дело № 2 - 887 / 2011 Мотивированное решение составлено 26 сентября 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 сентября 2011 г. Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Медведева А.А., при секретаре Крашенинниковой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Асбеста в интересах ФИО1 к Администрации Асбестовского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Асбеста обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации Асбестовского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, указав, что Прокуратурой г. Асбеста проведена проверка по обращению ФИО1, указывающего на непредоставление ему ответчиком жилого помещения во внеочередном порядке, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители Решением Асбестовского городского суда от *Дата* лишены родительских прав. После утраты родительского попечения и до совершеннолетия ФИО1 находился под опекой бабушки ФИО5 на основании распоряжения Главы Муниципального образования город Асбест от *Дата* *Номер*-РГ. *Дата* ФИО1. окончил обучение по очной форме на строительном отделении Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Асбестовский политехникум».. Постановлением Главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* - ПГ ФИО1, *Дата* г.р., принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включен в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение жилой площади, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени ФИО1 жилым помещением, как лицо из числа детей сирот, не обеспечен, что противоречит требованиям закона, в частности, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Неисполнение ответчиками требований федерального законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает гарантированные федеральным законодательством права ФИО1, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем прокурор просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для ФИО1 благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, и передать его в муниципальную собственность Асбестовского городского округа, а Администрацию Асбестовского городского округа обязать предоставить ФИО1 на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, приобретенное за счет средств областного бюджета. Истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных в его интересах исковых требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что действительно, у него отсутствуют какие-либо жилые помещения на праве социального найма либо собственности, где он мог бы проживать. Представитель Ответчика - Администрации Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее представил письменное мнение по иску с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее представил возражения по иску с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Третье лицо Свердловской областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», будучи уведомлено о рассмотрении данного дела, мнения по иску в суд не представило, своего представителя в суд не направило. Заслушав явившихся участников судебного разбирательства, изучив и исследовав материалы дела суд приходит к следующему : Согласно ст. 40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». Согласно Свидетельства о рождении ФИО1, ФИО1 родился *Дата* у ФИО3 и ФИО2. В Справке о расторжении брака *Номер* от *Дата* указано, что брак между ФИО3 и ФИО2 расторгнут *Дата* и после расторжения брака ФИО1 присвоена фамилия ФИО4. Решением Асбестовского городского суда от *Дата* по иску МУ Центра социальной реабилитации несовершеннолетних «Семья» в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к ФИО3, ФИО4 о лишении родительских прав, ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении их несовершеннолетнего сына ФИО1, *Дата* г.р.. Решение суда вступило в законную силу *Дата*. В письме Главы МО город Асбест ФИО7 в адрес директора Асбестовского детского дома от *Дата* указано, что Администрация главы МО город Асбест гарантирует несовершеннолетнему ФИО1, *Дата* г.р., предоставление жилья в городе Асбесте по достижению совершеннолетия.. Распоряжением Главы МО город Асбест от *Дата* *Номер*-РГ «О назначении опекуна над несовершеннолетним ФИО1» ФИО5 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО1, *Дата* г.р., который своего жилья не имеет. На основании Постановления Главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер*-ПГ ФИО1, *Дата* г.р., зарегистрирован в общежитии по *Адрес*, принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включен в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение жилой площади на основании, установленном статьей 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Справке ГОУ СПО СО «Асбестовский политехникум» от *Дата* указано, что ФИО1, *Дата* г.р., обучался в политехникуме в период с *Дата* по *Дата*. Выпускается с квалификационным свидетельством с *Дата*. ФИО1, *Дата* г.р., включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в администрации Асбестовского городского округа на получение жилья, в том числе, и на *Дата*. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Частью 2 указанной статьи предусмотрено такое исключение в п.п. 2, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01.01.2010г. возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся бет попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и. тетей, оставшихся бет попечения родителей», а также подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся бет попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее - «Порядок»), согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «дети - сироты») является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее «Фонд) (п. 2 и 3 Порядка). Руководствуясь указанным Порядком. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»: в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области (п. 6 Порядка); передает жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области. Указанные жилые помещения после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социальною найма (п. 8 Порядка); для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (п. 10 Порядка); на основании предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам Фонд направляет в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений для подготовки приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении жилых помещений детям-сиротам (п. 11 и п. 12 Порядка). Как следует из исследовавшихся в судебном заседании документов, Администрация Асбестовского городского округа неоднократно направляла в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» все необходимые документы по вопросу предоставления жилых помещений лицам, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по ФИО1, однако, на сегодняшний день ФИО1 жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд находит, что исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах ФИО1, об обязанности Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для ФИО1 благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, и передаче его в муниципальную собственность Асбестовского городского округа, и обязанности последнего предоставить ФИО1 на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета, подлежат удовлетворению. Довод ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о нарушении предоставлением жилья истцу права на внеочередное предоставление жилья других граждан, включенных в список ранее истца, являются несостоятельными. Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, - Р Е Ш И Л: Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для ФИО1 благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, и передать его в муниципальную собственность Асбестовского городского округа. Обязать Администрацию Асбестовского городского округа предоставить ФИО1 на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение десяти дней, со дня составления мотивированного решения. Судья А.А. Медведев