Дело №12-13/2011 РЕШЕНИЕ 30 марта 2011 года г.Асбест Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Юровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Медведевой О.В. на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво Кабанова И.П. от *Дата* о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей за административное правонарушение по ч.2 ст.14.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: Медведева О.В. обратилась в Асбестовский городской суд с жалобой на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво Кабанова И.П. от *Дата* о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей за административное правонарушение по ч.2 ст.14.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что виновность в совершении административного правонарушения не доказана. Поставщиком ГВС в данный дом является <данные изъяты> (от теплового пункта *Номер*). Ввод ГВС и отопления в *Адрес* осуществляется через жилой многоквартирный *Адрес* и магазин <данные изъяты>, температура на вводе в *Адрес* составляет 55 ° (замеры производились управляющей и обслуживающей организацией), что крайне мало для данной системы ГВС и уже ниже гигиенических нормативов, установленных действующими санитарными правилами. Однако, в постановлении о назначении административного наказания приводятся параметры горячей воды только в местах водоразбора в жилых помещениях. В ходе проведения внеплановой выездной проверки органом, вынесшим постановление об административном наказании, не измеряются параметры горячей воды на вводе в дом и не фиксируются в Акте, в результате чего установить по вине какого юридического лица (<данные изъяты> или <данные изъяты>) допущено оказание коммунальной услуги централизованного горячего водоснабжения с нарушением санитарных правил не представляется возможным. В судебном заседании представитель Медведевой О.В. - Кропанцева И.В., действующая на основании доверенности *Номер* от *Дата*, настаивала на удовлетворении жалобы в полном объеме, дополнив, что у ее доверителя отсутствует вина в совершении правонарушения, поскольку температура воды была понижена в связи с тем, что ресурсоснабжающая организация - <данные изъяты> подавала воду температуры ниже требуемой. После поступления жалоб и проверки, была проведена работа с <данные изъяты>, обслуживающий организацией <данные изъяты>, предприняты меры для повышения температуры воды. Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво Комаров А.В. в судебном заседании доводы заявителя считает необоснованными, ссылаясь на то, что несоблюдение управляющей организацией качества оказываемой населению коммунальной услуги и ее несоответствие требованиям стандартов, в частности, Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.1.4.2496-09) «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.4 Кодекса, а совершение данного правонарушения полностью подтверждено полученными в ходе проверки доказательствами. Выслушав представителя заявителя, настаивавшей на удовлетворении жалобе, изучив и исследовав материалы административного дела, обозрев подлинный административный материал в отношении директора <данные изъяты> Медведевой О.В., суд находит постановление по делу об административном правонарушении *Номер* от *Дата* в отношении Медведевой О.В. законным и обоснованным по следующим основаниям. Судом установлено, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво проведена внеплановая проверка соблюдения <данные изъяты> санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о защите прав потребителей, а именно по обращению с жалобой на качество предоставления коммунальных услуг (температура горячего водоснабжения) по адресу *Адрес*. Проверка проведена на основании распоряжения начальника УФСН в сфере защиты прав потребителей по г. Асбесту *Номер* от *Дата*. В ходе проверки должностными лицами органа, производившего проверку установлено, что управляющей компанией потребителям предоставляется коммунальная услуга ненадлежащего качества с нарушением требований санитарных правил, не соответствующая гигиеническим нормативам, а именно: горячая вода в местах водоразбора в жилых помещениях квартиры *Номер*, *Номер*, *Номер* жилого дома *Адрес* не соответствует требованиям санитарных правил по показателю - температура. По результатам проверки составлены акт проверки *Номер* от *Дата* и протокол об административном правонарушении от *Дата*, на основании которых вынесено постановление от *Дата* о привлечении Медведевой О.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 4000 руб. Частью 2 ст. 14.4 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами признаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. При этом в целях данного Закона под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека, а к факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Статьей 2 данного Закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В силу ст. 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг. <данные изъяты> осуществляет управление эксплуатацией жилого фонда, в том числе многоквартирного жилого дома по адресу: *Адрес* на основании заключенных с собственниками помещений договоров, т.