Дело № 2-724/2011 . РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 года г. Асбест Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Юровой А.А., при секретаре Ковалевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Асбеста Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к главе Малышевского городского округа об организации уборки отходов производства и потребления возле автодороги от перекрестка на въезде в поселок Малышева со стороны г.Асбеста до промплощадке в 100 метрах к юго-востоку от перекрестка, УСТАНОВИЛ: Истец - Прокурор г. Асбеста, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к главе Малышевского городского округа об организации уборки отходов производства и потребления возле автодороги от перекрестка на въезде в поселок Малышева со стороны г.Асбеста до промплощадке в 100 метрах к юго-востоку от перекрестка, указав, что прокуратурой г. Асбеста проведена проверка исполнения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В ходе проверки 27 мая 2011 года установлена асфальтированная автомобильная дорога с южной стороны п. Малышева Свердловской области, проложенная от перекрестка с автодорогой сообщением г. Асбест - п. Малышева, до промплощадки в п. Малышева. В 100 метрах к юго-востоку от перекрестка данной автомобильной дороги с автомобильной дорогой, проложенной к ул. Тимирязева в п. Малышева Свердловской области вдоль территории ЗАО «Зелен-камень», с южной стороны на площади не менее 1000 метров квадратных обнаружены отходы производства и потребления в виде пластиковых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых мешков, фрагментов пенопластовых упаковок, полимерных ящиков для стеклотары, досок, бумажных и стеклянных фрагментов, фрагментов мебели, обломков фаянсовых сантехнических изделий, обломков шифера, картонных коробок и др. отходы производства и потребления. По мнению истца, данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления по организации уборки территории от скопления бытового мусора, и о неисполнении требований федерального законодательства. На основании изложенного, истец просит обязать главу Малышевского городского округа обеспечить уборку отходов производства и потребления, обнаруженных возле автодороги сообщением от перекрестка на въезде в п. Малышева со стороны г. Асбеста до промплощадки в 100 метрах к юго-востоку от перекрестка с автодорогой, проложенной к территории ЗАО «Зелен Камень» и ул. Тимирязева в п. Малышева Свердловской области, в срок до 15 июля 2011 года. В судебном заседании помощник прокурора г.Асбеста Андреев В.С. настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнив заявленные требования, просит суд установить срок для уборки отходов до 15 октября 2011 г. Представитель ответчика - главы Малышевского городского округа Кондовина К.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что территория, на которой находятся отходы производства и потребления прилегает к автодороге, собственником которой является ОАО «Малышевское рудоуправление», которое и должно осуществлять уборку. Представитель третьего лица ООО «Топаз» Степанов А.С., действующий на основании доверенности, пояснил, что ООО «Топаз» не осуществляет уборку мусора на территории Малышевского городского округа в целом, а только вывоз мусора от жилых домов. Представитель третьего лица ОАО «Малышевское рудоуправление» в судебное заседание не явился, предоставил письменное мнение в котором указал, что ОАО «Малышевское рудоуправление» на праве собственности принадлежит автодорога, соединяющая жилую зону и промплощадку р.п.Малышева, которая проложена от перекрестка на въезде в р.п. Малышева со стороны Асбеста до промплащадки. Место, где обнаружены бытовые отходы производства и потребления находится примерно в 100 метрах на северо-восток от перекрестка с автодорогой, проложенной к территории шахты «Ю-В., ЗАО «Зелен Камень» и ул.Тимирязева. Ренее, земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка ТБО был предоставлен ОАО «Изумрудные копи Урала». Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании, прокуратурой города Асбеста проведена проверка экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства органами местного самоуправления Малышевского городского округа. Согласно акту осмотра помещений, территорий, составленному помощником прокурора г.Асбеста Пугачевым А.В., от 27 мая 2011 года в ходе осмотра территории в пос.Малышева, вдоль автодороги связывающей промлощадку и п.Малышева установлено, что с южной стороны п. Малышева Свердловской области, расположена асфальтированная автомобильная дорога, проложенная от перекрестка с автодорогой сообщением г. Асбест - п. Малышева, до промплощадки в п. Малышева. В 100 метрах к юго-востоку от перекрестка данной автомобильной дороги с автомобильной дорогой, проложенной к ул. Тимирязева в п. Малышева Свердловской области вдоль территории ЗАО «Зелен-камень», с южной стороны на площади не менее 1000 метров квадратных обнаружены отходы производства и потребления в виде пластиковых и стеклянных бутылок, полиэтиленовых мешков, фрагментов пенопластовых упаковок, полимерных ящиков для стеклотары, досок, бумажных и стеклянных фрагментов, фрагментов мебели, обломков фаянсовых сантехнических изделий, обломков шифера, картонных коробок и др. отходы производства и потребления. (л.д.5-12) Согласно п.