Дело № 2-252/2011
Мотивированное решение изготовлено 04 апреля 2011 года
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
31 марта 2011г. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе: судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Крупиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Пургиной В. А. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью,
у с т а н о в и л :
Истец Пургина В.А. обратилась в суд с иском к ГУ- Управлению пенсионного фонда РФ в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, указав, что *Дата* ею были представлены в УПФ города Асбеста документы для досрочного назначения пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствие с п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.
Согласно решению УПФ РФ в г. Асбесте Свердловской области за *Номер* от *Дата* в назначении пенсии истцу было отказано из-за отсутствия специального стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В стаж на соответствующих видах работ приняты к зачету 26 лет 9 мес. и 13 дней. Периоды работы *Дата* - *Дата* (*Дата*) - с/воспитатель ясельной группы, ясли-сад *Номер* Отдела учебных заведений; *Дата* - *Дата* (*Дата*) - воспитатель ясельной группы, детский комбинат *Номер*; *Дата* - *Дата* (*Дата*) - воспитатель ясельной группы, ясли-сад *Номер*; *Дата* - *Дата* (*Дата*) - воспитатель, детский комбинат *Номер*, не приняты к зачету.
С указанным решением истец не согласна, просит включить в специальный трудовой стаж медицинской деятельности спорные периоды работы и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с *Дата*
Представитель ответчика с иском не согласна, считает, что в назначении досрочной пенсии истцу отказано законно и обоснованно, представила письменное мнение по иску.
Представитель третьего лица, МУЗ «Городская больница №1 г. Асбеста», в судебное заседание не явился, представил письменное мнение по иску, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав мнение сторон, допросив свидетелей П.В.В., А.Т.В., М.Т.Н., З.Н.С., Д.Н.Н, К.З.М., С.В.Н.., П.Ф.Н., М.Л.И., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему :
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, что следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав медицинских работников образовательных и других учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.
Правительство РФ не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения медицинских работников, устанавливать их пенсионные права, либо вводить дополнительные ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные трудовые пенсии, за назначением которой и обратилась истец, закреплены в ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее- Закон).
Трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Закона назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с п.З ст.1, п.2 ст.27 Закона при назначении данного вида пенсий в настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, при решении вопроса о возможности назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Закона, обязательны к применению Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Также применяются Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, подлежащие применению на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.
Установлено, что 22.10.2010 года истцом были представлены в УПФ города Асбеста документы для досрочного назначения пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.
Согласно решению УПФ РФ в г.Асбесте Свердловской области за *Номер* от *Дата* в назначении пенсии истцу было отказано из-за отсутствия специального стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В стаж на соответствующих видах работ приняты к зачету 26 лет 9 мес. и 13 дней. Периоды работы *Дата* - *Дата* (*Дата*) - с/воспитатель ясельной группы, ясли-сад *Номер*; *Дата* - *Дата* (*Дата*) - воспитатель ясельной группы, детский комбинат *Номер*; *Дата* - *Дата* (*Дата*) - воспитатель ясельной группы, ясли-сад *Номер*; *Дата* - *Дата* (*Дата*) - воспитатель, детский комбинат *Номер*, не приняты к зачету, так как наименование должности не предусмотрено Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 № 377 и наименование учреждения не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 № 395, применяемых при назначении пенсии по Постановлению Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464. При применении п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, наименование таких структурных подразделений не предусмотрено.
Установлено, что Пургина В.А. (добрачная фамилия Краснова) имеет специальное медицинское образование, что подтверждается дипломом об окончании Асбестовского медицинского училища(л.д.19).
Из архивной справки Свердловской железной дороги усматривается, что приказом *Номер* от *Дата* по ясли - саду *Номер* Пургина В. А. принята <данные изъяты> в ясельную группу с *Дата*.
Приказом *Номер* от *Дата* по ясли - саду *Номер* Пургина В. А., <данные изъяты>, уволена переводом в детский сад *Номер* по ст.29 п. 5 КЗОТ СФСР с *Дата*.
Приказом *Номер* от *Дата* по ясли - саду *Номер* Пургина В. А. принята воспитателем в ясельную группу с *Дата*.
Приказом *Номер* от *Дата* по ясли - саду *Номер* Пургина В. А. назначена и.о. ст. медсестры с *Дата*
Как пояснили истец и свидетели М.Л.И.,П.Ф.Н.., З.Н.С., переводы истца из яслей-сада *Номер* в детский сад *Номер* и обратно в ясли-сад *Номер* связаны с ремонтом яслей-сада *Номер*. Истец в период работы в этих детских учреждениях выполняла обязанности медицинской сестры в ясельной группе, где находились дети от 2мес. до 1-2 лет. В должностные обязанности сестер-воспитателей входило проведение большой работы не только по воспитанию детей раннего возраста, но и по обеспечению здоровья и полноценного их развития, а так же проведение целого комплекса оздоровительных мероприятий:
ежедневного утреннего приема детей с осмотром полости рта и зева, кожного покрова;
измерение температуры;
ежедневное наблюдение и анализа стула у каждого ребенка;
профессиональное проведение гигиенических мероприятий: гигиена тела, одежды детей в зависимости от температуры воздуха, проведение различных видов закаливания ( водные и воздушные), массаж стоп и рук,
укрепление физических сил ( занятия с детьми по развитию основных движений), проведение профилактических мероприятий, назначенных медиками детского сада, карантинных мероприятий ( в период эпидемического режима);
проведение с родителями воспитанников санитарно- просветительной работы в целях охраны здоровья и профилактике заболеваемости детей; ежедневных бесед, консультаций; замена ежемесячных санитарных бюллетеней; родительских собраний по вопросам профилактики вирусных, инфекционных заболеваний у детей; обеспечение режима дня в соответствии с возрастом детей: правильное сочетание и рациональное распределение времени сна, отдыха, двигательного режима и прогулки;
привитие гигиенических навыков во время приема пищи и туалета. Комплексное обеспечение в течение дня оздоровительных мероприятий способствовало низкой заболеваемости детей раннего возраста.
