Дело № 2-868/2012г. Именем Российской Федерации 04 июля 2012 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Гайсиной Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бердышева А. А. к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, У с т а н о в и л : Истец Бердышев А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости на льготных основаниях и назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях с момента обращения за ней, указав, что имеет право на трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но ответчиком ему необоснованно не включен в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, период работы <профессия> ОАО «Ураласбест» с *Дата* по *Дата*( 4 года 07 мес.13 дн.) В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении своих требований Представитель ответчика, ГУ- Управления пенсионного фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области, иск не признал, поддержав представленные в суд возражения по иску. Представитель третьего лица, ОАО «Ураласбест» поддержал требования истца, указав, что цех готовой продукции входит в единый технологический процесс обогащения асбеста. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствие со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствие со ст.55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в определении от 03.10.2006г. № 471-О «ПО ЗАПРОСУ КУРЧАТОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3СТАТЬИ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ СТЕПАНОВОЙ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ТОЙ ЖЕ НОРМОЙ» указал, что в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии по старости досрочно предоставлялось отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями их труда Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". В частности, Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", определяя виды трудовых пенсий и закрепляя в качестве общих правовых оснований назначения пенсии по старости достижение пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также наличие общего трудового стажа - не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (статья 10), предусматривал и право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда: мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они трудились соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составлял не менее 20 и 15 лет; гражданам, имевшим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями и в горячих цехах, пенсия назначалась с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы (пункт "а" части первой статьи 12). Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2002 года, закрепил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (преамбула) и указал в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Названный Федеральный закон определил также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, длительное время занятых на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также занятых иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда: согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда или в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного данной нормой срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. Исходя из правового смысла приведенных законоположений, условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством. Между тем пунктом 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оговорено, что условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные ее пунктом 1, применяются в случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1 января по 31 декабря 2002 года - на день, с которого назначается эта пенсия. Иными словами, перечень условий досрочного назначения трудовой пенсии по старости дополняется еще одним - требованием о наличии специального стажа, исчисленного применительно к конкретным датам. Правовое значение этого дополнения для застрахованных лиц, проработавших на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока на *Дата*, а также лиц, принятых для выполнения этих работ после *Дата*, состоит в том, что им должны назначаться не трудовые пенсии по старости досрочно, а профессиональные пенсии, но пока федеральный законодатель не принял соответствующего специального закона. Конституционный Суд Российской Федерации определил, что Пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий особенности реализации определенными категориями граждан права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования при отсутствии специального федерального законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному назначению этим гражданам трудовой пенсии по старости на условиях, предусмотренных пунктом 1 той же статьи. Установлено, что *Дата* истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, но ответчик не включил в специальный стаж для назначения такой пенсии период работы истца <профессия> ОАО «Ураласбест» с *Дата* по *Дата*( 4 года 07 мес.13 дн.) на том основании, что цех готовой продукции не задействован в процессе обогащения асбеста. Суд не может согласиться с таким выводом ответчика, по следующим основаниям: Установлено, что в связи с неоднократно возникающими вопросами о том является ли <профессия> технологическим цехом в процессе обогащения асбеста, ОАО «Ураласбест» сделало запросы в ОАО «НИИпроектасбест» и ОАО «Уралмеханобр». Своим письмом от *Дата* за *Номер* ОАО «НИИпроектасбест» указало, что Институт НИИпроектасбест являлся разработчиком технологической схемы обогатительного комплекса фабрики *Номер* комбината Ураласбест. Обогатительный комплекс фабрики *Номер* состоит из трех основных технологических цехов: 3. Цех готовой продукции. Каждый из перечисленных цехов является составляющей технологии производства асбеста и сопутствующих материалов. Цех готовой продукции является конечным звеном этой цепочки и обеспечивает формирование отгрузочных партий асбеста, сопутствующих материалов, упаковку крупнозернистой посыпки и погрузку в транспортные средства. Отсутствие цеха в технологической линии производства асбеста делает невозможным ведение технологического процесса в целом по фабрике. Письмом 01-42 от *Дата* ОАО «НИИпроектабест» дополняет, что получение товарного асбеста осуществляется сухим гравитационным способом при влажности продуктов не более 1,5-2,0%. Рабочей средой способа является воздух. В связи с этим весь цикл от добычи и переработки руды до упаковки и отгрузки продукции потребителям сопровождается интенсивным выделением тонко дисперсной породной пыли и мельчайшего коротковолокнистого асбеста в воздух рабочей зоны. В целях удобства организации производства обогатительный процесс, являясь непрерывным циклом, подразделен на три передела: