Решение составлено: 22.06.2011г. Решение Именем Российской Федерации 17 июня 2011 года Асбест Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Архипова И.В., при секретаре Акимовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-558/2011 по исковому заявлению Астаповой Л. С. к Территориальному отраслевому исполнительному Органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Асбесту «О признании права на получение мер социальной поддержки» УСТАНОВИЛ: Истец Астапова Л. С. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному Органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Асбесту «О признании права на получение мер социальной поддержки», указав, что, с января 2005 года она получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Свердловской области от 18.07.1998 года № 26-03 "Об образовании в Свердловской области". Льгота была предоставлена истцу, как педагогическому работнику образовательного учреждения, проживающему в поселке городского типа. *Дата* истец обратилась в Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Асбесту с заявлением о выдаче ей справки, подтверждающей право истца на получение компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Однако, в выдаче справки для получения компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истцу было отказано. Отказ мотивирован тем, что справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг выдается только работникам бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах. По мнению начальника Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по г. Асбесту в связи с тем, что, истец работала в детском саду, который является структурным подразделением ГУП, ей такая льгота предоставлена быть не может. Истец считает данный отказ неправомерным, противоречащим действующему законодательству. На основании изложенного, истец просит суд: Признать право Астаповой Л. С. на получение мер социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, предусмотренных ч. 1 ст. 35 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 16.07.1998 N 26-ОЗ"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, с 02.11.2010г. В судебном заседании истец- Астапова Л. С. настаивала на заявленных исковых требованиях, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика -ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО в г. Асбесте, Стенина И.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, в связи с тем, что детский сад *Номер* не является бюджетным учреждением. По мнению ответчика, право на льготы имеют только работники, имеющие необходимый стаж работы в бюджетных учреждениях и вышедшие на пенсию. Ранее, компенсация расходов истцу предоставлялась ошибочно, по вине ГУП». Так же предоставила письменное мнение по иску (л.д.34). Представитель третьего лица- администрации городского округа Рефтинский -Коновалова Л.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что администрация является уполномоченным органом для предоставления льгот. Списки льготников, в отношении работающих граждан подает птицефабрика. В отношении пенсионеров льгота предоставляется на основании справки, выдаваемой Управлением социальной защиты населения. По мнению представителя администрации, истец имеет право на льготы, однако, администрация не имеет возможности ее предоставить ввиду отсутствия у истца соответствующей справки. На основании изложенного, представитель администрации считает исковые требования подлежащими удовлетворению.Так же предоставила письменное мнение по иску (л.д.96-97). Третье лицо - Заместитель Главы Администрации городского округа Рефтинский - Анохина Н.Е. в судебное заседание не явилась, предоставила письменный отзыв, в котором указала, что просит рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования поддерживает (л.д.62, 94-95). Выслушав объяснения сторон, третьих лиц, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, в соответствие с трудовой книжкой истца, с *Дата* истец работала музыкальным руководителем детского комбината *Номер* РП, РП была переименована в ГУП в дальнейшем в ГУП. 30.06 2006 г. Астапова Л.С. была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, *Дата* вновь принята в тот же детский сад музыкальным руководителем, и *Дата* уволена по собственном желанию (л.д.8-12). Как следует из решения Асбестовского городского суда от *Дата*, судом было принято решение признать за Астаповой Л. С. право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью ( пенс. Дело *Номер*). Согласно Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе было предложено объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений - ясли и детский сад - в единое дошкольное детское учреждение. Советам Министров Союзных республик было поручено разработать и утвердить положения об объединенных детских дошкольных учреждениях. Временное положение о дошкольном детском учреждении - яслях-саде было разработано в 1960 году. В быту появилось название «детский комбинат», которое стало применяться в деловых документах и при оформлении трудовых книжек. Детские комбинаты в своей работе руководствовались Временным положением о дошкольном детском учреждении - яслях-саде, утвержденном Постановлением Совета Министров ССР от 08.03.1960 года, Типовыми штатами дошкольного учреждения № 103, утвержденного 31.12.1971 года приказом Министерства образования СССР. В дальнейшем наименование «ясли-сад» как обозначение одного из видов детских дошкольных учреждений сохранялось вплоть до утверждения Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (Постановлении Правительства РФ от 01.07.1995г. № 677 с последующими изменениями и дополнениями), в котором предусмотрены иные наименования дошкольных образовательных учреждений. В судебном заседании так же установлено, что в период с *Дата* по *Дата* истец пользовалась мерами социальной поддержки, предусмотренными Областным законом от 16 июля 1998г. № 26-ОЗ “Об образовании в Свердловской области” для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию. Однако, с 22.11. 2010 г.действие справки о праве на меры социальной поддержки по Областному закону от 16 июля 1998г. № 26-ОЗ “Об образовании в Свердловской области” было прекращено решением ТОИОГВ СО УСЗН в г. Асбесте. Истец была уведомлена об отсутствии права на меры социальной поддержки письмом от 11.02 2011г. за исх. №662 (л.