решение от 11.10.2012 года



Дело № 2-1322/2012

Мотивированное решение изготовлено 15. 10.2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    11 октября 2012 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Гайсиной Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к Государственному учреждению-Управлению пенсионного фонда РФ в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У с т а н о в и л :

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что решением ГУ -Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области от *Дата* *Номер* ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого законом стажа на соответствующих видах работ 12 лет 6 мес.

Не принят к зачету стаж на соответствующих видах работ с *Дата* по *Дата*(*Дата*) газоэлектросварщиком Центральной лаборатории КИПиА Малышевского рудоуправления.

    Истец просит включить спорный период работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему такую пенсию со дня исполнения истцу 55 лет, то есть с *Дата*, взыскать с ответчика в его пользу в возмещение расходов по оплате госпошлины сумму сумма, в возмещение расходов по составлению искового заявления сумма.

Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении своих требований.

Представитель ответчика исковые требования ФИО1 не признал, представил письменное мнение по иску. Кроме того, представитель ответчика считает, что сумма, которую истец просит взыскать за составление искового заявления, значительно завышена.

Представитель третьего лица, ОАО «Малышевское рудоуправление», исковые требования ФИО1 поддержал.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчика и третьего лица, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Материальные нормы права, в соответствии с которыми гражданам назначаются досрочные трудовые пенсии, за назначением которой и обратился истец, закреплены в ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон).

В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Закона досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с п.3 ст.1, п.2 ст.27 Закона, п.1 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 г. № 517 и п. 1 Перечня списков производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537, при назначении данного вида пенсий применялся и применяется в данное время Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Конституционный Суд Российской Федерации определил, что Пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий особенности реализации определенными категориями граждан права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования при отсутствии специального федерального законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному назначению этим гражданам трудовой пенсии по старости на условиях, предусмотренных пунктом 1 той же статьи.

Стаж на соответствующих видах работ ФИО1 учтенный ответчиком на день обращения за назначением пенсии составил 05 лет 06 мес.

Ответчик исключил из специального стажа истца период работы истца с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - газоэлектросварщик, Центральная лаборатория КИП и А Малышевского рудоуправления, так как в соответствии с абз. 2 пункта 4 разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 № 5, работники лабораторий предприятий, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда только в тех случаях, когда эти лаборатории прямо указаны в Списках.

Лаборатории в разделе XXXIII Списка № 2 не поименованы, поэтому, по мнению ответчика, нет оснований для назначения газоэлектросварщику Центральной лаборатории КИП и А МРУ досрочной пенсии по Списку № 2.

В Определении Конституционного суда РФ от 6 марта 2003г. N 107-О дано разъяснение конституционно-правового смысла положений подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": «В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного его статьей 7, мужчинам - по достижении возраста 55 лет и женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет и шести месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж: соответственно не менее 25 и 20 лет, а в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы - женщинам (подпункт 2 пункта 1).

Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с тяжелыми условиями труда в период до 1 января 1992 года и именно тогда выработал требуемый специальный стаж). При этом, из предписаний подпункта 2 пункта 1 и пункта 3 статьи 27 не следует, что право граждан указанной категории на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми (или перестали считаться таковыми) те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным правовым актам, к работам с тяжелыми условиями труда (в частности, были включены в Список N 2 1956 года) и до 1 января 2002 года засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте.

Истолкование названных норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что эти работы по своему характеру и условиям более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо, с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации)».

Между тем из содержания пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливать их пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение за работу в тяжелых условиях. При осуществлении названных полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе, регламентирующими порядок сохранения и преобразования ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Работники, предусмотренные в разделе «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956г. № 1173, пользовались правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от наименования подразделения, цеха, участка, отдела (в частности - лаборатория), в которых они заняты.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 был утвержден новый Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Этот Список, введенный в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года, применялся при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании пункта "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Стаж работы ФИО1 в указанной профессии, в силу статьи 133.1 названного Закона (ею устанавливалось правило о включении в специальный трудовой стаж времени выполняемых до 1 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях), подлежал зачету в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначалась пенсия в связи с особыми условиями труда при пониженном пенсионном возрасте.

ФИО1, как электрогазосварщику центральной лаборатории КИПиА, как работнику, занятому во вредных условиях труда, выдавались спецодежда и средства индивидуальной защиты (костюм х/б, перчатки диэлектрические, сапоги резиновые, каска защитная), спецжиры (молоко). Дополнительный отпуск истца составлял 7 календарных дней.

ФИО1, как электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке, имеет право на пенсию по возрасту на льготных условиях по списку № 2 (утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10), раздел - 33, общие профессии, как электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, 23200000-19756.

Таким образом, суд считает возможным включить в специальный стаж истца период работы с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - газоэлектросварщик, Центральная лаборатория КИП и А Малышевского рудоуправления

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации № 173-ФЗ от 17.12.2001г., трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Суд приходит к выводу о том, что истец приобретает право на досрочную трудовую пенсию по старости со дня исполнения ему 55 лет, а именно: с *Дата*.

    Истец просил взыскать с ответчика сумма в возмещение расходов по составлению искового заявления и в возмещение расходов по уплате госпошлины сумму сумма.

В подтверждение уплаченных им сумм, истец предоставил подлинные квитанции которые находятся в материалах дела. Указанные суммы подлежат взысканию с ответчика в соответствии со ст. ст.94,98 ГПК РФ.

Однако, истец в судебном заседании заявил, что просит взыскать с ответчика в его пользу в возмещение расходов по составлению искового заявления не сумма, а только сумма, что является правом истца.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период его работы с *Дата* по *Дата* (*Дата*) - газоэлектросварщик, Центральная лаборатория КИП и А Малышевского рудоуправления.

    Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда с *Дата*.

Взыскать с Государственного учреждения -Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте в пользу ФИО1 в возмещение расходов, связанных с составлением искового заявления, сумма и в возмещение расходов по оплате государственной пошлины сумма.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня изготовлении решения в окончательном виде.

    Судья Чечулина Л.В.