п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Устава Малышевского городского округа (п. 28), решение данного вопроса находится в компетенции администрации городского округа, работу которой в соответствии со ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 28 Устава Малышевского городского округа, возглавляет Глава городского округа на принципе единоначалия. В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.88 года № 4690-88 (далее - СанПиН) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (в том числе: уличного мусора, других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. В настоящее время функции исполнительного органа местного самоуправления исполняются администрациями муниципальных образований. В соответствии с п. 1.6 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в районах застройки должна быть организована планово-регулярная очистка по согласованию с местными органами и органами санэпидслужбы. Согласно п. 2.1.1 СанПиН места общественного пользования населенного пункта являются объектом очистки от твердых бытовых отходов. В судебном заседании установлено, что земельный участок, расположенный возле автодороги сообщением от перекрестка на въезд в р.п. Малышева со стороны г.Асбеста до промплощадки 100 метрах к юго-востоку от перекрестка с автодорогой, проложенной к территории ЗАО «Зелен Камень» и ул.Тимирязева входит в состав земельного участка, предоставленного постановлением главы муниципального образования р.р.Малышева от 30 июня 1999 г. № 122 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» открытому акционерному обществу «Изумрудные копи Урала». Решением Арбитражного суда Свердлвоской области от 23 сентября 2002 г. ОАО «Изумрудные копи Урала» признано банкротом. Указанное подтверждается сообщением Комитета по управлению имуществом Малышевского городского округа (л.д.48), копией постановления главы муниципального образования р.п. Малышева (л.д.49-50), копией определения Арбитражного суда Свердловской области (л.д. 51-52). В соответствии с п. 1,2, 3, 4, ст. 26 Федерального закона 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы, в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы. Решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Решение об установлении границ придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении границ таких придорожных полос принимается органом местного самоуправления городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах городского округа. Учитывая, что органом местного самоуправления не принято решение об установлении границ придорожной полосы автодороги сообщением от перекрестка на въезд в р.п. Малышева со стороны г.Асбеста до промплощадки 100 метрах к юго-востоку от перекрестка с автодорогой, проложенной к территории ЗАО «Зелен Камень» и ул.Тимирязева, а так же то обстоятельство, что свалка отходов производства и потребления расположена на территории Малышевского городского округа, на земельном участке, не отведенном иному лицу, обязанность по надлежащему обеспечению сбора, хранению и утилизации отходов производства и потребления на территории Малышевского городского округа лежит на главе данного муниципального образования, не исполнена надлежащим образом. Поскольку согласно преамбуле к Федеральному закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», преамбуле к Федеральному закону от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» целью исполнения санитарных норм и правил, требований к обращению отходов производства и потребления является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, требование об уборке территории общедоступного на территории муниципального образования места от бытового мусора, отходов производства и потребления, является требованием любого человека, находящегося или могущего оказаться на загрязненной мусором территории или вблизи нее. Кроме того, согласно ст. ст. 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. Таким образом, указанные в настоящем заявлении нарушения, являются нарушениями прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе конституционных прав граждан. Таким образом, на основании вышеизложенного, исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд считает, что исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах неопределенного круга лиц, надлежит удовлетворить и обязать главу Малышевского городского округа обеспечить уборку отходов производства и потребления, обнаруженных возле автодороги сообщением от перекрестка на въезде в п. Малышева со стороны г. Асбеста до промплощадки в 100 метрах к юго-востоку от перекрестка с автодорогой, проложенной к территории ЗАО «Зелен Камень» и ул. Тимирязева в п. Малышева Свердловской области. Согласно ч. 2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. Срок проведения работ по уборке отходов производства и потребления, в течение которого прокурор г.Асбеста просит обязать ответчика их выполнить - до 15 октября 2011 г., соответствует требованиям разумности, является достаточным для производства работ. Возражений по установлению указанного срока от лиц, участвующих в деле в судебном заседании не установлено. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 68, 173, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Прокурора г. Асбеста Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать Главу Малышевского городского округа обеспечить уборку отходов производства и потребления, обнаруженных возле автодороги сообщением от перекрестка на въезде в поселок Малышева со стороны г. Асбеста до промплощадки в 100 метрах к юго-востоку от перекрестка с автодорогой, проложенной к территории ЗАО «Зелен Камень» и ул. Тимирязева в п. Малышева Свердловской области в срок до 15 октября 2011 г. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Асбестовский городской суд.