопустимо, так как противоречит самому смыслу оказания государством социальной помощи гражданам, ставит в неравное положение граждан, нуждающихся в оказании социальной помощи и нарушает установленное ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение. Суд, оценив имеющиеся по делу доказательства, представленные материалы и фактические обстоятельства, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, находит возможным исковые требования Ростовцевой Л. А. удовлетворить и признать право Ростовцевой Лидии Александровны на меры социальной поддержки, предусмотренные п.п.1, 2 п.4 ст. 54 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" для медицинских и фармацевтических работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, вышедших на пенсию. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать право Ростовцевой Л. А. на меры социальной поддержки, предусмотренные п.п.1, 2 п.4 ст. 54 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 21.08.1997 N 54-ОЗ "О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" для медицинских и фармацевтических работникам областных государственных и муниципальных организаций здравоохранения, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, вышедших на пенсию. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней.