Решение от 28.09.2011 года



Дело № 2-1097/2011г.       

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Чечулиной Л.В.,

при секретаре Шутелевой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мосина Ю.В. к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях,

У с т а н о в и л :

Истец Мосин Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости на льготных основаниях и назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях со дня исполнения ему 50 лет, указав, что имеет право на трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но ответчиком ему необоснованно не включен в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, период работы подсобным рабочим в цехе готовой продукции асбестообогатительной фабрики ОАО «Ураласбест» с *Дата* по *Дата*(<данные изъяты>)

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении своих требований

Представитель ответчика, ГУ- Управления пенсионного фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области Рункова Л.А., иск не признала, поддержав представленные в суд возражения по иску

Представитель третьего лица, ОАО «Ураласбест» поддержал требования истца, указав, что цех готовой продукции входит в единый технологический процесс обогащения асбеста. Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствие со ст.55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в определении от 03.10.2006г. № 471-О «ПО ЗАПРОСУ КУРЧАТОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ СТЕПАНОВОЙ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ТОЙ ЖЕ НОРМОЙ» указал, что в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии по старости досрочно предоставлялось отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями их труда Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В частности, Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", определяя виды трудовых пенсий и закрепляя в качестве общих правовых оснований назначения пенсии по старости достижение пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также наличие общего трудового стажа - не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (статья 10), предусматривал и право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда: мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они трудились соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составлял не менее 20 и 15 лет; гражданам, имевшим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями и в горячих цехах, пенсия назначалась с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы (пункт "а" части первой статьи 12).

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2002 года, закрепил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (преамбула) и указал в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

Названный Федеральный закон определил также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, длительное время занятых на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также занятых иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда: согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда или в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного данной нормой срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Исходя из правового смысла приведенных законоположений, условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством.

Между тем пунктом 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оговорено, что условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные ее пунктом 1, применяются в случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1 января по 31 декабря 2002 года - на день, с которого назначается эта пенсия. Иными словами, перечень условий досрочного назначения трудовой пенсии по старости дополняется еще одним - требованием о наличии специального стажа, исчисленного применительно к конкретным датам.

Правовое значение этого дополнения для застрахованных лиц, проработавших на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока на 1 января 2003 года, а также лиц, принятых для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, состоит в том, что им должны назначаться не трудовые пенсии по старости досрочно, а профессиональные пенсии, но пока федеральный законодатель не принял соответствующего специального закона.

Конституционный Суд Российской Федерации определил, что Пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий особенности реализации определенными категориями граждан права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования при отсутствии специального федерального законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному назначению этим гражданам трудовой пенсии по старости на условиях, предусмотренных пунктом 1 той же статьи.

В соответствии с п.З ст.1, п.2 ст.27 Закона, п.1 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. № 517 и п. 1 Перечня списков производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537, при назначении данного вида пенсий применялся и применяется в данное время Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Установлено, что 09.08.2011 года истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, но ответчик не включил в специальный стаж для назначения такой пенсии период работы истца подсобным рабочим в цехе готовой продукции асбестообогатительной фабрики ОАО «Ураласбест» с *Дата* г. по *Дата*.(<данные изъяты>) на том основании, что цех готовой продукции не задействован в процессе обогащения асбеста.

Суд не может согласиться с таким выводом ответчика, по следующим основаниям:

Установлено, что в связи с неоднократно возникающими вопросами о том является ли цех готовой продукции асбофабрики (ранее асбофабрика №6) технологическим цехом в процессе обогащения асбеста, ОАО «Ураласбест» сделало запросы в ОАО «НИИпроектасбест» и ОАО «Уралмеханобр».

Своим письмом от 20.06.2003г. за № 01-7-672 ОАО «НИИпроектасбест» указало, что Институт НИИпроектасбест являлся разработчиком технологической схемы обогатительного комплекса фабрики № 6 комбината Ураласбест. Обогатительный комплекс фабрики № 6 состоит из трех основных технологических цехов:

  1. Дробильно-сортировочный комплекс.
  2. Цех обогащения.

            3. Цех готовой продукции.

Каждый из перечисленных цехов является составляющей технологии производства асбеста и сопутствующих материалов. Цех готовой продукции является конечным звеном этой цепочки и обеспечивает формирование отгрузочных партий асбеста, сопутствующих материалов, упаковку крупнозернистой посыпки и погрузку в транспортные средства.

Отсутствие цеха в технологической линии производства асбеста делает невозможным ведение технологического процесса в целом по фабрике.

Письмом 01-42 от 11.10.2004 ОАО «НИИпроектабест» дополняет, что получение товарного асбеста осуществляется сухим гравитационным способом при влажности продуктов не более 1,5-2,0%. Рабочей средой способа является воздух. В связи с этим весь цикл от добычи и переработки руды до упаковки и отгрузки продукции потребителям сопровождается интенсивным выделением тонко дисперсной породной пыли и мельчайшего коротковолокнистого асбеста в воздух рабочей зоны. В целях удобства организации производства обогатительный процесс, являясь непрерывным циклом, подразделен на три передела: дробильно-сортировочный комплекс; цех обогащения; цех готовой продукции и упаковки. В целом асбестообогатительная фабрика представляет собой сложный механизированный комплекс с многостадиальным дроблением и грохочением руды с выделением восходящим потоком воздуха черновых концентратов, последующей многооперационной технологией очистки и классификации их до получения товарной продукции. Завершающим переделом является контроль, отбраковка, доработка товарного асбеста, а затем прессование, упаковка и отгрузка потребителям.

