Решение от 26.07.2011 г.



Дело № 2-811 /2011                       Мотивированное решение изготовлено 27.07.2011г.                                                             

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                   26 июля 2011 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Шутелевой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огородникова Л.М. к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях,

                                                                   УСТАНОВИЛ:

Истец Огородников Л.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, указав, что *Дата* он обратился в отдел назначения и выплаты пенсий Государственного учреждения -Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 ст.1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. *Дата* истец получил письменное решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области *Номер* об отказе в установлении пенсии. Согласно данному решению в специальный трудовой стаж истца не был зачтен период работы с *Дата* по *Дата* (02.00.00) грузчиком асбеста комбината «Ураласбест». В специальный трудовой стаж истца учтено ----., что не дает истцу права на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку №1. С решением об отказе в назначении пенсии истец не согласен, просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, указанный период работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с *Дата*, то есть с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

Представители УПФ РФ по г. Асбесту иск не признают, представили письменное мнение по иску, в судебном заседании на своих возражениях настаивают, указав, что спорный период работы истца не включен как в общий, так и в льготный стаж работы, право на досрочную трудовую пенсию истец приобретает только при исполнении ему возраста 51 года.

Представитель третьего лица, ОАО «Ураласбест», иск Огородникова Л.М. поддержал.

Выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Установлено, что *Дата* истец обратился в отдел назначения и выплаты пенсий Государственного учреждения -Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 ст.1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. *Дата* истец получил письменное решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области *Номер* об отказе в установлении пенсии. Согласно данному решению в специальный трудовой стаж истца не был зачтен период работы с *Дата* по *Дата* (02.00.00) грузчиком асбеста комбината «Ураласбест». В специальный трудовой стаж истца учтено 9 лет 02 мес. 25 да., что не дает истцу права на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку №1.

Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные трудовые пенсии, за назначением которой обратился истец, закреплены в ст. 27

Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее -Закон).

В соответствие с п.п.1 п.1 ст. 27 Закона досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении ими возраста 50 лет в том случае, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 указанного Закона, на один год за каждый полный год такой работы.

В соответствие с п. 2 ст. 27 Закона, п.1 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. № 517 и п. 1 Перечня списков производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537, при назначении данного вида пенсии применялся и применяется в данное время Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от

26.01.1991 г. №10.

Не оспаривая тот факт, что истец в спорный период работал во вредных условиях труда, работа в которых включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, ответчик не включил спорный период в его общий и льготный стаж, указав, что, соответствии с частью 3 ст. 104 УИК РФ время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. До введения в действие этого кодекса действовал Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от18.12.1970 г. (с последующими изменениями и дополнениями), согласно статьи 94 которого время отбывания исправительных работ засчитывалось в общий трудовой стаж, начиная с 23.07.1992 г. Время отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ за период до 23.07.1992 включается в общий трудовой стаж при обязательном наличии соответствующего судебного решения. И только при таких обстоятельствах периоды отбывания наказания в виде исправительных работ до

23.07.1992 г. могут быть засчитаны в специальный трудовой стаж, если работник был
занят на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, при условии
подтверждения льготного характера работы соответствующими документами(мнение
ответчика по иску в деле имеется).

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.

В соответствии с пунктом 6 раздела II вышеуказанных Правил, который называется "Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж", основным документом,

подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (статья 27) и отбывалось осужденными, как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.

По общему правилу, которое устанавливалось статьей 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке.

Однако при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Из материалов дела видно, что в трудовой книжке Огородникова Л.М. имеется запись о том, что время работы с *Дата* по *Дата* (02.00.00) грузчиком асбеста комбината «Ураласбест» не засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, в суд для решения вопроса о включении времени отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж в порядке статьи 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР истец не обращался, соответствующего определения суда не имеется.

Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" часть 4 статьи 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР изложена в новой редакции, согласно которой время отбывания исправительных работ засчитывается в общий трудовой стаж.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от *Дата* N 2989-1 указанный Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением изменений в статью 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР.

Поскольку ни сам Закон Российской Федерации от *Дата* N 2988-1, ни Постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие указанного Закона Российской Федерации, не содержат указаний о придании Закону обратной силы, время отбывания исправительных работ без лишения свободы подлежит включению в общий трудовой стаж осужденного в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации от *Дата* N 2988-1, а именно, после *Дата* - даты официального опубликования настоящего Закона.

Огородников Л.М. отбывал наказание в виде исправительных работ с *Дата* по *Дата* (02.00.00), и в соответствии с действующей на тот момент редакцией части 4 статьи 94 Исправительно-трудового кодекса РСФСР время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий и непрерывный трудовой страж осужденного не засчитывалось независимо от того, уплачивались или нет за осужденного взносы на государственное социальное страхование.

При указанных обстоятельствах у ответчика, а в настоящее время и у суда отсутствуют правовые основания для включения Огородникову Л.М. в общий трудовой стаж и в льготный стаж периода отбывания наказания в виде исправительных работ с *Дата* по *Дата* (02.00.00) грузчиком асбеста комбината «Ураласбест».

Таким образом, требования истца о включении оспариваемого им периода работы в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, незаконны и необоснованны.

Истец на момент обращения в ГУ-УПФ РФ по городу Асбесту не имел специального трудового стажа по Списку № 1 сроком 10 лет. Следовательно, право у истца на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсия в РФ» на 15.02.2011г. отсутствует.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Огородникова Л.М. к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательном виде.

Судья                                                                            Л.В. Чечулина