Дело № 2-1190/2011 Мотивированное решение составлено 22.11.2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 ноября 2011 года Асбестовский городской суд в составе председательствующего судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Гайсиной Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыковой А.Н. к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, У С Т А Н О В И Л : Истец Зыкова А.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте, указав, что она имеет необходимый 25- летний педагогический стаж для назначения пенсии, но ответчик отказал ей в назначении пенсии, не включив в педагогический стаж периоды ее работы с *Дата* по *Дата* - музыкальный работник в детском комбинате *Номер* ЦРУ комбината «Ураласбест», с *Дата* по *Дата* - музыкальный работник 0,25 ставки, 0,65 ставки, с *Дата* по *Дата*, с *Дата* по *Дата*, с *Дата* по *Дата* -музыкальный работник (0,5 ставки, 0,25 ставки), с *Дата* по *Дата* - музыкальный работник (0,5 ставки) в детском саду, с *Дата* по *Дата* - музыкальный работник (0,5 ставки, 0,25 ставки) в Русскокраинской средней школе. Истец просит включить спорные периоды ее работы в педагогический стаж, обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с *Дата*., а также взыскать с ответчика судебные расходы по составлению искового заявления и уплате госпошлины. В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении своих требований Представитель ответчика с иском не согласен, представил письменное мнение по иску, в котором сделал ссылку на действующее законодательство. В судебном заседании свое мнение подтвердил. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Установлено и подтверждается материалами дела, что *Дата* истец обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Асбесте с документами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости *Дата* истец получила письменный отказ в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа 25 лет. Ответчик не включил в специальный трудовой стаж истца период ее работы с *Дата* по *Дата* - музыкальным работником в детском комбинате *Номер* ЦРУ комбината «Ураласбест», так как в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, не предусмотрено название учреждения «детский комбинат». Истец также не предоставила документы о выполнении ею нормы педагогической нагрузки в период работы музыкальным работником в Русскокраинской средней школе. Таким образом, на момент обращения за пенсией специальный педагогический стаж истицы составил, по мнению ответчика, 10 лет 02 мес. 20 дней. Суд не может полностью согласиться с мнением ответчика по следующим основаниям: В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, что может рассматриваться как гарантия равенства пенсионных прав работников детских воспитательных и образовательных учреждений независимо от наименования учреждения, статуса и ведомственной принадлежности. Основным критерием, определяющим право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, является характер и специфика этой работы. Правительство РФ не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников, устанавливать их пенсионные права, либо вводить дополнительные ограничения права на пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении *Номер* от 20.12.2005 года «...педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.п. 10-12 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец и кому принадлежало закрепленное за ним имущество». Тот факт, что истец занималась именно педагогической деятельностью в спорные периоды работы, подтверждается записями в ее трудовой книжке, уточняющими справками и не оспаривается ответчиком. Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные трудовые пенсии, за назначением которой и обратился истец, закреплены в ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон). Трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с п.З ст.1, п.2 ст.27 Закона при назначении данного вида пенсий в настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Кроме того, при решении вопроса о возможности досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Закона обязательны к применению Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Также применяются Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, подлежащие применению на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П. Досрочная трудовая пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не правового статуса учреждения или организации, в которой они осуществляют трудовую деятельность. В пункте 1 «Устава детского сада», утвержденного Народным комиссариатом просвещения РСФСР *Дата*, указано, что детский сад является государственным учреждением общественного воспитания детей. Все детские сады, независимо от ведомственной принадлежности, регистрируются в ГОРОНО, где при регистрации им устанавливается порядковый номер детского сада, он приобретает права юридического лица (п.8).Детский сад независимо от ведомственной принадлежности проводит работу на основе «Устава детского сада»(п.2). Согласно ст.6 Закона РСФСР «О народном образовании»от 02.08.1974г.и в соответствии с Основами законодательства СССР о народном образовании, в компетенцию высших органов государственного управления в области народного образования входит установление типов учебных заведений и других учреждений народного образования, утверждение положений (уставов)о них, порядок определения штатов. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21.05.1959г. № 558 «О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений» было решено объединить два типа дошкольных учреждений : ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение (ясли-сад).Название «детский комбинат» в Постановлении отсутствует. В приказе Министерства просвещения РСФСР от 31.12.1971 г. №103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» значатся наименования дошкольных учреждений - детский сад и ясли -сад. Наименование дошкольных образовательных учреждений подтверждается и Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. №677, где указывается, что дошкольные образовательные учреждения делятся в соответствии с их направленностью на детские сады различных видов(общеразвивающего, компенсирующего и д.т ). Дошкольное образовательное учреждение- детский комбинат №2 ЦРУ комбината «Ураласбест», является детским садом, реализует программы дошкольного образования и решает задачи обучающего, воспитывающего и развивающего характера с детьми дошкольного возраста. Истица работала с детьми дошкольного возраста, занималась их музыкально-эстетическим образованием, организовала просветительскую работу среди их родителей. Таким образом, наименование детского дошкольного учреждения «детский комбинат» не обосновано никакими руководящими документами о работе дошкольных учреждений. Следует считать, что истица работала в детском саду №2. Наименование дошкольное образовательное учреждение также не противоречит ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время детские комбинаты города вновь переименованы в детские сады, что соответствует их назначениям. Уточняющей справкой ОАО «Ураласбест» подтверждается, что истец выполняла норму педагогической нагрузки в спорный период. Следовательно, необходимо зачесть период работы истца с 17.08.1981 г. по 26.06.1989 г. (07.10.10) музыкальным работником детского комбината № 2 ЦРУ комбината «Ураласбест» в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Тождественность наименования «музыкальный работник» наименованию «музыкальный руководитель» подтверждена Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.2003г. №39. Установлено, что в периоды *Дата*, когда истец работала музыкальным работником на 0,25 ставки, воспитателем на 0,65 ставки в Русско-Краинском ясли-саду; <данные изъяты>, когда истец работала музыкальным работником на 0,5 ставки, и 0,25 ставки в Русско-Краинском детском саду ; <данные изъяты> когда истец работала музыкальным работником на 0,5 ставки; <данные изъяты> (*Дата*), когда истец работала музыкальным работником (в период с *Дата* по *Дата* работа на 0,5 ставки, с *Дата* по *Дата* работа на 0,25 ставки) в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе *Адрес*, ответчик не включил в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от *Дата* *Номер* (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от *Дата* *Номер*, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам) нормы педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Истец в вышеуказанный период норму педагогической нагрузки не выполняла. Ее бывший работодатель подтвердить выполнение истцом нормы педагогической нагрузки документально не может. Истец подтверждает, что из-за отсутствия в селе необходимого количества детей, она не выполняла норму педагогической нагрузки в период работы в детском саду *Адрес* краи. Ссылка истца на п.6 Правил, несостоятельна. Исходя из содержания пункта 5 Правил, как уже приводилось выше, периоды работы в должности музыкального руководителя включаются в льготный стаж работы независимо от того, когда выполнялась эта работа, но при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. На таких же условиях засчитывались периоды работы в должности музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с *Дата* и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации *Дата* (ранее музыкальным руководителям работа в этой должности в льготный трудовой стаж не засчитывалась). Разделом "Наименование должностей" Списка от *Дата* должность "Музыкальный руководитель" не была предусмотрена, то есть работа в этой должности до *Дата* права на досрочную трудовую пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) вообще не давала. В Списке от *Дата* должность "Музыкальный руководитель" также не была предусмотрена как работа, дающая право на льготную пенсию. Тем не менее, пунктом 5 Правил предусмотрено, что периоды работы в этой должности засчитываются в специальный стаж работы при условии выполнения нормы рабочего времени, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, т.е. права истца, в части зачета периодов работы в льготный стаж, по сравнению с ранее действовавшими Правилами и Списками, расширены. Работа в этой должности стала засчитываться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет (при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы), лишь начиная с *Дата*. Неодинаковый подход к вопросу об исчислении периодов работы отдельных категорий педагогических работников обусловлен различным характером деятельности работников, связанной именно с функциональными обязанностями, психоэмоциональной нагрузкой, которые различны, в частности, у музыкального руководителя и воспитателя, например, в детском саду. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателей дошкольных образовательных учреждений - 36 часов в неделю, тогда как у музыкальных руководителей - 24 часа. Правовую основу для различного подхода к отдельным категориям педагогических работников по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж представляет приведенная выше норма федерального закона (п. 3 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Такой подход соответствует и смыслу других положений названного Федерального закона, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда (ст. ст. 27, 28 Закона). Таким образом, довод Зыковой А.Н. о том, что в отношении музыкального руководителя применяются те же условия работы, при которых периоды работы засчитываются в льготный трудовой стаж, как и для работников, указанных в п. 6 Правил (учителя общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности), работа в которых включается в льготный стаж независимо от объема выполняемой нагрузки, - ни на чем не основан. Следовательно, у истца на день подачи заявления ответчику о назначении пенсии не имеется необходимый специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, а поэтому право на досрочную трудовую пенсию по старости у истца не возникло. На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования истицы частично необоснованны и подлежат удовлетворению только в части включения в специальный трудовой стаж периода работы с *Дата* по *Дата* (*Дата*) музыкальным работником детского комбината № 2 ЦРУ комбината «Ураласбест». Специальный педагогический стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости составляет 18 лет 1 мес., что недостаточно для назначения досрочной пенсии. Истец просит взыскать с ответчика <данные изъяты>. в возмещение расходов по составлению искового заявления и в возмещение расходов по оплате госпошлины. В подтверждение уплаченных ею сумм, истец предоставила подлинные квитанции, которые находятся в материалах дела. В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Следовательно, требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов подлежат удовлетворению частично в сумме <данные изъяты> Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте включить период работы Зыковой А.Н. музыкальным работником детского комбината *Номер* ЦРУ комбината «Ураласбест» с *Дата* по *Дата* (*Дата*) в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Отказать Зыковой А.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Взыскать с Государственного учреждения-Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте в пользу Зыковой А.Н. в возмещение расходов, связанных с составлением искового заявления и в возмещение расходов по оплате государственной пошлины <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья Л.В.Чечулина