Решение от 06.07.2011 г.



Дело № 2-489/02011                

                                                          Р Е Ш Е Н И Е       

                                                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     06 июля 2011 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Шутелевой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Ю. Н. к Администрации городского округа Рефтинский о предоставлении земельного участка размером 1968 кв. м в аренду,

                                                             У С Т А Н О В И Л :

Истец Овчинников Ю.Н. обратился в суд с иском Администрации городского округа Рефтинский о предоставлении земельного участка размером 1968 кв. м в аренду, указав, что на основании договора купли-продажи от *Дата*., заключенного между истцом и ГУП СО «Лесохозяйственное производственное объединение», Овчинников Ю.Н. является собственником летнего домика, *Номер*,в общей площадью ----- кв.м., расположенного по *Адрес* *Номер*. Договор купли-продажи заключен по результатам открытого аукциона состоявшегося 03.08.2010г., проводившегося СОГУ «Фонд имущества Свердловской области».

Приобретенный истцом объект недвижимости «Летний домик» расположен на земельном участке площадью 1968 кв.м., относящийся к категории земель: земли населённых пунктов с кадастровым номером *Номер* с видом разрешенного использования: Пост патрулирования лесной охраны. Земельный участок является государственной собственностью. Правообладателем земельного участка является Асбестовский лесхоз. Истцом 06.12.2010г. в Администрацию городского округа Рефтинский подано заявление о предоставлении указанного земельного участка размером 1968 кв.м. в аренду с целевым использованием под объект рекреации.

Пунктом 1 Постановления Главы городского округа Рефтинский от 14.02.2011г. за № 60"" утверждена схема расположения предоставляемого истцу земельного участка ориентировочной площадью ----- кв.м. с разрешенным использованием под объект оздоровительного и рекреационного назначения - летний домик, формируемого из земельного участка с кадастровым номером *Номер*.

Пункт1 Постановления от 14.02.2011г. в части отказа в предоставлении земельного участка общей площадью 1968 кв.м. истец считает незаконным.

Истец считает, что у главы администрации городского округа Рефтинский не имеется законных оснований для предоставления земельного участка меньшей площадью.

Истец просит обязать Администрацию городского округа Рефтинский предоставить ему на праве аренды земельный участок, расположенный, согласно выписке кадастрового паспорта земельного участка, по адресу: *Адрес* с кадастровым номером *Номер* площадью 1968 кв.м. с разрешенным использованием под объект оздоровительного и рекреационного назначения.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении своего требования.

Представитель истца, ссылаясь на действующее земельное законодательство, поддержал его требования в полном объеме.

Представители ответчика, Администрации городского округа Рефтинский, исковые требования Овчинникова Ю.Н. не признали, указав, что для проведения кадастровых работ земельного участка с целью уточнения его границ и площади, руководствуясь пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ и пунктом 10 статьи 3 федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», главой городского округа Рефтинский и принято постановление от 14.02.2011 года № 60 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории». Земельный участок, подлежащий предоставлению истцу под объектом собственности - летним домиком, определён в границах, учитывающих фактическое землепользование в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка) и соответствует Строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» приложение № 7. Испрашиваемое разрешенное использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию, указанному в предоставленном кадастровом паспорте земельного участка: разрешённое использование в соответствии с заявлением от 06.12.2010 года о предоставлении земельного участка и исковым заявлением в суд от 31.03.2011 года «под объект рекреации (база отдыха)» и «под объект оздоровительного и рекреационного назначения» соответственно; разрешённое использование земельного участка согласно выписке из государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка от 16.12.2010 года) «пост патрулирования лесной охраны». Постановлением главы городского округа от 14.02.2011 года № 60 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории» разрешённый вид земельного участка определен «под объект оздоровительного и рекреационного назначения» в соответствии с разрешённым использованием, расположенного на земельном участке объекта недвижимости истца - летнего домика.

  1. На испрашиваемом земельном участке имеются иные объекты недвижимости, принадлежащие иным собственникам, либо бесхозяйные объекты недвижимости. В настоящее время администрацией городского округа Рефтинский проводятся мероприятия по постановке двух капитальных строений (сторожка и летний домик), расположенных на земельном участке «Пост патрулирования лесной охраны» на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества для последующего оформления права муниципальной собственности.

            Представитель третьего лица, ГОУ СО «Лесохозяйственное производственное объединение», в судебном заседании поддержал требования истца в полном объеме, указав, что в случае передачи решением суда истцу земельного участка размером 1968 кв. м., ГОУ СО «ЛХПО» откажется от прав на него.

Представитель третьего лица, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, в судебное заседание не явился, представил письменное мнение по иску, разрешение спора оставляет на усмотрение суда.

             Представитель третьего лица, СОГУ «Фонд имущества Свердловской области» в судебное заседание не явился, представил письменное мнение по иску, разрешение спора оставляет на усмотрение суда.

Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, допросив свидетеля Л.Т.В., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с договором № *Номер* от *Дата* г., заключенным между ГУП СО «Лесохозяйственное производственное объединение» (Организатор торгов) и С0ГУ «Фонд имущества Свердловской области» (Специализированная организация) 03.08.2010 года был проведен аукцион на право заключения договора купли-продажи объекта недвижимого имущества (летний домик, *Номер*,в, общей площадью ----- кв.м., расположенный по адресу: *Адрес* принадлежащего организатору торгов на праве хозяйственного ведения.

Начальная цена аукциона в сумме ---руб. была установлена на основании рыночной стоимости предмета аукциона, определенной независимым оценщиком ООО «Трансэнергоресурс» (отчет об оценке № 53 от 03.03.2010г), и включала в себя рыночную стоимость земельного участка площадью 1968 кв.м. в размере ---руб.( л.д.36).

По итогам торгов их победителем был признан Овчинников Ю. Н., предложивший большую цену - ----- руб.. Договор купли-продажи недвижимого имущества был заключен между Овчинниковым Ю.Н. и ГУП СО «Лесохозяйственное производственное объединение», подписан сторонами 09.08.2010г.( л.д.5).

Приобретенный истцом объект недвижимости «Летний домик» расположен на земельном участке площадью 1968 кв.м., относящийся к категории земель: земли населённых пунктов с кадастровым номером *Номер* с видом разрешенного использования: *Адрес*. Земельный участок является государственной собственностью.

Истцом 06.12.2010г. в Администрацию городского округа Рефтинский было подано заявление о предоставлении указанного земельного участка размером 1968 кв.м. в аренду с целевым использованием под объект рекреации.

Главой городского округа Рефтинский принято постановление от 14.02.2011 года № 60 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории». Земельный участок, подлежащий предоставлению истцу под объектом собственности - летним домиком, определён в границах, учитывающих фактическое землепользование в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка), соответствует Строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» приложение № 7( л.д.11).

Пунктом 1 Постановления Главы городского округа Рефтинский от 14.02.2011г. за № 60"" утверждена схема расположения предоставляемого истцу земельного участка ориентировочной площадью 182,0 кв.м. с разрешенным использованием под объект оздоровительного и рекреационного назначения - летний домик, формируемого из земельного участка с кадастровым номером 66:69:0101002:45.

Пункт1 Постановления от 14.02.2011г. в части отказа в предоставлении земельного участка общей площадью 1968 кв.м., расположенного по адресу: *Адрес* под объектом принадлежащего истцу на праве собственности недвижимого имущества истец считает незаконным.

В силу п.1 ст.35 Земельного кодекса РФ при переходе прав собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Согласно п.З ст.35 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

Частью 1 пункта 1 ст.36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с настоящим Кодексом. С учетом положений ч.2 п.2 ст.36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Решением Исполнительного комитета Рефтинского поселкового Совета народных, депутатов трудящихся от 23.05.1973 г. за № 37, утвержденного решением Исполнительного комитета Асбестовского городского Совета депутатов трудящихся от 24.05.1973г. за № 149 спорный земельный участок размером 0,15 га был отведен Рефтинскому лесничеству, правопреемником которого в последующем стало ГУП СО «Асбестовский лесхоз». В настоящее время земельный участок увеличен до размера 1968 кв. м. Сторонами его размер не оспаривается. Документ, подтверждающий увеличение земельного участка до 1968 кв. м., сторонами не предоставлен.

В настоящее время правопреемником ГУП СО «Асбестовский лесхоз» является ГУП СО «Лесохозяйственное производственное объединение», с которым как уполномоченным лицом от имени собственника истцом заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, в введении и пользовании которого находится спорный земельный участок в настоящее время в существующих ранее предоставленных границах.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с 1 июля 2006 года, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3, части 2 статьи 8 Закона Свердловской области от 07.07.2004 г. № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», части 1 статьи 432, части 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, предметом земельных и гражданских правоотношений, и, соответственно, объектом аренды может быть только земельный участок, идентифицированный как объект недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Таким образом, для определения земельного участка как объекта недвижимого имущества, указанный земельный участок должен обладать характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, то есть, поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с представленными представителем ответчика материалами, не имеется доказательств наличия участка площадью 182, 0 кв.м., как это следует из Постановления Главы ГО Рефтинский. Земельный участок площадью 182 кв. м не поставлен на кадастровый учет.

Приобретение каких-либо прав на земельный участок (в данном случае права аренды) возможно только после проведения кадастрового учета. В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.

Доказательств того, что земельному участку размером 182 кв. м. присвоен кадастровый номер, в материалах дела не имеется.

Истец просит обязать Администрацию городского округа Рефтинский предоставить ему на праве аренды земельный участок, расположенный, согласно выписке кадастрового паспорта земельного участка, по адресу: *Адрес* с кадастровым номером *Номер* площадью 1968 кв.м. с разрешенным использованием под объект оздоровительного и рекреационного назначения. Не соглашаясь с вышеуказанным постановлением Главы городского округа Рефтинский, истец, однако, не обжалует его.