дробильно-сортировочный комплекс; цех обогащения; цех готовой продукции и упаковки. В целом асбестообогатительная фабрика представляет собой сложный механизированный комплекс с многостадиальным дроблением и грохочением руды с выделением восходящим потоком воздуха черновых концентратов, последующей многооперационной технологией очистки и классификации их до получения товарной продукции. Завершающим переделом является контроль, отбраковка, доработка товарного асбеста, а затем прессование, упаковка и отгрузка потребителям. Глубокое обогащение руды, осуществляемое в цехе обогащения, где производится вскрытие, подпушка асбеста также дроблением руды в три-четыре стадии и обогащение ее на грохотах с получением асбестовых концентратов, осаждаемых в циклонах. Для перечистки, обеспыливания, классификации концентратов по длине волокна служат технологические линии, оснащенные грохотами, обеспыливателями, классификаторами, сепараторами и другим оборудованием. В качестве транспортных устройств для продуктов обогащения применяется пневмотранспорт, конвейеры, элеваторы, самотек по наклонным плоскостям или трубам. Смесь пыли и тонких волокон из циклонов систем пневмотранспорта и аспирационных систем поступает в коллектор загрязненного воздуха, а затем в рукавные фильтры централизованной системы пневмотранспорта и аспирации воздуха для очистки. Товарный асбест - это обеспыленный, обезгаленный, расклассифицированный по длине и при необходимости распушенный асбестовый концентрат. Он подаётся в бункеры-накопители товарного асбеста. Завершает процесс производства асбеста операция его упаковке. Упаковка асбеста производится на автоматизированных пресс-упаковочных комплексах. Цех готовой продукции является неделимым звеном технологического процесса производства асбеста и обеспечивает формирование отгрузочных партий асбеста и сопутствующих продуктов обогащения, формирование пакетов, переработку бракованной продукции, упаковку ряда продуктов. Упакованный асбест из цеха обогащения *Номер* системой желобов и ленточных конвейеров поступает на штабелеформирующие машины цеха готовой продукции. На данном этапе мешки (брикеты) с асбестом штабелируются и укладываются на поддоны или пакетируются в термоусадочную пленку с обвязкой. Поддоны со штабелем и пакетом мешков подаются на конвейера, снимаются и формируются в партии определенных групп асбеста. Для переработки продукции, забракованной по несоответствию ГОСТ и ТУ (по качеству, по маркировке, по зашивке, заклейке, по повреждению упаковочной тары) в цехе готовой продукции *Номер* смонтирована установка по переработке забракованного асбеста. Переработкой забракованного асбеста, упаковкой сопутствующих продуктов обогащения в мягкие контейнеры, отгрузкой сопутствующих продуктов обогащения из бункеров занимается обслуживающий персонал цеха готовой продукции. Сопутствующие продукты обогащения асбестовых руд: песчано-щебеночные смеси (ПЩС), щебень, галя толерубероидная (ГТР) поступают по конвейерам из цеха обогащения в цех готовой продукции в накопительные бункера. Для обеспечения непрерывного технологического процесса разгрузка бункеров в ж.д.вагоны производится постоянно. Продукция отправляется потребителям или в открытые склады для раздельного хранения с последующей погрузкой в ж.д.вагоны или автотранспорт экскаваторами. Для отгрузки сопутствующих продуктов обогащения в упакованном виде в цехе готовой продукции смонтирована установка для упаковки этой продукции в мягкие контейнеры. Таким образом, цех готовой продукции на производстве асбестообогатительной фабрики имеет специфичный статус. В отличие от других промышленных производств, он является равнозначным обогатительному переделу и относится к основным производственным циклам технологического процесса. ОАО «Уралмеханобр» указало, что в период с 1957 г. по 1964 г. институт «Уралмеханобр» с субподрядными организациями выполнил проект асбофабрики *Номер* комбината Ураласбест в частях: технологической, строительной, санитарно-технической, электро-технической, КИПиА, связи, сметный и технико-экономической. При разработке основных и принципиальных технических решений единого технологического процесса от подачи исходной руды до погрузки готового асбестового волокна и сопутствующих продуктов было выделено три основных цеха: дробильно-сортировочный комплекс, цех обогащения, цех готовой продукции. Эти три цеха составляют единый обогатительный комплекс. Исключение из технологии цеха готовой продукции делает невозможным ведение технологического процесса производства асбеста и сопутствующих материалов. Таким образом, суд установил, что истец работал в технологическом цехе, являющимся частью процесса обогащения асбеста. Следовательно, истец имеет право на трудовую пенсию на льготных основаниях. Установлено также, что в период работы истца в цехе готовой продукции, ему, как работнику, занятому во вредных условиях труда, выдавались: спецодежда и средства индивидуальной защиты (костюм х/б, рукавицы, обувь, респиратор «Лепесток», каска защитная), спецжиры (или компенсировалась стоимость молока). Дополнительный отпуск составлял 28 календарных дней. В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации № 173-ФЗ от 17.12.2001г., трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Ко дню обращения истца к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, ему исполнилось 50 лет и у него имелся необходимый страховой стаж 20 лет, стаж работы по Списку №1 составлял 10лет, поэтому истец имеет право на указанную пенсию со дня обращения за ней, то есть с *Дата* Установлено, что у истца имели место отпуска без сохранения заработной платы, которые следует исключить их льготного стажа. Истец просит взыскать с ответчика, уплаченную им при подаче иска, госпошлину в сумме <сумма> руб., а также возместить расходы по составлению искового заявления в сумме <сумма> руб. Указанные требования подлежат удовлетворению в силу ст. 98 ГПК РФ, являются разумными, справедливыми. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Включить Бердышеву ФИО14 в специальный трудовой стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, период его работы <профессия> ОАО «Ураласбест» с *Дата* по *Дата*( 4 года 07 мес.13 дн.), за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области назначить Бердышеву ФИО15 трудовую пенсию по старости на льготных основаниях с *Дата* года. Взыскать с Государственного учреждения- Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области в пользу Бердышева ФИО16 в возмещение расходов по уплате госпошлины <сумма>) руб., в возмещение расходов по составлению искового заявления <сумма> руб. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Асбестовский городской суд в течение одного месяца. Судья Л.В. Чечулина