Решение от 25.08.2011



Дело № 2- 807 /2011                       .                                                         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                   25 августа 2011 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Шутелевой Э.Н.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шантариной Т.В. к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях,

                                                                   УСТАНОВИЛ:

Истец Шантарина Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, указав, что 13.04 2011 года она обратилась в отдел назначения и выплаты пенсий Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. № 173-ФЗ. *Дата* истец получила письменное решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области *Номер* об отказе в установлении пенсии. Согласно данному решению в специальный трудовой стаж истца не были зачтены периоды работы <данные изъяты> - машинистом вентиляционных и аспирационных установок, занятым на полупромышленной установке обогатительной фабрики в Центральной лаборатории по контролю производства АО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат»; <данные изъяты> - пробоотборщиком, занятым отбором и обработкой проб на обогатительных фабриках в Центральной лаборатории по контролю производства ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат».

С решением об отказе в назначении пенсии истец не согласна, просит включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, указанные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с *Дата*, то есть с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении своих требований.

Представитель истца Завалина Ю.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ГУ- УПФ РФ в г. Асбесте иск не признает, представил письменное мнение по иску, в судебном заседании на своих возражениях настаивал.

Представитель третьего лица, ОАО «Ураласбест», в судебное заседание не явился, ранее иск Шантариной Т.В. не поддержал, указав, что истец не была занята 80% своего рабочего времени во вредных условиях труда.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля Б.О.Н. изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Установлено, что *Дата* Шантарина Т.В. обратилась в отдел назначения и выплаты пенсий Государственного учреждения -Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.

*Дата* истец получила письменное решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области *Номер* об отказе в установлении пенсии. Согласно данному решению в специальный трудовой стаж истца не были зачтены периоды работы с *Дата* по *Дата* (0.01.20) - машинистом вентиляционных и аспирационных установок, занятым на полупромышленной установке обогатительной фабрики в Центральной
лаборатории по контролю производства ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат»; с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - пробоотборщиком, занятым отбором и обработкой проб на обогатительных фабриках в Центральной лаборатории по контролю производства ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат».

Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные трудовые пенсии, за назначением которой обратился истец, закреплены в ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее -Закон).

В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Закона досрочная трудовая пенсия назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы женщинам;

В соответствии с п.З ст.1, п.2 ст.27 Закона, п.1 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. № 517 и п. 1 Перечня списков производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537, при назначении данного вида пенсий применялся и применяется в данное время Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10.

По смыслу действующего пенсионного законодательства РФ право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой во вредным условиях труда, законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Исходя из этого, законодатель предусмотрел возможность утверждения Правительством РФ Списков должностей и учреждений, работа в которых влечет преждевременную утрату трудоспособности и профессиональной пригодности из-за вредных условий труда, и является основанием при выработке установленного законодательством специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии.

Ответчик не включил в специальный стаж истца период ее работы с 01.04.1994 г. по 20.05.1994 г. (0.01.20) машинистом вентиляционных и аспирационных
установок, занятый на полупромышленной установке обогатительной фабрики в Центральной лаборатории по контролю производства ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат».

Указанный период исключен из стажа на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, так как в справке № 29-02/05 от 29.03.2011 г., выданной предприятием-работодателем, указано, что право на льготное пенсионное обеспечение не подтверждается. Согласно инструкции по профессии машинист вентиляционных и аспирационных установок, занятый на полупромышленной установке обогатительной фабрики был занят не только обслуживанием ВАУ и вспомогательного оборудования на ППУ, а так же осуществлял контроль за работой вентиляционных и аспирационных установок технологического процесса выделенного для опробования участка в основных цехах обогатительной фабрики, производил опробование исходной руды и продуктов обогащения, проводил испытания отобранных проб, оформлял результаты испытаний, то есть дополнительно выполнял работы, не предусмотренные для данной профессии Списком № 2, раздел XVII, п/р.З, 2180300а-13616.

Ответчик также не включил в специальный стаж истца период ее работы с *Дата* по *Дата* (*Дата*) пробоотборщиком занятым отбором и обработкой
проб на обогатительных фабриках в Центральной лаборатории по контролю производства ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат».

