Решение от 07.10.2011



Дело № 12-92/2011

Р Е Ш Е Н И Е

07 октября 2011 года                                                                                                 город Асбест

Асбестовский городской суд Свердловской области в составе

судьи Мансурова С.А.,

при секретаре Кочелаевой М.А.,

c участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ходжаева С.С.,

рассмотрев жалобу Ходжаева С.С. на постановление начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. от *Дата* о привлечении Ходжаева С.С., <данные изъяты>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей,

У С Т А Н О В И Л :

*Дата* постановлением начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. от *Дата* Ходжаев С.С. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанным постановлением Ходжаев С.С. был признан виновным в том, что *Дата*, являясь гражданином Узбекистана, нарушил правила въезда в Российскую Федерацию, что выразилось в не предоставлении при въезде в РФ полиса медицинского страхования, действительного на территории РФ, чем нарушил положения пп 5 ст.27 ФЗ-№114 от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Не согласившись с данным постановлением, Ходжаев С.С. обжаловал его в Асбестовский городской суд, просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, считая его незаконным (л.д.1).

В судебном заседании Ходжаев С.С. поддержал доводы, изложенные в жалобе, указал, что в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как он, являясь гражданином <данные изъяты>, приехал в Российскую Федерацию в целях поиска работы, трудоустроился в г.Асбесте поваром у ИП *ФИО1*. При въезде в РФ он не знал о необходимости предоставления полиса, кроме того, данный документ при пересечении границы у него не требовали, потребовав лишь его паспорт и заполненную миграционную карту и *Дата* разрешили ему въезд в РФ в целях поиска работы. После прибытия в город Асбест, он зарегистрировался по месту пребывания по адресу: *Адрес* в отделе УФМС в г.Асбесте, сроком пребывания до *Дата*. При регистрации ему так же не разъяснялось о необходимости получения полиса медицинского страхования. Так же при пересечении границы ни какой информации о необходимости наличия полиса не имелось. После того, как в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, он получил полис медицинского страхования. Ранее он обращался за медицинской помощью на территории РФ, медицинскую помощь оплачивал самостоятельно.

Представитель УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Богомаз Я.В. в судебном заседании указала, что Ходжаев С.С. нарушил правила въезда на территорию РФ, о том как он смог пересечь границу РФ ей ничего не известно, считает, что сотрудники пограничной службы РФ незаконно не истребовали у Ходжаева С.С. полис медицинского страхования при пересечении границы, объясняет это отсутствием согласования по данному вопросу между пограничной службой РФ и УФМС России. О том, имелась ли у Ходжаева С.С. информация о необходимости наличия полиса при пересечении границы, а так же о возможности получения указанного полиса при пересечении границы РФ, ей ничего не известно, соответствующих данных в УФМС г.Асбеста нет. Считает, что Ходжаев С.С., пересекая границу РФ должен был самостоятельно изучить законодательство РФ, в том числе положения об обязательном наличии полиса медицинского страхования. Просит оставить постановление о привлечении Ходжаева С.С. к административной ответственности без изменения.

Заслушав показания Ходжаева С.С., пояснения Богомаз Я.В., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд считает, что постановление начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. от *Дата*, подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.30.6 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, является административным правонарушением, предусмотренным ст.18.8 ч.1 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Из протокола об административном правонарушении *Номер* от *Дата* следует, что Ходжаев С.С. - гражданин <данные изъяты>, *Дата* нарушил правила въезда в РФ, что выразилось в не предоставлении при въезде в РФ полиса медицинского страхования, действительного на территории РФ, чем нарушил положения пп 5 ст.27 ФЗ-№114 от 15.08.1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Ходжаев С.С. в объяснениях лица, привлекаемого к административной ответственности, указал, что не представил медицинский полис, так как не знал об этом, в переводчике не нуждается

В объяснении, отобранном *Дата* оперативным дежурным ДЧ ММО МВД РФ «Асбестовский» *ФИО2*, Ходжаев С.С. указал, что *Дата*приехал в Россию в *Адрес* на заработки, откуда его позвали в г.Асбест на работу к *ФИО1*, у которой он и зарегистрировался по *Адрес*. О том, что нужно оформлять медицинский полис он не знал, на границе полис у него не спрашивали.

Рапортом от *Дата* полицейским ДРППСП *ФИО3* доложено, что *Дата*, в 18:20ч., по адресу: *Адрес*, в ходе операции «нелегальный мигрант» выявлены гр-не <данные изъяты> *ФИО4* и Ходжаев С.С., у которых в нарушение п.5 ст.27 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» отсутствуют полиса медицинского страхования, действительные в РФ. Эти граждане были доставлены в ДЧ ММО «Асбестовский» для привлечения к ответственности по ч.1 ст.18.8 ч.1 КоАП РФ.