Во время работы истец в группе ходила в белом халате, тогда как воспитатели старших групп ходили в своей одежде.
В период временного отсутствия ст. медицинской сестры яслей-сада ее замещала. Пургина В.А.
В Положении об яслях-саде *Номер* указано, что на должность мед. сестры ясельных групп назначаются лица, окончившие мед. школы и мед. училища ( л.д.27).
В связи с отсутствием других архивных документов по работе истца в спорные периоды в яслях-садах *Номер* и *Номер* (документы утрачены, ясли-сад *Номер* ликвидирован), у суда отсутствуют другие доказательства по делу.
Позднее ясли-сад *Номер* стали указывать как детский комбинат *Номер*.
В пункте 1 «Устава детского сада», утвержденного Народным комиссариатом просвещения РСФСР 16.12.1944г., указано, что детский сад является государственным учреждением общественного воспитания детей.
Все детские сады, независимо от ведомственной принадлежности, регистрируются в ГОРОНО, где при регистрации им устанавливается порядковый номер детского сада, он приобретает права юридического лица. Детский сад независимо от ведомственной принадлежности проводит работу на основании «Устава детского сада».
Согласно ст.6 Закона РСФСР «О народном образовании»от 02.08.1974г.и в соответствии с Основами законодательства СССР о народном образовании, в компетенцию высших органов государственного управления в области народного образования входит установление типов учебных заведений и других учреждений народного образования, утверждение положений (уставов)о них, порядок определения штатов.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21.05.1959г. № 558 «О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений» было решено объединить два типа дошкольных учреждений : ясли и детский сад в единое дошкольное учреждение (ясли-сад). В приказе Министерства просвещения РСФСР от 31.12.1971 г. №103 «Об утверждении типовых штатов дошкольных учреждений» значатся наименования дошкольных учреждений - детский сад и ясли -сад.
В период работы истца медицинской сестрой/воспитателем в яслях-саде №54 и воспитателем ясельной группы в яслях-саде № 29 действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах.... Данный Перечень относил детские ясли в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Согласно «Положению о постоянных детских яслях», утвержденного Министерством здравоохранения СССР 03 марта 1956 года, «Детские ясли являются государственным лечебно - профилактическим учреждением, предназначенным для медицинского обслуживания и общественного воспитания детей в возрасте от 1 месяца до 3 лет. Из Приложения № 2 к Приказу Министра просвещения СССР от 21 декабря 1971 года № 103 видно, что в типовых штатах яслей - садов в ясельной группе предусматривалась должность медицинской сестры.
Согласно Постановлению Госкомтруда СССР от 07.01.1977 N 3 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ И ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ", медицинские работники, работающие в детских дошкольных учреждениях, не относились к лицам, занимающимся педагогической деятельностью.
Медицинская сестра детских яслей обязана: проводить мероприятия по лечению детей и профилактике заболеваний по назначению фельдшера и врачей специалистов,, оказывать доврачебную помощь в случае острого заболевания или травмы., осуществлять ежедневный осмотр и термометрию детей и т.д.
При изложенных обстоятельствах в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению только периоды работы Пургиной В.А. с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - <данные изъяты> ясельной группы, ясли-сад *Номер*; с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - <данные изъяты> ясельной группы, детский комбинат *Номер*»; с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - <данные изъяты> ясельной группы, ясли-сад *Номер*. Включение указанных периодов в специальный стаж дает истцу право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней, то есть с *Дата*
С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. (Определение ВС РФ от 12.05.06 г. дело № 46-ВО6-8 л.д. 19 - 21)
Конституционный суд Российской Федерации своим Постановлением №11-П от 3 июня 2004 года признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,11,12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливающие для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения..., в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения..., периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, то законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Одновременно, суд не находит оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - <данные изъяты>, детский комбинат *Номер*», так как из представленных документов не усматривается, что истец работала в этот период на ясельной группе, занималась медицинской деятельностью. Архивные документы по детскому саду *Номер* не сохранились. Действующее пенсионное законодательство не предусматривает подтверждение специального стажа только свидетельскими показаниями.
Право на назначение досрочной трудовой пенсии у истца возникает с 22.10. 2010г.
Истец просит не взыскивать с ответчика уплаченную ею при подаче иска государственную пошлину.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Включить в специальный трудовой стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочную трудовую пенсию, Пургиной В. А. периоды работы с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - <данные изъяты> ясельной группы, ясли-сад *Номер*; с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - <данные изъяты> ясельной группы, детский комбинат *Номер*; с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - воспитателем ясельной группы, ясли-сад *Номер*.
Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области назначить Пургиной В. А. досрочную трудовую пенсию по старости с *Дата*
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Асбестовского городского суда ___________________ Чечулина Л.В