Период исключен из стажа на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, так как в уточняющей справке от *Дата* *Номер* подтверждается льготный стаж Шантариной Т.В. только до *Дата*. В справке *Номер* от *Дата* уточнено, что Шантарина Т.В. с *Дата* работает, пробоотборщиком лаборатории санитарно-промышленного и экологического контроля, а Списком *Номер* раздел XVII пункт 3 «а» предусмотрены пробоотборщики, занятые отбором и обработкой проб на обогатительных фабриках. В данной справке указано, что основными обязанностями пробоотборщика ЛСПиЭК являются :

отбор проб загрязняющих веществ в промышленных выбросах в атмосферу от источников загрязнения Асбестообогатительной фабрики, подразделений ОАО «Ураласбест», других предприятий с соблюдением требований нормативных документов;

производство инструментальных замеров и расчетов по определению производительности вентиляционных систем, эффективности работы пылегазоулавливающих установок (ПТУ) Асбестообогатительной фабрики, подразделений ОАО «Ураласбест», других предприятий с соблюдением требований нормативных документов;

производство инструментальных замеров и расчетов кратности воздухообмена помещений Асбестообогатительной фабрики, подразделений ОАО «Ураласбест», других предприятий с соблюдением требований нормативных документов;

производство отборов проб загрязняющих веществ атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны ОАО «Ураласбест» и прилегающей жилой застройке.

Кроме того, индивидуальные сведения за период с *Дата* по *Дата* представлены без кода льготной профессии.

Согласно п.5 разъяснения Минтруда России от *Дата* *Номер* право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Картой аттестации рабочего места пробоотборщика лаборатории санитарно-промышленного и экологического контроля не подтверждается постоянная 80% занятость истца во вредных условиях труда, а подтверждается занятость истца во вредных условиях труда только на 50%.

Процент занятости определен на основании хронометражных наблюдений.

Вредные условия труда компенсируются истцу повышенной оплатой труда, дополнительным отпуском, оплатой спецжиров.

Истец получает спецодежду, каску, рукавицы, респиратор.

В представленных работодателем документах указано, что истец производила забор анализов на асбофабриках (производство 1,2), в Рудоуправлении, на ремонтно-механическом заводе(РМЗ),энергоуправлении, заводе Промтехвзрыв.

Данные факты подтвердила мастер указанной лаборатории Б.О.Н., которая указала также, что только часть рабочего времени пробоотборщик занят отбором проб. Кроме этого, пробоотборщиком производится обработка проб воздуха на аппаратах, делаются расчеты. Пробоотборщик не находится постоянно в помещении, где он отбирает пробы. Обработка проб происходит в специально отведенном помещении. Свидетель подтвердила, что пробоотборщики лаборатории санитарно-промышленного и экологического контроля никогда не пользовались правом на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку № 2.

Кроме того, проанализировав предоставленные работодателем журналы производства работ, а также другие документы, можно сделать вывод о том, что Шантарина Т.В. производила отбор проб воздуха не только в основных технологических цехах на асбофабриках, но <данные изъяты> в здравпунктах автотранспортного предприятия и др., то есть на предприятиях, не связанных с производством асбеста, где отсутствует асбестопородная пыль.

Таким образом, для подтверждения права пробоотборщика лаборатории санитарно-промышленного и экологического контроля на льготное пенсионное обеспечение оснований нет.

Тот факт, что в период работы истцу выдавались средства индивидуальной защиты, предоставлялся дополнительный отпуск и спецжиры, не могут служить бесспорным доказательством работы истца постоянно в течение 80% рабочего времени во вредных условиях, так как многие работники предприятия на основании Коллективного договора получают эти льготы, не имея право на льготное пенсионное обеспечение.

Суд проверил доводы истца о том, что некоторые пробоотборщики ушли с данного предприятия на пенсию досрочно. Истец называла фамилии Кивач, Ячменевой, Козловой.

Суд установил, что работу этих работников во вредных условиях подтвердил работодатель своим уточняющими справками. Кроме того, в предоставленных документах указано, что приказами по ЦЛКП эти работники были закреплены за работой на асбофабриках постоянно в течение полного рабочего дня.

Таким образом, на момент обращения истца за назначением пенсии необходимый стаж на соответствующих видах работ ею не выработан. Следовательно, прав у нее на назначение досрочной пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, нет.

Исходя из вышеизложенного суд делает вывод, что требования истца о включении оспариваемых ею периодов работы в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, необоснованны.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Шантариной Т.В. к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательном виде.

Судья                                                                            Л.В. Чечулина