е. является управляющей организацией. Согласно ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, установлено, что коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Согласно п. 6 Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение, под которым понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В соответствии с пунктом 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. Пунктом 3.1.4. договоров с собственниками жилых помещений также предусмотрена обязанность управляющей компании обеспечить предоставление коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданами и федеральными и региональными нормативами потребления и стандартами качества. Таким образом, общество является лицом, ответственным за оказанию потребителям услуг надлежащего качества, соответствующих требованиям санитарных правил. Как установлено проверкой, управляющей компанией <данные изъяты> населению жилищные (коммунальные) услуги оказываются с нарушением требований санитарных правил, что выразилось в том, что на момент проверки с *Дата* по *Дата* в квартирах *Номер*,*Номер*,*Номер*,*Номер*,*Номер* жилого дома по *Адрес* качество горячей воды не соответствовало требованиям санитарных правил по показателю «температура» - 43-51 °C при нормативе - 60 - 75 °C. Данный факт подтверждается протоколом об административном правонарушении от *Дата*, протоколами лабораторных исследований качества горячей воды *Номер* от *Дата*, актом проверки от *Дата* Директор <данные изъяты> Медведева О.В. является руководителем юридического лица, осуществляет организацонно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, в связи с чем является должностным лицом. Ссылка заявителя на то, что причиной снижения температуры микроклимата в жилых помещениях является не соблюдение температурного графика <данные изъяты>-поставщик теплоэнергии, судом отклоняется, поскольку на заявителя возложена обязанность по предоставлению услуг надлежащего качества, которые могут быть оказаны как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций. Доводы заявителя об отсутствии вины заявителя не нашли подтверждения в судебном заседании, поскольку доказательств того, что директором <данные изъяты> предпринимались действенные меры по оказанию услуг надлежащего качества, до привлечения ее к административной ответственности, суду не предоставлены. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" с учетом п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01) "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 г. N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. В связи с этим услуга управляющей компании по горячему водоснабжению не соответствует данным санитарным правилам и в действиях <данные изъяты> имеется событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.4 Кодекса. Суд не принимает доводы заявителя о том, что иные нормативные акты допускают для закрытых систем водоснабжения температуру горячей воды не ниже 50 °C. Изменения, внесенные в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" в связи с принятием СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", введены в действие с 01.09.2009 г. и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжении (п. 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09), тогда как общество ссылается на более ранее регулирование вопросов качества горячей воды. В силу п. 1.3. СанПиН 2.1.4.2496-091.3. данные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.). Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. N 167, централизованной системой коммунального водоснабжения признается комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. Система водоснабжения жилого дома является централизованной и на нее в полной мере распространяются санитарные норма и правила СанПиН 2.1.4.2496-091.3. В соответствии с п. 4.12, 4.12.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 г. N 158-ст, а также ГОСТ Р 51232 "Вода питьевая", потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать как безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, так и непрерывность потребления. Несоответствие коммунальных услуг санитарными требованиями по качеству влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.4 Кодекса. В силу п. 1.1. СанПиН 2.1.4.2496-091.3. данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды, а также правила контроля качества воды, поэтому нарушение управляющей компанией требований этих правил и нормативов по качеству горячей воды (несоблюдение температуры горячей воды, делающей ее небезопасной для потребителей) правильно было квалифицировано управлением по ч. 2 ст. 14.4 Кодекса. При назначении наказания управлением учтены обстоятельства правонарушения, с учетом которых штрафа за данное правонарушение был определен в минимальном размере, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 Кодекса, то есть в размере 40000 руб. Таким образом, действия должностного лица Медведевой О.В., которая как директор <данные изъяты> в *Адрес* несет ответственность за оказание услуг соответствующим санитарным правилам, правильно квалифицированы по ч.2 ст.14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок привлечения к административной ответственности директора <данные изъяты> должностным лицом соблюден. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для признания незаконным и отмены постановления начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво Кабанова И.П. от *Дата* о привлечении директора <данные изъяты> Медведевой О.В. к административной ответственности по ч.2 ст.14.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не имеется. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд РЕШИЛ: Постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво Кабанова И.П. от *Дата* о привлечении директора <данные изъяты> Медведевой О.В. к административной ответственности по ч.2 ст.14.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации оставить без изменения, жалобу Медведевой О.В. - без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд Свердловской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Судья Асбестовского городского суда А.А.Юрова