Решение от 22.09.2011 года



дело № 2 - 854 / 2011                                                              Мотивированное решение составлено 27 сентября 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2011 г. Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Медведева А.А., при секретаре Андреевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Асбеста в интересах ФИО3 к Администрации Асбестовского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Асбеста обратился в суд с иском в интересах ФИО3 к Администрации Асбестовского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, указав, что Прокуратурой г. Асбеста проведена проверка по обращению ФИО3, указывающего на непредоставление ему ответчиком жилого помещения во внеочередном порядке, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установлено, что ФИО3 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО1, умерла *Дата*, отец ФИО2, умер *Дата*.

После утраты родительского попечения и до совершеннолетия ФИО3 находился под опекой ФИО4.

Постановлением Главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* ФИО3, *Дата* г.р., принят на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включен в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение жилой площади, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

До настоящего времени ФИО3 жилым помещением, как лицо из числа детей сирот, не обеспечен, что противоречит требованиям закона, в частности, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

Неисполнение ответчиками требований федерального законодательства, устанавливающего дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушает гарантированные федеральным законодательством права ФИО3, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с чем прокурор просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для ФИО3 благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, и передать его в муниципальную собственность Асбестовского городского округа, а Администрацию Асбестовского городского округа обязать предоставить ФИО3 на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Помощник прокурора г. Асбеста Цыганкова О.А. поддержала заявленные требования.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, ранее настаивал на удовлетворении заявленных в его интересах исковых требований, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что действительно у него отсутствуют какие-либо жилые помещения на праве социального найма либо собственности, где он мог бы проживать.

Представитель Ответчика - Администрации Асбестовского городского округа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее представил письменное мнение по иску с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель ответчика - Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ранее представил возражения по иску с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Третье лицо Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», будучи уведомлено о рассмотрении данного дела, письменного мнения по иску не представило и своего представителя в суд не направило.

Заслушав явившихся участников судебного разбирательства, изучив и исследовав материалы дела суд приходит к следующему :

Согласно ст. 40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Согласно Свидетельства о рождении ФИО3 ФИО3 родился *Дата* у ФИО2 и ФИО1.

Согласно Свидетельства о смерти *Номер* от *Дата* ФИО2 умер *Дата*.

Согласно Свидетельства о смерти *Номер* от *Дата*, ФИО1,*Дата* г.р. умерла *Дата*.

Распоряжением Главы МО город Асбест от *Дата* *Номер* «О назначении опекуна и попечителя над несовершеннолетними ФИО3 и ФИО7,» опекуном над несовершеннолетним ФИО3, *Дата* г.р., назначена ФИО4. Несовершеннолетний ФИО3 жилья не имеет.

На основании Постановления Главы Асбестовского городского округа от *Дата* *Номер* ФИО3 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на внеочередное получение жилой площади, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ФИО3, *Дата* г.р., включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в администрации Асбестовского городского округа на получение жилья, в том числе, и на *Дата*, проживает в квартире опекуна по *Адрес*.

Согласно Справки МСЭ-2009 *Номер* от *Дата* ФИО3, *Дата* г.р., является инвалидом 2 группы с детства.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Частью 2 указанной статьи предусмотрено такое исключение в п.п. 2, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 г. № 1631-ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, с 01.01.2010г. возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В целях реализации меры социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся бет попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, установленной ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и. тетей, оставшихся бет попечения родителей», а также подпрограммы «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся бет попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 г. № 1469-ПП, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее - «Порядок»), согласно которому главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - «дети - сироты») является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета, направленных на строительство жилых помещений для детей-сирот, является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее «Фонд) (п. 2 и 3 Порядка).

Руководствуясь указанным Порядком. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»: в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд размещает государственный заказ и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области (п. 6 Порядка); передает жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области. Указанные жилые помещения после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социальною найма (п. 8 Порядка); для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (п. 10 Порядка); на основании предоставленных органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предложений по распределению жилых помещений детям-сиротам Фонд направляет в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области сведения по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений для подготовки приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении жилых помещений детям-сиротам (п. 11 и п. 12 Порядка).

Как следует из исследовавшихся в судебном заседании документов, Администрация Асбестовского городского округа неоднократно направляла в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» все необходимые документы по вопросу предоставления жилых помещений лицам, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и по ФИО3, однако, на сегодняшний день ФИО3 жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.

Исходя из совокупности установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд находит, что исковые требования Прокурора г. Асбеста, действующего в интересах ФИО3, об обязанности Министерства строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для ФИО3 благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, и передаче его в муниципальную собственность Асбестовского городского округа, и обязанности последнего предоставить ФИО3 на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета, подлежат удовлетворению.

Довод ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о нарушении предоставлением жилья истцу права на внеочередное предоставление жилья других граждан, включенных в список ранее истца, являются несостоятельными. Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

Р Е Ш И Л:

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета для ФИО3 благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, и передать его в муниципальную собственность Асбестовского городского округа.

Обязать Администрацию Асбестовского городского округа предоставить ФИО3 на условиях договора социального найма вне очереди переданное благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленной социальной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение десяти дней, со дня составления мотивированного решения.

Судья                                     А.А. Медведев