Несмотря на то, что, что Администрация городского округа Рефтинский необоснованно предоставила истцу земельный участок, который не стоит на кадастровом учете, суд не может согласиться с требованиями истца по следующим основаниям.

На испрашиваемом земельном участке имеются иные объекты недвижимости, принадлежащие иным собственникам, либо бесхозяйные объекты недвижимости. Факт нахождения на испрашиваемом земельном участке иных объектов недвижимости подтверждается следующими документами:

а) выкопировка из схемы земельного участка, изготовленная ОАО «Архитектурно-градостроительная компания»( л.д.13,20, 46);

б) технические паспорта Асбестовского БТИ и РН на 3 капитальных строения,
расположенных на земельном участке «*Адрес* л.д.116-145);

в) справка и письмо Асбестовского БТИ и РН от 17.05.2011 года № 365( л.д.104);

г) фотографии, приобщенные к материалам дела ( л.д.56-65, 149, 150).

Справка Асбестовского БТИ и РН от 28.01.2011 года № 379( л.д.19) не является подтверждением того, что на земельном участке кордона *Адрес* имеется единственное строение, принадлежащее Овчинникову Ю.Н. Указанная справка является подтверждением того, что в отношении одного строения проводилась регистрация права собственности( л.д.9).

Свидетель Л.Т.В., бывший главный бухгалтер Асбестовского лесхоза, подтвердила, что ранее Асбестовским лесхозом на территории кордона хозяйственным способом были построены несколько зданий, но поставлено на балансовый учет только одно здание- летний домик. Сторожка была необходима для дежурства сторожа, который круглогодично охранял лодки лесхоза. В настоящее время лодок на территории поста нет, соответственно, нет сторожа. Пост патрулирования лесной охраны также не функционирует по назначению.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения.

В судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" администрация городского округа Рефтинский намерена принять участие в организации добровольной пожарной дружины, поскольку вопрос предотвращения лесных пожаров является очень актуальным в настоящее время.

Согласно ст. 5Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" Органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 11 этого же Закона Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 12 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране"

1. Имущество, используемое добровольной пожарной охраной, формируется посредством передачи имущества учредителя (учредителей) во владение, в аренду и (или) в безвозмездное пользование на долгосрочной основе добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине, взносов и пожертвований, поступлений от мероприятий, проводимых в соответствии с уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, за счет средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений (в том числе средств страховых организаций, осуществляющих страхование имущества и (или) гражданской ответственности на случай пожара).

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе в порядке оказания поддержки передавать во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе общественным объединениям пожарной охраны здания, сооружения, служебные помещения, оборудованные средствами связи, автотранспортные средства, оргтехнику и иное имущество, необходимое для достижения уставных целей общественных объединений пожарной охраны. Имущество, полученное общественными объединениями пожарной охраны за счет средств поддержки, оказанной органами государственной власти и органами местного самоуправления, подлежит раздельному учету.

Представитель ответчика указала, что, поскольку ГУП СО «Лесохозяйственное промышленное объединение» отказывается от прав на спорный земельный участок размером 1968 кв. м., администрация поселка готова передать его по назначению для устройства поста охраны от лесных пожаров, так как участок расположен на берегу водохранилища, откуда хорошо просматривается близлежащая территория и территория противоположного берега. Учитывая, что рядом начинается территория Асбестовского городского округа, непосредственно с другой стороны спорного участка расположена база отдыха, ответчик считает, что территория спорного земельного участка идеально подходит для организации поста охраны от пожаров. Для этих целей ответчик в настоящее время принимает меры к установлению собственника других объектов на спорном земельном участке и, если таких не будет установлено, намерен обращаться в суд с иском о признании зданий бесхозяйными, с тем, чтобы принять их в муниципальную собственность, распорядиться ими для вышеуказанных целей.

В подтверждение намерений администрации ГОР представитель ответчика предоставила запросы в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области на предмет отсутствия строений в реестре областной и федеральной собственности соответственно.

Спорный участок доступен для подъезда к нему автомобилей, к участку проведено электричество.

Независимо от того, за кем будет признано право собственности на другое строение, находящееся на спорном земельном участке размером 1968 кв. м ( либо администрация ГОР, либо ГУП СО «Лесохозяйственное промышленное объединение»), этот собственник строения, как и истец, вправе претендовать на часть этого земельного участка.

Согласно ст. ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О приватизации государственного и муниципального имущества") При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Таким образом, требование истца о предоставлении ему на праве аренды земельного участка, расположенного, согласно выписке кадастрового паспорта земельного участка, по адресу: *Адрес* с кадастровым номером *Номер* площадью 1968 кв.м. с разрешенным использованием под объект оздоровительного и рекреационного назначения размером 1968 кв. м. заявлено преждевременно, является необоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                                 Р Е Ш И Л :

В иске Овчинникова Ю. Н. к Администрации городского округа Рефтинский о предоставлении земельного участка размером 1968 кв. м в аренду отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                    Чечулина Л.В.