Согласно паспорту *Номер*, выданного *Дата* <данные изъяты>, Ходжаев С.С. является гражданином <данные изъяты>. В миграционной карте *Номер*, выданной на имя Ходжаева С.С., установлено, что он прибыл на территорию РФ *Дата*.

Согласно отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания установлено, что Ходжаев С.С. гражданин <данные изъяты> в установленном порядке уведомил отдел УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе о прибытии в место пребывания по адресу *Адрес*, поставлен данным органом на учет на срок до *Дата*.

Таким образом, судом установлено что до Ходжаева С.С. ограничения, установленные пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», на момент оформления документов при въезде на территорию в РФ, доведены не были, полис медицинского страхования у Ходжаева С.С. во исполнение указанного пункта Закона истребован также не был, иного органом, привлекающим Ходжаева С.С. к административной ответственности - не доказано. Исходя из наличия у Ходжаева С.С. документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, подтверждающих легальность въезда на территорию РФ Ходжаева С.С., суд считает, что должностным лицом органа, привлекающего Ходжаева С.С. к административной ответственности не представлено достаточно доказательств наличия в действиях Ходжаева С.С. состава административного правонарушения, а именно не доказана вина Ходжаева С.С.. При этом обстоятельства пересечения границы РФ Ходжаевым С.С. не установлены, должностным лицом органа, привлекающего Ходжаева С.С. к административной ответственности они не исследовались, равно как и причина, по которой пограничная служба РФ разрешила Ходжаеву С.С. въезд на территорию РФ.

Кроме того, как следует из положений п.5 ст.27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», обязанность наличия полиса имеет исключения, в частности указано, что указанное требование не распространяется на сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.

Согласно пункту 3 Положения о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 N1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации", медицинское страхование граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), временно находящихся в Российской Федерации, производится на основе международных договоров Российской Федерации с этими государствами. В числе указанных международных договоров - Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1997 года.

В соответствии с вышеуказанным Соглашением от 27 марта 1997 года, скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности оказывается гражданам беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) независимо от организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм их собственности. С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе.

Оказание плановой медицинской помощи гражданам на территории государства временного пребывания осуществляется на платной основе с проведением взаиморасчетов по договорным ценам или действующим прейскурантам. Основанием для предоставления того или иного вида плановой медицинской помощи является наличие соответствующих медицинских документов и гарантийное обязательство направляющей страны об оплате фактической стоимости медицинской помощи.

При отсутствии указанных документов плановая медицинская помощь оказывается после осуществления предоплаты в размере не менее ориентировочной стоимости лечения с проведением последующих взаиморасчетов по фактическим затратам между ЛПУ и пациентом или юридическим (физическим) лицом, его представляющим.

В отдельных случаях, по договоренности Сторон, гражданам, страдающим тяжелыми заболеваниями, плановая консультативная и лечебно-диагностическая медицинская помощь может быть оказана на иных условиях.

Так же в ст.7 указанного Соглашения определено, что плановая медицинская помощь гражданам, работающим по контракту (трудовому договору) в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и объемах, предусмотренных контрактом, либо за счет личных средств граждан; оплата лечения профессиональных заболеваний или производственных травм, связанных с трудовой деятельностью граждан в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством этого государства.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Как указано в статьях 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться; участник данной Конвенции не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Вместе с тем, учитывая изложенное выше о месте и роли международно-правовых актов в правовой системе Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что, включив эти акты в свою правовую систему, Российская Федерация тем самым наделила содержащиеся в них нормы способностью оказывать регулирующее воздействие на применение положений внутреннего законодательства.

На этом основании представляется, что решение вопроса о мерах ответственности за совершенное иностранным гражданином административного правонарушения в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.

Таким образом, постановление начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. *Дата* было вынесено в отношении Ходжаева С.С. без учета положений актов международного права, участником которых является Российская Федерация, в том числе Соглашения от 27 марта 1997 г. «Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников СНГ», а также не получили всесторонней оценки конкретные обстоятельства совершения Ходжаевым С.С. правонарушения, анализ действующим международно-правовым актам, регулирующим сферу медицинского страхования иностранных граждан, так же не дан.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При таких обстоятельствах постановление начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. от *Дата* в отношении Ходжаева С.С.подлежит отмене, а дело - направлению в УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении следует принять меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному рассмотрению дела.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.9 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ

Постановление начальника УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе Мордвиновой М.Л. от *Дата* о привлечении Ходжаева С.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, отменить, направить дело в УФМС России по Свердловской области в Асбестовском районе на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Решение вынесено в совещательной комнате в печатном виде с использованием компьютерной техники.

Судья Асбестовского городского суда                                                         Мансуров С.А.