д.7). Однако, суд не может согласиться с выводом ответчика, что истец не обладает правом на меры социальной поддержки, предусмотренные Областным законом от 16 июля 1998г. № 26-ОЗ “Об образовании в Свердловской области” для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию. В соответствии со ст. ст. 2 и 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации, которая как социальное государство должна направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи и установление гарантий социальной защиты для определенных групп граждан. Приведенными конституционными положениями обусловливается создание системы гарантий социальной защиты населения, включая меры социальной поддержки лиц, занятых определенными видами трудовой деятельности либо работающих в определенных государственных и муниципальных учреждениях. Согласно ст.18 Конституции российской Федерации, права и свободы человека и гражданина находятся непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 39 Конституции Российской Федерации говорит о том, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст.160 Для исключений Федерации, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительн6ых органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 года за № 122-ФЗ ст.56, перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации были обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутой уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается Так, согласно, ст. 55 ФЗ ЗАКОН РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" ( в ред. до 20.07.2004), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Согласно редакции данного закона в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Как указано в ОПРЕДЕЛЕНИИ Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 322-О-П"ПО ЗАПРОСУ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ АБЗАЦА ТРЕТЬЕГО ПУНКТА 5 СТАТЬИ 55 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И ПУНКТА 5 СТАТЬИ 83 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" « Жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"). Согласно этому акту квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости; жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в данной местности (пункт 10). Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (его пункт 1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей). Указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании". Истица, имеющая пенсионный статус, претендует на меры социальной поддержки по Закону Свердловской области от 16 июля 1998г. № 26-ОЗ “Об образовании в Свердловской области”. Статьей 35 Закона Свердловской области от 16.07.1998 г. № 26-03 «Об образовании в Свердловской области» предусмотрено, что педагогические работники образовательных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, на первоочередное предоставление жилой площади. Для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, областных государственныхобразовательных организациях, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, областных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, указанным законом устанавливается мера социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666 государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 3). К дошкольным образовательным учреждениям относится образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое (п.7) Детский сад № *Номер* является структурным подразделением ГУП», расположенным в *Адрес* вне территории промышленной зоны, что подтверждается Положением о внутренних структурных подразделениях ГУП Согласно положению ГУП структурного подразделения детский сад № *Номер* общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и интеллектуального развития воспитанников, детский сад является структурным подразделением предприятия. Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, собственниками имущества являются Министерство по управлении государственным имуществом Свердловской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области(1.3.). Вид - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и интеллектуального развития воспитанников (п.1.5.). Деятельность Детского сада *Номер* направлена на реализацию основных задач дошкольного образования (л.д. 72-90) Свидетельством о государственной аккредитации подтверждается, что структурное подразделение ГУП детский сад № *Номер* прошло государственную аккредитацию по результатам которой установлен следующий государственный статус: дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического и интеллектуального развития воспитанников (л.д. 14). Детский сад № *Номер* имеет право осуществлять образовательную деятельность - дошкольное образование, в соответствии с лицензией (л.д.15-16). Доводы ответчика ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г.Асбесту о том, что организация, работа в которой в течение 10 лет предоставляет право на льготу при выходе на пенсию должна быть бюджетной, то есть, ее финансирование должно осуществляться за счет средств бюджета, не основаны на законе. Областной закон от 16.07.1998 г. № 26-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» такого ограничения не содержит, указывает, что право на получение компенсации имеют педагогические работники областных государственных образовательных организаций, а так же муниципальных образовательных организаций (ст. 35 Областного закона). Понятие, использованное в указанном Областном законе - «образовательные организации», не ограничивается только определением самостоятельного юридического лица, позволяет отнести к трудовому стажу, необходимому для получения компенсации как работу в самостоятельном юридическом лице, так и в структурном подразделении юридического лица, собственником имущества которого является субъект Российской Федерации либо муниципальное образование, при условии осуществления им образовательной деятельности. Из исследованных в судебном заседании документов, подтверждающих статус организации в которой работала истец следует, что детский сад № 53 «Петушок» является образовательной организацией, и, учитывая статус ГУП «Птицефабрика «Рефтинская», имущество детского сада, как и имущество предприятия, принадлежит на праве собственности Свердловской области, полномочиями собственника наделены соответствующие органы государственного управления. В соответствии с п. 7 Порядка рассмотрения заявлений о полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплат этих компенсаций отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 г. № 1558-ПП, справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, работникам бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, выдается организацией-работодателем сроком на один календарный год. Лицам, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законами Свердловской области, из числа категорий, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства без ограничения срока действия на основании записей в трудовой книжке и (или) справки, выданной работодателем, заверенной подписью руководителя и печатью организации, или архивной справки. Суд, оценив имеющиеся по делу доказательства, представленные материалы и фактические обстоятельства, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, находит возможным исковые требования Астаповой Л. С. удовлетворить и признать право Астаповой Л. С. на получение мер социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, предусмотренных ч. 1 ст. 35 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 16.07.1998 N 26-ОЗ"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, с 22.11.2010г. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Астаповой Л. С. удовлетворить. Признать право Астаповой Л. С. на получение мер социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, предусмотренных ч. 1 ст. 35 ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА от 16.07.1998 N 26-ОЗ"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" для педагогических работников областных государственных образовательных организаций, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, с 22.11.2010г. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней.