Решение от 04.05.2012 года



Дело № 2 - 579 / 2012                                                                         . Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 мая 2012 года                                                                                          г. Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Юровой А.А., при секретаре Ковалевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочневой С.А. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Асбесте о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

У С Т А Н О В И Л :

Кочнева С.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Асбесте о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии, указав, что решением ответчика от *Дата* ей - истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что ее специальный трудовой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составляет менее 30 лет, необходимый медицинский стаж ею не выработан.

Управлением Пенсионного Фонда РФ в г. Асбесте не был включен в её - истца медицинский стаж следующий период её работы: с *Дата* по *Дата* - воспитателем в детских яслях № 4 Асбестовского горздравотдела в связи с тем, что наименования учреждения не предусмотрено разделом Перечня Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Истец не согласна с решением пенсионного органа, просит суд включить спорный период в её специальный стаж и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в пенсионный орган, то есть с *Дата*, так как она имеет необходимый тридцатилетний специальный медицинский трудовой стаж.

В судебном заседании истец Кочнева С.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в городе Асбесте в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, представил в суд письменное мнение о несогласии с иском.

Представитель третьего лица ГБУЗ Свердловской области «Городская больница № 1 город Асбест» в судебное заседание не явился, предоставил письменное мнение по иску, в котором указал, что исковые требования поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Заслушав истца, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.: трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из Диплома ДТ *Номер* от *Дата* следует, что Кочнева С.А. окончила Асбестовское медицинское училище по специальности медицинская сестра.

Согласно Решения об отказе в установлении пенсии от *Дата* от Кочневой С.А., *Дата* года рождения, документы для назначения пенсии за выслугу лет поступили в Управление Пенсионного Фонда РФ в *Адрес* *Дата*. Страховой стаж Кочневой С.А. в соответствии со ст. ст. 10, 11 ФЗ - 173 составил ..... лет ..... месяца ..... дня, а стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету для определения права на пенсию, составляет 28 лет 9 месяцев 16 дней. При этом пенсионным органом не были включены в специальный трудовой стаж период работы истца: с *Дата* по *Дата* - воспитателем в детских яслях № 4 Асбестовского горздравотдела в связи с тем, что наименование учреждения не предусмотрено разделом 1 Перечня, утвержденного Постановлением СовМина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. (.....)

Судом установлено и подтверждается материалами дела, а именно: трудовой книжкой Кочневой С.А., 1962 г.р., уточняющей справкой МУЗ «Городская больница № 1 г.Асбеста», что с *Дата* г. работала в детских яслях № 4 Асбестовского горздравотдела на должности медицинской сестры. В трудовой книжке истца имеется запись: «Согласно приказа министерства здравоохранения СССР № 666 от *Дата*. с *Дата* считать воспитателем».

Период работы с *Дата* до *Дата* учтен ответчиком как специальный стаж работы.

С *Дата* истец уволена по п. 5 ст. 29 КЗОТ РСФСР переводом в поликлинику *Номер*. (.....)

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21.05.1959 г. № 558 «О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений» было решено объединить два типа дошкольных учреждений: ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение (ясли-сад). В приказе Министерства просвещения РСФСР от 31.12.1971 г. № 103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» значатся наименования дошкольных учреждений - детский сад и ясли - сад.

В период работы истца в ясельной группе воспитателем в детских яслях № 4 Асбестовского, действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах.... Данный Перечень относил детские ясли в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно «Положению о постоянных детских яслях», утвержденного Министерством здравоохранения СССР 03 марта 1956 года, «Детские ясли являются государственным лечебно - профилактическим учреждением, предназначенным для медицинского обслуживания и общественного воспитания детей в возрасте от 1 месяца до 3 лет. Из Приложения № 2 к Приказу Министра просвещения СССР от 21 декабря 1971 года № 103 указаны должности ясельных групп: «медицинская сестра», «санитарка - няня», а дошкольных группах : «воспитатель» и «уборщица - няня».

Из «Временного положения о дошкольном детском учреждении - яслях- саде», утвержденном Постановлением СМ РСФСР от 8 марта 1960 г. № 327 следует, что первая ясельная группа комплектуется детьми от 2 месяцев до 9 - месяцев, вторая ясельная группа - от 9-10 месяцев до 1 года 8 месяцев и третья ясельная группа - от 1 года 8 месяцев до 3 лет (п. 12). На должности медицинских сестер первой и второй ясельных групп назначаются лица, окончившие медицинские школы (п. 20).

В письме Министерства просвещения РСФСР от 22 февраля 1977 г. № 92 - м «Об обязательной документации в группах детей раннего возраста упоминаются должности работников групп раннего возраста, ответственных за ведение документации в дошкольных учреждениях, как «медицинские сестры групп раннего возраста», «групповая медицинская сестра» первой группы раннего возраста, «сестра - воспитательница», которая ежедневно записывает данные осмотра кожи, зева, температуры тела, отмечает общее эмоциональное состояние детей.

В соответствии с положениями должностной инструкции старшей медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения на работу в детский сад на должность старшей медицинской сестры назначаются лица, со средним медицинским образованием стажем медицинской работы.

Основными функциями старшей медицинской сестры являются: охрана и укрепление здоровья детей дошкольного образовательного учреждения; контроль за санитарно - гигиеническими условиями, организацией режима дня, питания, физическим воспитанием детей; организация диспансерного наблюдения за детьми и лечебно - оздоровительных мероприятий; организация противоэпидемиологических мероприятий; повышение квалификации персонала и санитарно - просветительная работа; оказание первой медицинской помощи детям и работникам детского сада.

Из Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» следует, что право на пенсию за выслугу лет зависит от вида деятельности. Основным критерием, определяющим смысл и содержание права на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, является характер, специфика этой работы.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. В данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Исходя из этого, законодатель выделил в особую категорию работников, то есть лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что Правительство РФ не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения медицинских работников, устанавливать их пенсионные права, либо вводить дополнительные по сравнению с Законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Согласно ст. 81 ранее действовавшего Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Из указанной статьи следует, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам, засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья в учреждениях (организациях) и должностях, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организации), правового статуса учреждения (в том числе их организационно - правовой формы) или наименования учреждения или организации, в которых осуществлялась лечебная деятельность и иная работа по охране здоровья.

В соответствии с п. 10. Постановления Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «...педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10-12 пункта 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от того в чьём ведении находится учреждение, где работал истец, и кому принадлежало закреплённое за ним имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведёт к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение...»

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П работа в негосударственных и немуниципальных учреждениях здравоохранения, а также в структурных подразделениях негосударственных и немуниципальных организаций включается в стаж на соответствующих видах работ.

Исходя из установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств, анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, период работы истца: с 01 июля 1984 года по 22 ноября 1985 года воспитателем детских яслей № 4 Асбестовского горздравотдела подлежит включению в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет, так как в эти периоды истец непосредственно осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

У истца с учетом включения спорных периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж, будет достаточный стаж медицинской деятельности (более 30 лет), для досрочного назначения трудовой пенсии на льготных условиях с момента её обращения в пенсионный орган, то есть с 22.12.2011 года.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. В связи с тем, что исковые требования подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере ..... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

          Исковые требования Кочневой С.А. удовлетворить.

         Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области включить Кочневой С.А. в специальный трудовой стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с *Дата* по *Дата* - воспитателем в детских яслях *Номер* Асбестовского горздравотдела.

Обязать ответчика Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области назначить Кочневой С.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с *Дата*.

Взыскать с Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области в пользу Кочневой С.А. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины ..... рублей.

        Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья Асбестовского городского суда      А.А.Юрова