Глубокое обогащение руды, осуществляемое в цехе обогащения, где производится вскрытие, подпушка асбеста также дроблением руды в три-четыре стадии и обогащение ее на грохотах с получением асбестовых концентратов, осаждаемых в циклонах. Для перечистки, обеспыливания, классификации концентратов по длине волокна служат технологические линии, оснащенные грохотами, обеспыливателями, классификаторами, сепараторами и другим оборудованием.

В качестве транспортных устройств для продуктов обогащения применяется пневмотранспорт, конвейеры, элеваторы, самотек по наклонным плоскостям или трубам.

Смесь пыли и тонких волокон из циклонов систем пневмотранспорта и аспирационных систем поступает в коллектор загрязненного воздуха, а затем в рукавные фильтры централизованной системы пневмотранспорта и аспирации воздуха для очистки.

Товарный асбест - это обеспыленный, обезгаленный, расклассифицированный по длине и при необходимости распушенный асбестовый концентрат. Он подаётся в бункеры-накопители товарного асбеста.

Завершает процесс производства асбеста операция его упаковке. Упаковка асбеста производится на автоматизированных пресс-упаковочных комплексах.

Цех готовой продукции является неделимым звеном технологического процесса производства асбеста и обеспечивает формирование отгрузочных партий асбеста и сопутствующих продуктов обогащения, формирование пакетов, переработку бракованной продукции, упаковку ряда продуктов.

Упакованный асбест из цеха обогащения № 1 системой желобов и ленточных конвейеров поступает на штабелеформирующие машины цеха готовой продукции. На данном этапе мешки (брикеты) с асбестом штабелируются и укладываются на поддоны или пакетируются в термоусадочную пленку с обвязкой. Поддоны со штабелем и пакетом мешков подаются на конвейера, снимаются и формируются в партии определенных групп асбеста.

Для переработки продукции, забракованной по несоответствию ГОСТ и ТУ ( по качеству, по маркировке, по зашивке, заклейке, по повреждению упаковочной тары) в цехе готовой продукции № 1 смонтирована установка по переработке забракованного асбеста.

Переработкой забракованного асбеста, упаковкой сопутствующих продуктов обогащения в мягкие контейнеры, отгрузкой сопутствующих продуктов обогащения из бункеров занимается обслуживающий персонал цеха готовой продукции.

Сопутствующие продукты обогащения асбестовых руд: песчано-щебеночные смеси (ПЩС), щебень, галя толерубероидная (ГТР) поступают по конвейерам из цеха обогащения в цех готовой продукции в накопительные бункера. Для обеспечения непрерывного технологического процесса разгрузка бункеров в ж.д.вагоны производится постоянно. Продукция отправляется потребителям или в открытые склады для раздельного хранения с последующей погрузкой в ж.д.вагоны или автотранспорт экскаваторами.

Для отгрузки сопутствующих продуктов обогащения в упакованном виде в цехе готовой продукции смонтирована установка для упаковки этой продукции в мягкие контейнеры.

Таким образом, цех готовой продукции на производстве № 1 асбестообогатительной фабрике имеет специфичный статус. В отличие от других промышленных производств, он является равнозначным обогатительному переделу и относится к основным производственным циклам технологического процесса.

ОАО «Уралмеханобр» указало, что в период с 1957 г. по 1964 г. институт «Уралмеханобр» с субподрядными организациями выполнил проект асбофабрики № 6 комбината Ураласбест в частях: технологической, строительной, санитарно-технической, электро-технической, КИПиА, связи, сметный и технико-экономической.

При разработке основных и принципиальных технических решений единого технологического процесса от подачи исходной руды до погрузки готового асбестового волокна и сопутствующих продуктов было выделено три основных цеха: дробильно-сортировочный комплекс, цех обогащения, цех готовой продукции.

Эти три цеха составляют единый обогатительный комплекс. Исключение из технологии цеха готовой продукции делает невозможным ведение технологического процесса производства асбеста и сопутствующих материалов.

Таким образом, суд установил, что истец работал в технологическом цехе, являющимся частью процесса обогащения асбеста. Следовательно, истец имеет право на трудовую пенсию на льготных основаниях.

Установлено также, что в период работы истца в цехе готовой продукции, ему, как работнику, занятому во вредных условиях труда, выдавались: спецодежда и средства индивидуальной защиты (костюм х/б, рукавицы, обувь, респиратор «Лепесток», каска защитная), спецжиры (или компенсировалась стоимость молока). Дополнительный отпуск составлял 28 календарных дней.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации № 173-ФЗ от 17.12.2001г., трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Ко дню обращения истца к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, ему не исполнилось 50 лет, но у него имелся необходимый страховой стаж 20 лет, стаж работы по Списку *Номер* составлял более 10лет, поэтому истец имеет право на указанную пенсию со дня исполнения ему 50 лет, то есть с *Дата*

Истец просит взыскать с ответчика, уплаченную им при подаче иска, госпошлину в сумме <данные изъяты>., а также расходы по составлению иска в сумме <данные изъяты>. Данные расходы подтверждены истцом документально, поэтому подлежат взыскании с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98,194-197 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Включить Мосину Ю.В. в специальный трудовой стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, период его работы подсобным рабочим в цехе готовой продукции асбестообогатительной фабрики ОАО «Ураласбест» с *Дата* по *Дата*(<данные изъяты>).

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области назначить Мосину Ю.В.      трудовую пенсию по старости на льготных основаниях(в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") с *Дата* года.

Взыскать с Государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области в пользу Мосина Ю.В. в возмещение расходов по уплате госпошлины <данные изъяты> руб., в возмещение расходов по составлению искового заявления <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд в течение 10 дней.

Судья                                                                            Л.В. Чечулина