Дело № 2-227/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ02 марта 2011 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Крупиной Е.С.,
рассмотрев открытом судебном заседании в здании Асбестовского городского суда гражданское дело по иску П.Н.С. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛ:
Истец П.Н.С. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что имеет 25-летний педагогический стаж, но ответчик отказывается назначать ей досрочную трудовую пенсию, не включив в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды ее работы с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - старшей пионервожатой в средней школе Районо; с *Дата* *Дата* (*Дата*) - учителем АМУ среднего общего образования № 9. Истец просит включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, вышеуказанные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с *Дата*, то есть с момента обращения за ней.
В судебном заседании истец наставала на удовлетворении своих требований.
Представитель ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте в судебном заседании иск не признал, представил письменное мнение по иску.
Представитель АМОУ средней общеобразовательной школы № 9 в судебное заседание не явился, представил письменное мнение по иску, исковые требования П.Н.С.. поддержал.
Представитель АМОУ средней общеобразовательной школы № 24 в судебное заседание не явился, представил письменное мнение по иску, исковые требования П.Н.С. поддержал.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, что следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные трудовые пенсии, за назначением которой и обратился истец, закреплены в ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее- Закон).
В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона досрочная трудовая пенсия назначается в том случае, если трудовой стаж гражданина в связи с профессиональной педагогической деятельностью составляет в совокупности 25 лет, отработанных в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п.З ст.1, п.2 ст.27 Закона при назначении данного вида пенсий в настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Кроме того, при решении вопроса о возможности досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 Закона обязательны к применению Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Также применяются Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, подлежащие применению на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.
Установлено и подтверждается материалами дела, что *Дата* года в ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте было представлено заявление истца и документы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ.
Ответчиком в педагогический стаж истца было зачтено *Дата*.
Период работы истца с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - учителем АМУ среднего общего образования № 9исключен из стажа на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.
Период работы истца с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - старшей пионервожатойв средней школе Районо исключен из стажа на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, так как наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.
Отказывая в удовлетворении требований истца, ответчик исходил из того, что на момент обращения П.Н.С. в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Асбесте с заявлением о назначении досрочной пенсии, должности старшей пионервожатой, в которой она работала в спорный период, не включена в вышеуказанный Список работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Между тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В период работы П.Н.С. с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - старшей пионервожатой в средней школе Районо действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 Положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Действующее ранее пенсионное законодательство не требовало сведения о норме педагогической нагрузки.
Период работы истца с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - учителем АМУ среднего общего образования № 9 также следует зачесть в ее специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как из Устава средней общеобразовательной школы № 9 следует, что школа является учебным заведением общего образования. Название учреждения соответствует наименованию образовательного учреждения, которое упомянуто в ст. 12 Закона РФ «Об образовании» в редакции 1995-1999 г.г.
Из обзорной справки следует, что истец все спорные периоды работала в одном и том учебном образовательном учреждении, которое неоднократно переименовывалось, но сохранялся его статус как учебного учреждения для несовершеннолетних детей. Таким образом, П.Н.С. имеет право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса об ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и приведенных норм материального права, суд пришел к выводу о том, что отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по мотиву отсутствия должности старшей пионервожатой в действующем на *Дата* Списке должностей, работа в которых подлежит зачету в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии, является необоснованным.
С учетом вышеуказанных спорных периодов у истца было необходимых 25 лет специального стажа на день обращения за назначением пенсии *Дата* года.
В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации № 173-ФЗ от 17.12.2001г., трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, право на досрочную трудовую пенсию по старости у истца возникло с *Дата*
Истец при подаче иска уплатила госпошлину в сумме <данные изъяты> руб., но просит не взыскивать данную сумму с ответчика при вынесении решения. Истец просит взыскать с ответчика сумму <данные изъяты> руб.- расходы по составлению искового заявления. Указанные расходы истца подтверждаются имеющейся в деле квитанцией и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194- 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте включить П.Н.С. в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - старшей пионервожатой в средней школе Районо; с *Дата* *Дата* (*Дата*) - учителем АМУ среднего общего образования № 9
Обязать ГУ- УПФ РФ в г. Асбесте назначить П.Н.С. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с *Дата*.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней.
Судья Чечулина Л.В.